Рабочая программа
элективного курса
«Решение задач с параметрами »
Класс 11
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе авторской программы
«Задачи с параметрами»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике «Задачи с параметрами» рассчитана на учащихся 11-х классов, проявляющих интерес к предмету математика. Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы С.А. Субханкуловой «Задачи с параметрами» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время при подготовке к ЕГЭ. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Цель курса:
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов является разработка и защита проектов обучающимися.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащийся должен:
усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
Краткое содержание тем курса
I. Первоначальные сведения (2 ч.)
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
II. Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметр (4 ч.)
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр (2ч.)
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр (5 ч.)
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
VI. . Квадратные неравенства, содержащие параметры (2 ч.)
Метод интервалов.
Алгоритм решения неравенств 2-й степени, содержащих параметры. Аналитический способ решения.
Цель: Выработать навыки решения стандартных квадратных неравенств методом интервалов.
VII. Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами (2ч.)
Алгоритм решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.
Цель: Формировать умение и навыки решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.
VIII. Рациональные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств. (4 ч.)
Решение рациональных уравнений с параметром. Решение уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков.
Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков, решение рациональных уравнений.
IX. Решение задач с параметром с помощью свойств функций (7 ч.)
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность.
Координаты вершины параболы.
Решение задач с параметром с помощью свойств функций
Расположение корней квадратного трехчлена
Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью свойств функции.
X. Нестандартные задачи. Защита индивидуальных проектов ( 6 ч.)
Материально-техническое обеспечение
1.С.А. Субханкулова. Элективный курс «Задачи с параметрами»,издательство «Илекса», 2010
Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2008
Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2009.
Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2006.
Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2010 г; №12,38-2010 г
Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2009.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 2009г
Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 2007г
Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 2006
Материалы по подготовке к ЕГЭ 2009-2013 г
Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ «Математика», cd-диск,2007
Интернет-ресурсы
http://www.ege.edu.ru/
http://site-infocenter.ru/
http://www.fipi.ru
http://4ege.ru/
http://www.ctege.org/razdel.php?s=&razdelid=239 – книги для подготовки кЕГЭ
http://uztest.ru/exam
http://alexlarin.narod.ru/ege.html
http://zadachi.mccme.ru/work/JavaScript/treenow.htm
http://www.allmath.ru/
Календарно-тематическое планирование элективного курса
11 класс
Дата по плану | Дата по факту | № | Тема занятия | Кол-во часов |
| | 1 | Основные понятия уравнений с параметрами | 1 |
| | 2 | Основные понятия неравенств с параметрами | 1 |
| | 3-6 | Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных уравнений. Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр | 1 1 1 1 |
| | 7-8 | Алгоритм решения неравенств. Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами | 1 1 |
| | 9-13 | Актуализация знаний о квадратном уравнении . Использование теоремы Виета Исследование трехчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический способ решения. | 1 1 1 1 1 |
| | 14-15 | Неравенства с параметрами (второй степени) Метод интервалов | 1 1 |
| | 16-17 | Системы линейных уравнений Системы линейных неравенств | 1 1 |
| | 18-19 | Рациональные уравнения с параметрами Решение рациональных уравнений с параметром | 1 1 |
| | 20-21 | Графический способ решения уравнений Графический способ решения неравенств | 1 1 |
| | 22-28 | Область значений функции. Область определения функции. Монотонность. Координаты вершины параболы. Решение задач с параметром с помощью свойств функций Расположение корней квадратного трехчлена | 1 1 1 1 2 1 |
| | 29-30 | Нестандартные задачи | 2 |
| | 31-34 | Защита индивидуальных проектов | 4 |