СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по математике в 11 классе "Решение задач с параметрами".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по математике в 11 классе "Решение задач с параметрами". Курс расчитан на 1 год. 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по математике в 11 классе "Решение задач с параметрами".»





Рабочая программа

элективного курса

«Решение задач с параметрами »


Класс 11





Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе авторской программы

«Задачи с параметрами»










Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по математике «Задачи с параметрами» рассчитана на учащихся 11-х классов, проявляющих интерес к предмету математика. Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы С.А. Субханкуловой «Задачи с параметрами» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время при подготовке к ЕГЭ. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Цель курса:

  • Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.

  • Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ

  • Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.

  • Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов является разработка и защита проектов обучающимися.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащийся должен:

  • усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;

  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,

  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

  • овладеть исследовательской деятельностью.



Краткое содержание тем курса

I. Первоначальные сведения (2 ч.)

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.

Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.

II. Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметр (4 ч.)

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.

III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр (2ч.)

Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.

IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр (5 ч.)

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.

VI. . Квадратные неравенства, содержащие параметры (2 ч.)

Метод интервалов.

Алгоритм решения неравенств 2-й степени, содержащих параметры. Аналитический способ решения.

Цель: Выработать навыки решения стандартных квадратных неравенств методом интервалов.

VII. Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами (2ч.)

Алгоритм решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.

Цель: Формировать умение и навыки решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами.

VIII. Рациональные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств. (4 ч.)

Решение рациональных уравнений с параметром. Решение уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков.

Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью графиков, решение рациональных уравнений.

IX. Решение задач с параметром с помощью свойств функций (7 ч.)

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность.

Координаты вершины параболы.

Решение задач с параметром с помощью свойств функций

Расположение корней квадратного трехчлена

Цель: Формировать умение и навыки решения уравнений и неравенств с параметрами с помощью свойств функции.

X. Нестандартные задачи. Защита индивидуальных проектов ( 6 ч.)

Материально-техническое обеспечение

1.С.А. Субханкулова. Элективный курс «Задачи с параметрами»,издательство «Илекса», 2010

  1. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2008

  2. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2009.

  3. Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.

  5. Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2010 г; №12,38-2010 г

  6. Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2009.

  7. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 2009г

  8. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 2007г

  9. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 2006

  10. Материалы по подготовке к ЕГЭ 2009-2013 г

  11. Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».

  12. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ «Математика», cd-диск,2007

Интернет-ресурсы
http://www.ege.edu.ru/
http://site-infocenter.ru/
http://www.fipi.ru
http://4ege.ru/
http://www.ctege.org/razdel.php?s=&razdelid=239 – книги для подготовки кЕГЭ
http://uztest.ru/exam
http://alexlarin.narod.ru/ege.html
http://zadachi.mccme.ru/work/JavaScript/treenow.htm
http://www.allmath.ru/





Календарно-тематическое планирование элективного курса

11 класс

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Кол-во часов



1

Основные понятия уравнений с параметрами

1



2

Основные понятия неравенств с параметрами

1



3-6

Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр


1


1

1



1



7-8

Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами

1



1



9-13

Актуализация знаний о квадратном уравнении . Использование теоремы Виета Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.

1


1

1

1

1



14-15

Неравенства с параметрами (второй степени)

Метод интервалов

1


1



16-17



Системы линейных уравнений Системы линейных неравенств


1

1



18-19

Рациональные уравнения с параметрами Решение рациональных уравнений с параметром

1


1



20-21

Графический способ решения уравнений Графический способ решения неравенств

1

1



22-28

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы. Решение задач с параметром с помощью свойств функций

Расположение корней квадратного трехчлена

1

1

1

1


2


1



29-30

Нестандартные задачи

2



31-34

Защита индивидуальных проектов

4