Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО согласовано утверждаю
Руководитель ШМО завед.школы директор школы
_______Е. С. Беспятчук ______ Л. А. Годлевская ______Т. А. Грудинина
« »________17 « »________17 « »_________17
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
«Искусство слова»
разработчик:
Падалко Татьяна Викторовна
учитель русского языка
и литературы
первой квалификационной категории
д. Новониколаевка, 2017г
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 30ч и предназначен для учащихся 9 класса для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным
для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Данный курс позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и успешной сдачи экзамена.
На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.
Оставшись один на один с заданием,учащиеся должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного факультатива заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 – 8 классах.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А.
Цель курса:
подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Методы работы
предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | план | факт | содержание |
1. | Содержание ОГЭ по русскому языку. Критерии оценки экзаменационной работы. Части 1и 3 | 1 | | | Знакомство с содержанием КИМов и система оценивания экзаменационной работы части 1,3 |
2 | Содержание ГИА по русскому языку.Часть 2. | 1 | | | Знакомство с содержанием КИМов часть 2 |
3 | Учимся заполнять бланки | 1 | | | Правильное оформление бланков поОГЭ |
4 | Приемы сжатия текста. | 1 | | | Упрощение, сокращение, замена., микротема. Обобщение частной информации в тексте. Исключение из текста второстепенной информации. |
5 | Упражнения на освоение приемов сжатия текста. | 1 | | | Самостоятельная работа с текстами |
6 | Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;сочинение . часть 3 | 2 | | | Работа с текстами.анализ текста |
7 | Изобразительно – выразительные средства языка. | 1 | | | Фразеологизмы, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение итд |
8 | Сколько писать. Одну или две? | 1 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е). |
9 | Коварные словарные слова и слова -исключения. | 1 | | | Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). |
10 | Упражнения на освоение приемов сжатия текта | 1 | | | Работа с текстами. анализ текста |
11 | Приставки труженицы (классификация приставок) | 1 | | | Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. |
12 | Самостоятельная работа с текстами и тестами | 1 | | | Работа с текстами.анализ текста |
13 | Суффиксы- большие молодцы. | 1 | | | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. |
14 | Волшебные слова -синонимы | 1 | | | Понятие синонимов, умение их подбирать к тексту. |
15 | Переделай словосочетание | 1 | | | Связи слов в словосочетаниях: согласование, управление примыкание, умение переделывать одну связь в другую. |
16 | Ищем грамматическую основу | 1 | | | Подлежащие, сказуемое: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. |
17 | Самостоятельная работа с текстами и тестами | 1 | | | Работа с текстами.анализ текста |
18 | Опасные обособленные члены предложения | 2 | | | Причастный, деепричастный обороты, умение их находить, однородные члены предложения. |
19 | Что вместо имени у нас? | 1 | | | Обращение, вводные слова |
20 | Самостоятельная работа с текстами и тестами | 1 | | | Работа с текстами.анализ текста |
21 | Как справиться со сложными предложениями? | 1 | | | Сложные предложения: ССП, СПП, БСП; границы частей сложного предложения. |
22 | Волшебный клубок различных связей в сложных предложениях | 1 | | | Союзная, бессоюзная связь; однородное, неоднородное,подчинение. |
23 | Проверь себя. | 6 | | | Самостоятельное выполнение экзаменационной работы второй части |
| всего | 30 час | | | |
Ожидаемые результаты
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от
выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения
различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их
употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.
Литература:
1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М.,Просвещение.,1997.
3. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
4. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
7. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
8. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
9. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.