СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС «Искусство слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный  курс рассчитан   на 30ч   и предназначен   для учащихся 9 класса  для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС «Искусство слова»»

Филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»




Рассмотрено на ШМО согласовано утверждаю

Руководитель ШМО завед.школы директор школы

_______Е. С. Беспятчук ______ Л. А. Годлевская ______Т. А. Грудинина

« »________17 « »________17 « »_________17










ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС

«Искусство слова»





разработчик:

Падалко Татьяна Викторовна

учитель русского языка

и литературы

первой квалификационной категории











д. Новониколаевка, 2017г


Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на 30ч и предназначен для учащихся 9 класса для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике

Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным

для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.

Данный курс позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и успешной сдачи экзамена.

На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.

Оставшись один на один с заданием,учащиеся должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

Новизна данного факультатива заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 – 8 классах.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А.

Цель курса:

подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации


Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8-классников;


2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;


3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;


4. владеть формами обработки информации исходного текста;


5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;


6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;


7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);


8. сжимать авторский текст;


9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;


10. редактировать свое сочинение и изложение.


11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Методы работы

предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.


Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.


Основные приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.


Календарно-тематическое планирование


Содержание занятия

Кол-во часов

план

факт

содержание

1.

Содержание ОГЭ по русскому языку. Критерии оценки экзаменационной работы. Части 1и 3

1



Знакомство с содержанием КИМов и система оценивания экзаменационной работы части 1,3

2

Содержание ГИА по русскому языку.Часть 2.

1



Знакомство с содержанием КИМов часть 2

3

Учимся заполнять бланки

1



Правильное оформление бланков поОГЭ

4

Приемы сжатия текста.



1



Упрощение, сокращение, замена., микротема. Обобщение частной информации в тексте.

Исключение из текста второстепенной информации.

5

Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

1



Самостоятельная работа с текстами

6

Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;сочинение . часть 3

2



Работа с текстами.анализ текста

7

Изобразительно – выразительные средства языка.

1



Фразеологизмы, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение итд

8

Сколько писать. Одну или две?

1



Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

9

Коварные словарные слова и слова -исключения.

1



Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

10

Упражнения на освоение приемов сжатия текта

1



Работа с текстами.

анализ текста

11

Приставки труженицы (классификация приставок)

1



Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

12

Самостоятельная работа с текстами и тестами

1



Работа с текстами.анализ текста

13

Суффиксы- большие молодцы.

1



Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

14

Волшебные слова -синонимы

1



Понятие синонимов, умение их подбирать к тексту.

15

Переделай словосочетание

1



Связи слов в словосочетаниях: согласование, управление примыкание, умение переделывать одну связь в другую.

16

Ищем грамматическую основу

1



Подлежащие, сказуемое: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

17

Самостоятельная работа с текстами и тестами

1



Работа с текстами.анализ текста

18

Опасные обособленные члены предложения

2



Причастный, деепричастный обороты, умение их находить, однородные члены предложения.

19

Что вместо имени у нас?

1



Обращение, вводные слова

20

Самостоятельная работа с текстами и тестами

1



Работа с текстами.анализ текста

21

Как справиться со сложными предложениями?

1



Сложные предложения: ССП, СПП, БСП; границы частей сложного предложения.

22

Волшебный клубок различных связей в сложных предложениях

1



Союзная, бессоюзная связь; однородное, неоднородное,подчинение.

23

Проверь себя.

6



Самостоятельное выполнение экзаменационной работы второй части


всего

30 час






Ожидаемые результаты

   Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.

Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от

выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения

различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их

употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.

Литература:


1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М.,Просвещение.,1997.


3. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.


4. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.


5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.


6. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.


7. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.


8. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.


9. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.