СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии " Основные вопросы биологии" 11класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии " Основные вопросы биологии" 11класс»

МБОУ «Хиславичская СШ»


Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей естественного цикла

Протокол № 1 от

27. 08. 2014 г.

Рук.МО______________


Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол № 4

от 16. 12. 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

___________ Е.И.Адашан

Приказ № 113 от

23. 12. 2014 г.





Рабочая программа

Элективный курс по биологии 11класс

« Основные вопросы биологии»








Учитель : Лизункова Т.В.





















2014-2015 учебный год






Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки; основной образовательной программа школы.

Элективный курс изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.

Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучение генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

Изучение элективного курса «Основные вопросы биологии » не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.


Цели и задачи курса «Основные вопросы биологии» 11 класс

Цели:

освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у человека; об особенностях человека как объекта генетических исследований и основных методах изучения генетики человека; об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью; о модификационной изменчивости в популяции человека;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями; работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Задачи:


показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой

древности;

  • закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии;

  • показать особенности человека как объекта генетических исследований;

  • показать генетические основы индивидуальности каждого человека;

  • знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;

  • показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей;

  • показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары;

  • показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий;

  • показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности среднего (полного) общего образования по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс:

  • составлять и анализировать родословные человека;

  • сравнивать биологические объекты;

  • описывать, характеризовать биологические объекты и процессы, связанные с ними;

  • анализировать, оценивать биологические явления и процессы;

  • осуществлять поиск информации в различных источниках.


Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс


Учащиеся должны знать:

  • об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;

  • об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;

  • о геноме человека;

  • о различных механизмах основах онтогенеза человека;

  • о мутациях, в том числе и антропогенного происхождения; о типах мутации, встречающихся в клетках человека;

  • об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;

  • об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;

  • о модификационной изменчивости в популяциях человека;

  • о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики.


Учащиеся должны уметь:

  • применять знание генетических закономерностей при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;

  • давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека;

  • решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;

  • составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

  • изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;

  • осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с учебной и научно – популярной литературой, с периодическими изданиями;

  • работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • рациональной организации труда и отдыха;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;


  • применения биологических знаний при охране окружающей среды человека и здоровья человека;


  • оценивания воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;


Содержание по учебному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс.

I Основы генетики человека (6ч.)

Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики человека, их задачи.

Практическая работа. Решение генетических задач по теме: «Наследование групп крови».

II Основные методы исследования в генетики человека (5ч.)

Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.

III Основы цитогенетики (4ч.)

Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека. Выявление хромосомных синдромов.

IV Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека (11ч.)

Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Хромосомные болезни. Генетические болезни соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное доминирование. Кодоминирование. Сцепленное наследование генов. Решение задач.

Практическая работа. Решение генетических задач по темам: «Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование», «Сцепленное наследование генов», «Генетика пола».

V Медико-генетическая служба (2ч.)

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных. Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями.

VI Генетические основы онтогенеза (2ч.)

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека. Дифференциация пола человека.

VII Основы популяционной генетики человека (2ч.)

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.

VIII Основы экологической генетики человека (2ч.)

Генетический груз и антропогенные факторы. Фармакогенетика как часть экологической генетики.


Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования по элективному курсу «Основные вопросы биологии», 11 класс


Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

умение объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость

защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,

иммунитета у человека.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.




Календарно –тематическое планирование план курса «Основные вопросы биологии», 11 класс.


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

I

Основы генетики человека



1

Генетика человека



2

Становление генетики человека



3

Донаучные представления о наследовании признаков у человека



4

Наследование групп крови



5

Развитие медицинской генетики



6

Развитие современной генетики человека, их задачи



II

Основные методы исследования в генетики человека



7

Генеалогический метод



8

Близнецовый метод



9

Цитогенетический метод



10

Антропогенетический метод



11

Составление и анализ родословных



III

Основы цитогенетики



12

Классификация человека



13

Геном человека



14

Группы сцепления у человека



15

Выявление хромосомных синдромов



IV

Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека



16

Развитие медицинской генетики



17

Мутагены, канцерогены и вызываемые ими отклонения от нормы



18

Генные болезни и норма



19

Генные болезни и норма



20

Генетические болезни соматических клеток



21

Задачи и методы генетики



22

Законы Менделя



23

Неполное доминирование



24

Кодоминирование



25

Неполное доминирование



26

Решение задач



V

Медико-генетическая служба



27

Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении больных



28

Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных наследственными аномалиями



VI

Генетические основы онтогенеза



29

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека



30

Дифференциация пола человека.




VII

Основы популяционной генетики человека



31

Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг (кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у потомства



32

Определение генетической структуры популяции по аллелям аутосомных генов.



VIII

Основы экологической генетики человека



33

Генетический груз и антропогенные факторы.



34

Фармакогенетика как часть экологической генетики.




Итого






Список литературы


Литература для учителя


1. Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В, «Биология. Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек» – М.: ФГУП Издательство «Высшая школа», 2001.

2. Афанасьев Ю.Н., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология» – М.: Издательство «Медицина», 2002.

3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

4. Ишкина И.Ф. Поурочные планы Издательство «Учитель – АСТ», 2000.

5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» М.: Вентана – Граф», 2009.



Литература для учащихся


1.Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2.Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.


Интернет-материалы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для

учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

















Приложение №1

Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.


Задачи: сформировать умение знания о закономерностях наследования признаков, сцепленных с полом, при решении задач.


Самостоятельное решение задач.


  1. Женщина – носительница рецессивного гена гемофилии - вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов.

  2. Каким может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками? Ген дальтонизма рецессивен и расположен в Х – хромосоме.

  3. Юноша, не страдающей отсутствием потовых желез, женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез? Будут ли внуки того или другого пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми. Отсутствие потовых желез передается как рецессивный, сцепленный с полом признак.

  4. У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном (А), расположенным в Х- хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием. Какого пола будут их дети с этим заболеванием?

  5. У человека аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) определяется доминантным аутосомным геном (А), а дальтонизм (неспособность правильно различать цвета) - рецессивным геном (b), расположенным в Х- хромосоме. Мужчина - дальтоник женился на женщине с аниридией, у которой отец также имел этот дефект, а мать была здорова и происходила из семьи, в которых описанных недостатков никогда не было. Какова вероятность того, что в этой семье родится сын без описанных недостатков? Какова вероятность того, что в этой семье родится дочь без описанных недостатков.

  6. У человека гипертония (повышенное кровяное давление) определяется доминантным аутосомным геном (А), оптическая атрофия (дефект зрения) вызывается рецессивным геном (b), сцепленным с полом. Женщина с оптической атрофией и нормальным давлением выходит замуж за мужчину – гипертоника с нормальным зрением. Отец этого мужчины тоже страдал гипертонией, а его мать была избавлена от этих недостатков. Какова вероятность рождения ребенка с этими двумя заболеваниями? Какой пол будет у такого ребенка?

  7. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена (А), а ихтиоз (заболевание кожи) - рецессивного гена (b), сцепленного с полом. Женщина больная ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой. У мужчины мать тоже страдала катарактой, а у отца этих заболеваний не было. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, предрасположенного к обоим заболеваниям? Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? Какова вероятность рождения в этой семье здоровой дочери?

Какова вероятность рождения в этой семье двух здоровых дочерей подряд?

  1. У человека гипертрихоз (чрезмерное развитие волосяного покрова) определяется геном, расположенным в Y- хромосоме, а отсутствие потовых желез зависит от рецессивного гена (b), расположенного в Х –хромосоме. Мужчина с потовыми железами и гипертрихозом женится на женщине, нормальной по этим признакам, но у отца которой не было потовых желез. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с гипертрихозом? Какова вероятность рождения в этой семье ребенка без потовых желез? Будет ли у дочерей в этой семье хотя бы один из описанных дефектов? Доминантным или рецессивным геном определяется гипертрихозом?

  2. Гемофилия (несвертываемость крови ) контролируется рецессивным геном (а),расположенным в Х – хромосоме, а сахарный диабет – аутосомным рецессивным геном (b) У здоровых супругов родился сын, больной гемофилией и диабетом. Какова вероятность, что в этой семье родится здоровая дочь? Какова вероятность рождения дочери с двумя этими заболеваниями? Сколько будет у детей неповторяющихся генотипов?

  3. Способность чувствовать





1. Дополните предложения:

  1. Генетика- наука, изучающая …

  2. Наследственность- свойство организмов…

  3. Изменчивость-способность организмов…

  4. Геном называется участок…

  5. Если за определение признака отвечают два гена, расположенные в гомологичных хромосомах, то их называют…

  6. Организм, содержащий два одинаковых аллельных гена, называется…

  7. Гетерозиготный организм содержит….

  8. Доминантный признак…

  9. Рецессивный признак…

  10. Основоположником генетики...


1. У каракульских овец ген серой окраски доминирует над геном черной окраски. В гетерозиготном состоянии он обеспечивает серую окраску, а в гомозиготном – вызывает гибель животных. Сколько можно ожидать мертворожденных ягнят?

2. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

3.У морских свинок мохнатая шерсть доминирует над гладкой. Мохнатую свинку

скрестили с гладкой и получили 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Какое должно быть расщепление по фенотипу, если скрестить двух мохнатых свинок из F1? Если ли среди их потомков в F1 доминантные гомозиготы?

4. Нерешительный (А) мужчина – левша женился на решительной женщине, у которой

правая рука работает лучше (В), чем левая. В семье родился ребенок – левша с

решительным

характером. Какое расщепление по фенотипу должно быть у детей в этой семье?

А. Какое расщепление по фенотипу следует ожидать во втором поколении дигибридного скрещивания ААbb и ааВВ, если обнаруживающиеся мужские гаметы с двумя доминантными генами окажутся не способными к слиянию с яйцеклетками?

Б. Какое следует ожидать расщепление, если не способными к оплодотворению

окажутся также и аналогичные женские


21