___________ Е.В. Подольская
от 25.08.2017 г.
_______________И.Г. Грибкова
Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Из этого следует, что необходимо находить стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся биологией. Как это сделать? Во время уроков невозможно ответить на все вопросы, которые интересуют учащихся. Элективный курс должен быть органично связан с учебной программой, но существенно расширять ее, и служить тем действенным средством, которое мобилизует активность учащихся в поиске знаний и помогает полнее удовлетворять их интересы. На элективном курсе есть возможность помочь учащемуся в определении устойчивых интересов к той или иной области биологии, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программного материала, и вопросов, выходящих за рамки этой программы, но доступных учащемуся данного возраста.
Элективный курс решает задачи воспитания определенных личностных качеств: силы воли, умения преодолевать трудности, ответственному отношению к своим обязанностям, дисциплины, умения распределять свое время. На занятиях, с их разнообразием форм и методов создаются условия для индивидуального развития личности и ее самоопределения. Пытливому уму самостоятельный поиск. Это формирование навыков самообразования, так необходимого в современной школе.
Учащийся научится применять знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основам здорового образа жизни и здоровье сберегающим технологиям;
Учащийся сформирует познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
Учащийся овладеет интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
Учащийся освоит эстетическое отношение к живым объектам.
Учащийся овладеет составляющими исследовательской и проектной деятельности. Научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Освоит многие явления и понятия, научиться классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Учащийся освоит умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Учащийся приобретет способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Учащийся сформирует умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивая разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
№п/п | Название темы | Формы организации занятия | Содержание раздела | Основные виды учебной деятельности |
Многообразие организмов и их классификация (1 час) |
1 | Распределение организмов по классификационным единицам | Работа с систематическими единицами: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, надцарство; работа с определителями | Классификация 3-4 растений и 3-4 животных организмов. Основные положения систематики как науки. | Объяснять принципы классификации организмов. Устанавливать систематическую принадлежность организмов (классифицировать). |
Бактерии, грибы, лишайники (1 час) |
2 | Сравнение разных видов бактерий на микропрепаратах, шляпочных грибов по муляжам и лишайников на живых объектах | Работа с микроскопом, готовыми микропрепаратами, муляжами, живыми лишайниками | Бактерии – доядерные организмы. Сходство шляпочных грибов разных видов Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников | Выделять существенные и отличительные признаки бактерий, грибов, лишайников. Распознавать бактерии, грибы, лишайники. Работать с текстом и иллюстрациями, медиаресурсами электронного приложения к учебнику, изучать грибы и лишайники в природе. |
Многообразие растительного мира (12 часов) |
3 | Рассматривание одноклеточных водорослей на микропрепаратах | Работа с микроскопом и приготовление микропрепаратов | Многообразие и среда обитания одноклеточных водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Приспособленность к среде обитания | Выделять существенные признаки одноклеточных водорослей. Определять принадлежность водорослей к систематическим группам (систематизировать). Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением |
4 | Сравнение мхов и папоротников на гербарных образцах | Работа с микроскопом (споры ) и гербарным материалом | Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания. Усложнение папоротников по сравнению с мхами. | Выделять существенные признаки мхов и папоротников. Распознавать мхи и папоротники на таблицах и гербарных материалах. Определять принадлежность мхов и папоротников к систематическим группам (систематизировать). Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением |
5 | Сравнение плаунов и хвощей по микропрепаратам и гербарным материалам | Работа с микроскопом и гербарным материалом | Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека. | Распознавать хвощи и плауны на таблицах и гербарных материалах. Определять принадлежность плаунов и хвощей к систематическим группам (систематизировать). Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением |
6 | Многообразие голосеменных | Работа с текстом и иллюстрациями, сравнительными таблицами, микроскопом и гербарным материалом, интернет - ресурсы | Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных в природе и жизни человека. Разнообразие хвойных растений. | Выделять существенные признаки голосеменных. Распознавать голосеменные на таблицах и гербарных материалах. Определять принадлежность голосеменных к систематическим группам (систематизировать). Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением |
7 | Сравнение покрытосеменных и голосеменных на по живым объектам | Работа с ветвями ели, сосны, туи, комнатными растениями (фикус, береза, тополь…) | Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Значение покрытосеменных и голосеменных | Выделять существенные признаки цветковых растений. Определять принадлежность цветковых растений к систематическим группам (систематизировать). Сравнивать представителей разных классификационных групп |
8 | Исследование строения корней и корневых систем однодольных и двудольных | Работа с микроскопом, гербарным материалом, влажными прпаратами | Функции корня. Строение корня, зоны корня. Распознавание корней и типов корневых систем на гербарных материалах | Определять виды корней и типы корневых систем. Объяснять взаимосвязь строения клеток разных зон корня с выполняемыми ими функциями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Различать на живых объектах, гербарном материале и таблицах видоизменения корней. |
9 | Сравнение внутреннего строения стеблей и почек однодольных и двудольных на микропрепаратах | Работа со сравнительными таблицами, микроскопом и гербарным материалом, комнатными растениями | Побег. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Внешнее и внутреннее строение стебля. | Приводить примеры разнообразных стеблей. Определять особенности видоизмененных побегов. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Устанавливать взаимосвязь между строением стебля и выполняемой им функцией. |
10 | Исследование внешнего и внутреннего строения листа на микропрепаратах и комнатных растениях | Работа с микроскопом и гербарным материалом, комнатными растениями | Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование. | Распознавать листья по форме. Определять тип жилкования. Различать листья простые и сложные, черешковые и сидячие, листорасположение. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. Определять типы листорасположения. |
11 | Многообразие цветков и соцветий | Работа с дополнительной литературой и интернет - ресурсами | Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизмененный укороченный побег. Околоцветник. Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий | Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах части цветка. Определять двудомные и однодомные растения. Сравнивать увиденное с приведенным в учебнике изображением. Определять типы соцветий. |
12 | Сравнение плодов и семян двудольных и однодольных | Работа с коллекциями и муляжами плодов и семян, микроскопом и гербарным материалом | Различия в строении семени однодольного и двудольного растения. Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. | Выделять существенные признаки семени двудольного и семени однодольного растения. Сравнивать строение однодольного семени и двудольного семени, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах, таблицах семена двудольных и однодольных растений. Определять типы плодов. Проводить классификацию плодов. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. |
13 | Многообразие семейств класса Однодольные | Работа с текстом и иллюстрациями, сравнительными таблицами и гербарным материалом, определителями, интернет – ресурсами, определителями | Семейства: Злаковые, Лилейные, Осоковые, Орхидные, Ароидные, Пальмовые | Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей однодольных растений и их основных семейств. Различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Освоить приемы работы с определителями. |
14 | Многообразие семейств класса Двудольные | Работа с текстом и иллюстрациями, сравнительными таблицами и гербарным материалом, определителями, интернет – ресурсами, определителями | Семейства двудольных растений: Березовые, Буковые, Ореховые, Бегониевые, Ивовые, Яснотковые | Выделять признаки класса двудольных растений и их основных семейств. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей семейств двудольных растений. Различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Освоить приемы работы с определителями. |
Многообразие животного мира (13 часов) |
15 | Определение диких видов животных по определителю | Работа с дополнительной литературой, определителями, интернет - ресурсами | Классификация животных. Вид. Охрана животного мира. | Устанавливать систематическую принадлежность животных (классифицировать). Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую. |
16 | Рассматривание одноклеточных животных на микропрепаратах | Работа с микроскопом, таблицами, сравнение, выводы, | Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. | Выделять признаки простейших. Распознавать простейших на живых объектах и таблицах. Выявлять черты сходства и различия в строении клетки простейших и клетки растений. Научиться готовить временные микропрепараты. Наблюдать свободноживущих простейших под микроскопом. |
17 | Сравнение тканей, органов, систем органов разных животных | Работа с микроскопом, таблицами, сравнение, выводы, дополнительной литературой | Типы тканей многоклеточных животных: покровная, соединительная, мышечная, нервная. Органы. Системы органов: пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, половая. | Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа с выполняемой функцией. Доказывать родство и единство органического мира. |
18 | Сравнение строения различных Кишечнополостных на микропрепаратах и таблицах | Работа с микроскопом, таблицами, сравнение, выводы, дополнительной литературой | Особенности строения и жизнедеятельности. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Практическое значение кораллов. | Устанавливать принципиальные отличия клеток многоклеточных животных от клеток простейших. Выделять существенные признаки кишечнополостных. Ставить биологические эксперименты по изучению животных и объяснять их результаты. Готовить временные микропрепараты. |
19 | Внутреннее строение червей разных типов на готовых микропрепаратах | Работа с микроскопом, таблицами, сравнение, выводы, дополнительной литературой | Профилактика заражения паразитическими червями. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. | Выделять характерные признаки червей. Различать на таблицах представителей червей. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями. Использовать меры профилактики заражения червями. |
20 | Многообразие Моллюсков | Работа с таблицами, коллекциями, сравнение, выводы, дополнительной литературой, интернет - ресурсами | Класс Брюхоногие моллюски. Класс Головоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. | Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на живых объектах и таблицах представителей моллюсков. Объяснять причины классификации моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значения моллюсков. |
21 | Усложнение строения органов дыхания Членистоногих | Работа с микроскопом, таблицами, коллекциями, сравнение, выводы, дополнительной литературой, наблюдение | Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые Развитие с неполным и полным превращением. | Объяснять особенности строения ракообразных, насекомых, паукообразных в связи со средой их обитания. Объяснять преимущества членистоногих по сравнению с другими беспозвоночными животными. Различать на живых объектах, таблицах и в коллекциях представителей членистоногих. Объяснять принципы классификации членистоногих |
22 | Сравнение приспособленности к среде обитания костных и хрящевых рыб | Работа с таблицами, дополнительной литературой, интернет – ресурсами, сравнение, выводы | Классы: Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Особенности формы тела и окраски рыб в связи с образом жизни и местами обитания. Значение рыб в природе. | Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения рыб от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб (классифицировать). Ставить биологические эксперименты по изучению строения рыб объяснять их результаты. |
23 | Сравнение приспособленности к среде обитания рыб и земноводных | Работа с таблицами, дополнительной литературой, интернет – ресурсами, наблюдение, сравнение, анализ, выводы | Среды обитания рыб и земноводных, Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие. Охрана земноводных. | Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. Сравнивать земноводных ы рыб по их приспособленности к среде обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей земноводных. Устанавливать систематическую принадлежность земноводных (классифицировать). Соблюдать меры охраны земноводных и объяснять значение земноводных. |
24 | Усложнения в строении и поведении Пресмыкающихся | Работа с таблицами, дополнительной литературой, интернет – ресурсами, наблюдение, сравнение, анализ, выводы | Особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи со средой обитания. Отряды: Чешуйчатые, Змеи, Черепахи, Крокодилы | Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. Сравнивать представителей земноводных и пресмыкающихся, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах и таблицах представителей пресмыкающихся, в том числе опасных для человека. Освоить приемы оказания первой помощи при укусах пресмыкающихся. |
25 | Среды обитания Птиц | Работа с таблицами, дополнительной литературой, интернет – ресурсами, определителями, наблюдение сравнение, выводы | Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Роль птиц в природе. Значение птиц для человека. Птицеводство. | Выделять существенные признаки птиц. Различать на живых объектах и таблицах представителей птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению строения птиц и объяснять их результаты. |
26 | Многообразие Зверей в связи с приспособленностью к среде обитания | Работа с таблицами, дополнительной литературой, интернет – ресурсами, определителями, наблюдение, сравнение, выводы, дополнительной литературой, наблюдение | Подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие. | Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих (классифицировать). Совершенствовать приемы работы с определителями. |
27 | Экскурсия «Взаимосвязь растений и животных» | Наблюдение, сравнение, анализ, выводы, краткие конспекты | Взаимозависимость растений и животных друг от друга | Оценивать с эстетический точки зрения представителей живого мира. Объяснять роль различных растений и животных в жизни человека. Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет-источниках, систематизировать. Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы подачи в другую. |
Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа) |
28 | Составление рядов усложнения растений в процессе эволюции | Работа с интернет – ресурсами, дополнительной литературой, анализ информации, выводы | Усложнение растений в процессе эволюции. | Приводить доказательства (аргументацию) родства, общности происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп). |
29 | Составление рядов усложнения животных в процессе эволюции | Работа с интернет – ресурсами, дополнительной литературой, анализ информации, выводы | Усложнение животных в процессе эволюции. | Приводить доказательства (аргументацию) родства, общности происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных систематических групп). |
30 | Составление рекомендаций по охране растений и животных на территории школы | Работа с интернет – ресурсами, дополнительной литературой | Охрана растительного и животного мира. | Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Использовать информацию разных видов и переводить ее из одной формы подачи в другую. |
Экосистемы (4 часа) |
31 | Экскурсия «Экосистема школьной территории» | Наблюдение, сравнение, запись выводов | Экосистема. Взаимоотношение организмов разных царств в экосистеме | Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Определять вид экосистемы. |
32 | Влияние экологических факторов на растения пришкольной территории | Наблюдение, сравнение, запись выводов | Экологические факторы: абиотические, биотические. Приспособленность организмов к абиотическим, биотическим факторам. | Объяснять приспособленность организмов к абиотическим и биотическим факторам. |
33 | Роль антропогенного фактора | Наблюдение, сравнение, запись выводов | Антропогенный фактор. Влияние человека на отношения организмов | Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. |
34 | Подведение итогов | Наблюдение, сравнение, запись выводов | Самоанализ отношения учащегося к окружающей среде | Оценка отношения каждого к окружающей среде |