Элективный курс
«Химия и питание».
1.Пояснительная записка.
Задача данного курса – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых ими наук (химии, биологии), их практических и прикладных аспектах.
Химия, как учебный предмет, призвана давать учащимся представления о научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.
Здоровый образ жизни – прежде всего сбалансированное питание. Поэтому формирование у учащихся правильного, научного представления о природе питания человека - одно из главных задач химии.
Понимание роли химических компонентов пищи поможет молодому поколению рационально построить свою диету, начиная уже со школьной скамьи, научит решать несложные биохимические задачи питания.
Такое отношение к питанию не только предупредит возникновение многих заболеваний, но и поможет максимально долго сохранить молодость, силу, красоту и повлиять на продолжительность активной, творческой жизни человека.
Ёще одна задача данного курса - показать роль химии в создании пищи будущего. Многое уже свершилось в науке, многое ёще должны открыть, применить к проблемам питания ученые. Все эти новинки должны заинтересовать учащихся, сделать их более творческими, а для творчества противопоказана ограниченность. Нужно знать многое. Широкий взгляд на мир поможет выбрать и профессию.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Курс состоит из трех блоков.
1.Основные компоненты пищи. Предусматривает знакомство с основными химическими компонентами пищи и продуктами питания современного человека и их влияния на организм человека.
2.Кулинария здоровья – от теории к практике. Знакомство с основами лечебно-профилактического питания, влияние тепловой обработки на изменение химического состава пищи, составление простейших карт питания с использованием современных достижений химии, медицины, диетологии.
3.Пища будущего. Знакомство с современными разработками химии в области создания пищи будущего.
Каждый блок имеет теоретическую и практическую части, в курсе есть экскурсия в продуктовый магазин.
2. Тематический план.
№ п.п. | Теоретическое занятие. | Практическая работа. | Количество часов. |
1. | Современный взгляд на питание. «Мы есть то – что едим». Современный взгляд на питание человека и его энергетическую ценность. Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины, ферменты и др. | | 1 час. |
2. | Белки – основа жизни. Пищевая роль белков, состав, потребность человека в белках и аминокислотах, основная белоксодержащая пища. | П.Р.№1. Растворимые и нерастворимые белки. Денатурация белка. Обнаружение белка в растворе, горение белков. Знакомство с продуктами питания с высоким содержанием белка, определение количества белка по товарной упаковке. | 1 час. |
3. | Углеводы и их роль в питании. Пищевая роль углеводов, строение, классификация, свойства. Углеводсодержащие продукты. Значение пищевых волокон, пектиновых веществ. | П.Р.№2. Обнаружение углеводов качественной реакцией на йод. Знакомство с основными углеводсодержащими продуктами, определение количества углеводов по товарной упаковке. | 1 час. |
4. | Жиры и их роль в питании. Пищевая роль липидов, их строение и классификация. Потребность организма в липидах, основная липидсодержащая пища, нарушение липидного обмена. | П.Р.№3. Обнаружение жира в растительных объектах, знакомство с физическими свойствами, химическими. Знакомство с основными жиросодержащими продуктами, определение количества жира по товарной упаковке. | 1 час. |
5. | А, В, С, Д и другие. Пищевая роль витаминов, их виды. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. | П.Р.№4. Знакомство с продуктами питания с высоким содержанием витаминов. | 1 час. |
6. | Минеральные соли. Роль отдельных элементов в питании человека. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы. | П.Р.№5.Знакомство с продуктами питания с повышенным содержанием минеральных солей. Определение минеральных солей по товарной упаковке. | 1 час. |
7. | Ферменты. Ферменты в живом организме, их характер, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоении пищи. | П.Р.№6.Обнаружение ферментов в сырых овощах. | 1 час. |
8-9. | Пищевые добавки. Умей распознать. Основные пищевые добавки, натуральные и синтетические, международная маркировка добавок. | П.Р.№7. Выход в продуктовый магазин для определения пищевых добавок по товарной упаковке. | 2 часа. |
10. | Пища будущего. Что такое пища с точки зрения химии, химические методы получения пищевых продуктов. | | 1 час. |
11. | Вкусно, красиво, ароматно – это тоже может химия. Химические возможности по созданию вкуса, аромата и эстетического вида пищи. | | 1 час. |
12. | Напитки, которые мы выбираем. Химический состав тонизирующих, энергетических, алкогольных напитков и их роль в питании человека. | П.Р. №8. Заглянем в чашку чая. Знакомство с химическим составом чая. | 1 час. |
13. | Кулинария здоровья – от теории к практике. Жарить, варить, запекать? Влияние кулинарной обработки пищи на её химический состав. | П.Р. №9. Знакомая и незнакомая картошка. | 1 час. |
14-15. | Умей сбалансировать свою диету. | П.Р. №10. Научить составлять суточную диету подростка, сбалансировать все основные питательные вещества. | 2 часа. |
16. | Пища долгожителей. Познакомить учащихся с химическим составом пищи людей-долгожителей., традиционным питанием. | П.Р. №11.Что готовили наши бабушки. Анализ рецептов традиционного питания. | 1 час. |
17. | Лечебно-профилактическое питание. советы медиков. Знакомство с основными компонентами пищи, используемыми как лекарственные и профилактические средства. | П.Р. №12. Составление рецептов из «полезной пищи». | 1 час. |
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Знать и понимать: основные химические компоненты пищи, пищевые добавки, используемые в современных продуктах питания, их значение и влияние на организм человека, влияние тепловой обработки пищи на её состав, основные направления современной химии в создании продуктов питания будущего.
Уметь:
- называть основные химические вещества, необходимые для организма человека;
- определять основные органические вещества (белки, жиры, углеводы) с помощью простейших химических реакций;
- оценивать положительные и отрицательные воздействия основных компонентов пищи, пищевых добавок на человека;
- применять полученное знания и умения в повседневной жизни (быть компетентным в области рационального и грамотного питания);
- узнавать основные компоненты пищи и пищевые добавки по товарным упаковкам;
- проводить простейшие наблюдения за своим питанием и питанием своей семьи, состоянием своего организма;
- составлять простейшие карты питания (суточного рациона);
- получать из разных источников знания и оценивать полученную информацию;
- соблюдать элементарные правила правильного питания.
ЛИТЕРАТУРА.
1.К.А.Макаров «Химия и здоровье», Москва «Просвещение», 1985 г.
2.Г.Б.Шульпин «Эта увлекательная химия», М: «Химия», 1984 г.
3.А.Н.Несмеянов, В.М.Беликов «Пища будущего», М: «Педагогика», 1985 г.
4.А.Г.Хрипкова «Анатомия, физиология и гигиена человека», М: «Просвещение», 1975 г.
5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М: «Просвещение», 1978 г.
6.А.А.Воротников «Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск «Харвест», 1995 г.
7. Химия в школе №4, 1996 г. // А.Г.Зазыбин «Химические элементы в организме человека».
8. Химия в школе №6, 1994 г. // Б.В. Мартыненко «Химия питания».
9. Химия в школе №4, 1997 г. // З.И. Колычева «Химия и питание».