СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса поможет учителю при подготовке учащихся 9 класса к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по обществознанию 9 класс»







Рабочая программа

элективного курса

«Клуб любителей обществоведческих новостей»

в  9 классе






Составитель: Кутявина Л.В., учитель высшей категории МБОУ

«Ворцинская основная общеобразовательная школа»


















2017/2018 учебный год.

Пояснительная записка.


Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА.

Программа занятий состоит  из трех разделов:

  • Особенности ГИА по обществознанию.

  • Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

                           Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации:_2 полугодие .

Количество часов: 17 часов.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;















Тематическое планирование


Тема

Количество часов





теория

практика

всего

1

Входной контроль

1


1

2

Раздел 1. Общество и человек

2

1

3

3

Раздел 2. Человек, личность

1


1

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

1

3

5

Раздел 4. Социальные отношения

1

1

2

6

Раздел 5. Политика

2

1

3

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Духовная сфера.

1

1

2







ИТОГО


11

6

17


















Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата проведения


Количество часов



план

факт


1

Входной контроль. Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА



1

2

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)



1

3

Глобальные проблемы человечества



1

4

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»



1

5

Деятельность человека, ее основные виды.



1

6

Экономика, ее роль в жизни общества. Типы экономических систем.



1

7

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В».



1

8

Решение заданий части «С» по теме «Экономика».



1

9

Тестирование по теме «Экономика»



1

10

Социальная структура. Социальные отношения. Семья   Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака. Тестирование по теме «Социальная сфера»



1

11

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления



1

12

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В



1

13

Решение заданий части «С» по теме «Политика» .Тестирование по теме «Политика».



1

14

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права.



1

15

Тестирование по теме.        



1

16

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .



1

17

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»



1


ИТОГО:



17




































Учебно-методическое обеспечение курса


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2.Никитин А.Ф. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2006г.

3.КлименкоС.В.Основыгосударстваиправа.М,1997
4. Интернет-ресурсы


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. ОГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В. – М., Легион, 2015г.

2.Боголюбов Н.А., Никитин А.Ф. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2010г.

3.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997

4.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

5. Интернет-ресурсы.

6. Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву)