Программа элективного курса
«В мире профессий»
для учащихся начальной школы
(научно-познавательное и социальное направление)
разработчик:
Лисина Марина Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 29» г. Тамбов
высшая категория.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учётом пожелания родителей и интересов учащихся была разработана программа элективного курса научно-познавательного направления «В мире профессий».
Элективный курс «В мире профессий» предназначен для организации внеурочной деятельности и рассчитан на учащихся начальных классов. Курс ориентирован на развитие творческой личности, на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и предполагает повышение мотивации к обучению и познанию. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, который позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Они являются важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе. В начальной же школе элективные курсы используются не так часто и считаются новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения.
Курс рассчитан сроком на 1год (1 раз в неделю), а при доработке –его можно использовать и на весь период обучения в начальной школе.
Педагогическая целесообразность данного элективного курса обусловлена тем, что предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
При реализации данного курса создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Актуальность курса обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта.
Главная идея курса – профориентация. Начальное обучение должно дать учащимся общее представление о мире профессий.
Основная цель курса - расширить представления детей о профессиях, а также исследовать их способности применительно к рассматриваемой профессии.
Главная задача курса – развитие познавательных способностей учащихся на основе создания разнообразных впечатлений о мире профессий.
Кроме знакомства с миром профессий на занятиях будут решаться задачи по развитию и коррекции психических процессов: памяти, внимания, операций анализа и синтеза, классификации и обобщению, творческого мышления. А также обучение младших школьников ориентированию в информации, поиску главного для себя, использованию полученного материала в жизни.
Игровые моменты, развивающие упражнения, набор заданий определяются той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии. Например, при рассмотрении профессии «архитектор» уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным и творческим мышлением; профессия «следователь» требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать и логически мыслить.
Курс обладает развивающим характером, который способствует:
эмоциональному восприятию окружающего мира, формирование целостного знания о мире профессий и самостоятельной оценки своих возможностей;
развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Основой обучения должно быть не запоминание учеником информации, а активное участие самих школьников в процессе её приобретения (деятельностный подход). Поэтому основной метод обучения – метод проблемного обучения.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результаты 1 уровня (школьник знает и понимает общественную жизнь).
Учащиеся к концу курса приобретут знания: о некоторых профессиях, особенностях той или иной специальности; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; об исследовании своих способностей.
2. Результаты 2 уровня (школьник ценит общественную жизнь).
У учащихся к концу курса сформируются такие ценности как: уважительное отношение к труду, к работающим людям; терпимое поведение в ситуациях разнообразия взглядов, уважение иной точки зрения, стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты 3 уровня (школьник самостоятельно действует в общественной жизни).
Учащиеся смогут приобрести опыт: самостоятельного планирования своих действий; использования иллюстраций, фильмов, книг, карт, архитектурных памятников, интернет ресурсов и др. вещей как источника своих знаний; ориентирования в информации и в выборе нужной по определённому вопросу; выполнения самостоятельных творческих заданий. Будут учиться использовать в учебных целях, при выполнении общественных поручений и в процессе самообразования знания, полученные на занятиях, а также участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.
В ходе освоения программы «В мире профессий» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД).
Личностные УУД:
Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения;
Способность адекватно судить о причинах своих успехов/неуспехов в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием и старанием;
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
Сформированность учебных мотивов, стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Познавательные УУД:
Построение логической цепи рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Как и где находить и выделять необходимую информацию; применение методов информационного поиска;
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.
Регулятивные УУД:
Преодоление импульсивности, непроизвольности;
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сотрудничество с учителем и сверстниками;
Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Взаимоконтроль и взаимопомощь по уходу выполнения задания;
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
Контрольно-оценочные параметры:
По окончании курса ученики получают сертификаты разного достоинства (разная цветовая гамма), в которых проставляются баллы, согласно рейтинговой системе. Количество балов зависит от выполнения видов работ из предложенного перечня (сообщения, рисунки, аппликации, презентация и т.п.) с соблюдением требований и предоставления в срок, а также участие в интеллектуальных конкурсах на школьном и муниципальном уровнях.
Контроль за формированием универсальных учебных действий (УУД) у учащихся приведён в данной таблице и осуществляется по следующим параметрам:
УУД | параметры | критерии | Форма контроля |
Личностные | 1.Сформированность учебных мотивов. 2.Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. 3.Способность адекватно судить о причинах своих успехов/неуспехов в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием и старанием. | Проявляет интерес к школьным предметам, к новым знаниям. Активно интересуется новыми видами деятельности. Выполняет требования, предъявляемые воспитанному человеку. Умеет себя оценить | Психологические тесты. (методика определения сформированности мотивов, уровня воспитанности учащихся). Беседы, наблюдения. Участие школьника в различных видах деятельности. |
Познавательные | 1.Построение логической цепи рассуждений 2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. 3.Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 4.Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. | Знает, где можно найти ту или иную информацию. Умеет пользоваться словарями, энциклопедиями, СМИ, Интернетом. Учащийся слышит и понимает речь собеседника; обосновывает свою позицию, доказывает свою точку зрения; применяет в выступлениях, защите нужные ссылки на доказательства. | Решение проблемных ситуаций, нахождение правильного ответа Сообщения, презентации. Поддержание беседы, ответы на вопросы Дискуссия, педагогическое наблюдение. Публичные выступления детей, защита сообщений; презентации продуктов деятельности. Коллективная творческая деятельность |
регулятивные | 1.Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сотрудничество с учителем и сверстниками. 2.Преодоление импульсивности, непроизвольности 3.Умение адекватно воспринимать оценки и отметки. 4.Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. | Умеет объяснить выбор того или иного действия. Уважительно относится к мнению других, высказывается по отношению к их действиям. Умеет договариваться с людьми, способен сохранять доброжелательное отношение к ним. Планирует свою деятельность, не опаздывает, выполняет всё точно, старается ничего не упустить. | Самооценка и комментирование оценок и отметок как учителем, так и учащимися. Наблюдение за общением учащихся во время разных видов деятельности. Работа в группах. Коллективная творческая деятельность Тренинги, психологические игры. |
Коммуникативные | 1.Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; 2.Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности 3.Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Тактично указывает на ошибки или оказывает помощь товарищу. Умело ведёт диалог, чётко ставит вопросы, спокойно, без эмоционального возбуждения старается убедить собеседника или уступить ему. | Коллективная творческая деятельность Психологические игры. Беседы. Наблюдение за общением учащихся во время разных видов деятельности. Участие в НПК. |
Структура занятий.
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии из книг, телепередач, от родителей, знакомых.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему)
Ресурсное обеспечение программы.
Оборудование: Мультимедийная установка, компьютер, ученическая доска, презентационные материалы по разным профессиям; банк игр и упражнений для проведения тренингов, тестов, игр на развитие психических процессов.
Литература:
Афанасьев С.П. , Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М.,1997
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. Для начальной школы. – М.: Эйдос, 1994.
Лопатина А.А. Скребцова М.В. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Книжный Дом Локус, 2002.
Семёнова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – М.2004
Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей.- Ярославль: Академия развития, 2007.
Энциклопедия «Я познаю мир. Наука. Изобретения». М. Астрель, 2002.
Интернет-ресурсы:
Детям о профессиях http://pochemu4ka.ru/index/detjam_o_professijakh/0-601
Стихи и загадки о профессиях http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_1.htm; http://www.fun4child.ru/1344-stikhi-o-professijakh-dlja-detejj.html
Психологические занятия, уроки, игры http://www.psylesson.ru/vybor_professii
Примерное тематическое планирование
Раздел. Тема занятия. Краткое содержание | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Введение в мир профессий Развитие внимания, зрительной памяти. Азбука профессий. «Школьные» профессии. | 3 | Урок, дискуссия | Рисунок «школьной» профессии. Сочинение на тему: «Моя мама - …» «Мой папа -...» |
Профессия - архитектор Развитие памяти, мелкой моторики. Формирование пространственного мышления. Проект домика из геометрических фигур. Знакомство с архитектурными памятниками РФ. | 4 | Урок. Дискуссия. Консультация «Как оформить сообщения» | Сообщение (презентация) о знаменитых архитекторах и их творениях. Аппликация из геометрических фигур |
Профессия – следователь. Развитие зрительной памяти, внимания, анализа и синтеза. Игра «Раскрой преступление». Решение логических задач. Знаменитые сыщики мира. Чтение и обсуждение одного детективного рассказа (фильма) | 4 | Урок, дискуссия, игровая ситуация, просмотр( или чтение) детектива, встреча с сотрудниками полиции. | Беседа со следователем ОВД. Мини опрос «Каким должен быть современный полицейский» |
Профессия – биолог. Развитие слуховой памяти, зрительного восприятия. Описание животного по плану. Игра «Скрещивание растений» | 4 | Урок, дискуссия, игры; творческая мастерская; Викторина. | Составление кроссвордов по теме «Животные» и «Растения» |
Профессия – водитель. Развитие внимания, памяти. Беседа о развитии и становлении транспортной промышленности. ПДД. | 4 | Урок, дискуссия, игровая ситуация, Групповая работа | Рисунок «Транспорт будущего» |
Профессия – писатель. Развитие внимания, зрительной памяти. Игры «Найди ошибки», «Словесная баталия», «Пойми меня». Работа с толковым словарём. Сказки и фантастика. | 4 | Урок дискуссия, игровая ситуация. Посещение библиотеки. | Сочинение сказки. Написание проекта по теме (на выбор учителя). |
Профессия – продавец. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, умения классифицировать. Решение логических математических задач. Продавцы разных отделов Игра «Специализированный магазин» | 4 | Урок дискуссия, игровая ситуация. | Экскурсия в магазин. Рисунок «Витрина магазина». |
Профессия – актёр. Развитие внимания, зрительной памяти. Коррекция дикции. Развитие артистических способностей. | 4 | Урок дискуссия, игровая ситуация. | Инсценировка. |
Подводим итоги. | 1 (+1) | Дискуссия, продуктивная игра | Презентация одной из профессий (с использованием ИКТ) |
Тестирование «Кем быть?» | 1 | Урок тренинг «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | Диагностика предпочтений учащимися изученных профессий |
Итого:33часа +1 резерв