Рабочая программа
элективного курса
«Клуб любителей обществоведческих новостей»
в 9 классе
Составитель: Кутявина Л.В., учитель высшей категории МБОУ
«Ворцинская основная общеобразовательная школа»
2017/2018 учебный год.
Пояснительная записка.
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Программа занятий состоит из трех разделов:
Особенности ГИА по обществознанию.
Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации:_2 полугодие .
Количество часов: 17 часов.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | | |
| | теория | практика | всего |
1 | Входной контроль | 1 | | 1 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 2 | 1 | 3 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | | 1 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 1 | 3 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 1 | 1 | 2 |
6 | Раздел 5. Политика | 2 | 1 | 3 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Духовная сфера. | 1 | 1 | 2 |
| | | | |
| ИТОГО | 11 | 6 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | | Количество часов |
| | план | факт | |
1 | Входной контроль. Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | | | 1 |
2 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | | | 1 |
3 | Глобальные проблемы человечества | | | 1 |
4 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» | | | 1 |
5 | Деятельность человека, ее основные виды. | | | 1 |
6 | Экономика, ее роль в жизни общества. Типы экономических систем. | | | 1 |
7 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В». | | | 1 |
8 | Решение заданий части «С» по теме «Экономика». | | | 1 |
9 | Тестирование по теме «Экономика» | | | 1 |
10 | Социальная структура. Социальные отношения. Семья Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака. Тестирование по теме «Социальная сфера» | | | 1 |
11 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления | | | 1 |
12 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В | | | 1 |
13 | Решение заданий части «С» по теме «Политика» .Тестирование по теме «Политика». | | | 1 |
14 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. | | | 1 |
15 | Тестирование по теме. | | | 1 |
16 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества . | | | 1 |
17 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С» | | | 1 |
| ИТОГО: | | | 17 |
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2.Никитин А.Ф. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2006г.
3.КлименкоС.В.Основыгосударстваиправа.М,1997
4. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В. – М., Легион, 2015г.
2.Боголюбов Н.А., Никитин А.Ф. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2010г.
3.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
4.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
5. Интернет-ресурсы.
6. Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву)