Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
Краснообская средняя общеобразовательная школа № 2
(МБОУ Краснообская СОШ № 2)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
630501, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий поселок Краснообск,
здание № 76, телефон/факс 348 37 70, электронная почта [email protected]
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Учитель русского языка и литературы Кудряшова А.Н.
2021-2022 учебный год
Структура спецкурса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель курса:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем спецкурса – 17часов.
Количество часов в неделю – 0,5 часа
Формы, виды занятий.
Курс "Избранные вопросы в изучении курса русского языка" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
приёмы разграничения схожих написаний;
уметь
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольного диктанта, который включает задания по основным проблемам курса.
Календарно-тематическое планирование для 7 класса по курсу «Избранные вопросы русского языка»
№ урока | Тема занятия. Содержание | Количество часов |
1 | Введение. Основные принципы русской орфографии и пунктуации. Лингвистическая игра»Знаешь ли ты русский язык?» | 1 |
2 | Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Фонетический разбор. | 1 |
3 | Морфемика. Морфемный разбор. Правописание приставок. Практикум | 1 |
4 | Правописание безударных гласных в корне слова(проверяемых ударением, не проверяемых ударением,чередующимися).Срез по теме | 1 |
5 | Трудные случаи при изучении существительного. Морфологический разбор. Мини-тест | 1 |
6 | Прилагательное. Трудные случаи. Морфологический разбор | 1 |
7 | Глагол. Правописание глагола. Числительное. Местоимение. Практикум на написание .Морфологический разбор | 1 |
8 | Контрольный диктант на орфографию | 1 |
9 | Не с причастием, н, нн в причастии.Мини-диагностика | 1 |
10 | Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах. | 1 |
11 | Правописание производных предлогов. Практикум. Срез. | 1 |
12 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО,их отличие от омонимичных частей речи. | 1 |
13 | Пунктуация простого осложненного предложения | 1 |
14 | Пунктуация сложного предложения | 1 |
15 | Пунктуация предложений с прямой речью. | 1 |
16 | Контрольный пунктуационный диктант | 1 |
17 | Час консультации »Хочу спросить...» | 1 |
| | |
| | |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева.
3. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
Список литературы
1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). - Волгоград: Учитель, 2003.
2. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен»,2005.
3. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2008.
4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособ. - М.: Дрофа, 1997.
5. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2019.
6. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.