СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Проблемные вопросы истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Проблемные вопросы истории" разработан для 9 класса, но может быть использован и 10, 11 классах. Курс составлен на основе дополнительного  материала. Это исторические источники, исследования, научная и публицистическая литература, средства массовой информации.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Проблемные вопросы истории"»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Проблемные вопросы истории.


«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество», Н.М. Карамзин


 

 Автор программы

Короткова Ирина Викторовна,

учитель истории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Городского округа Саранск Республика Мордовия


            

Пояснительная записка.

 

Элективный курс по истории для 9 класса на тему «Проблемные вопросы истории», рассчитанный на 34 часа, включает материал, не содержащийся в базовых программах. Курс составлен на основе дополнительного материала. Это исторические источники, исследования, научная и публицистическая литература, средства массовой информации. Программа предусматривает использование методов активного обучения. Ученикам предлагается попробовать свои силы, составляя творческий отчет в конце курса. Причём, ученики получают возможность выбора формы отчета, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов. В данном случае - это исследовательская или творческая работа, реферат, презентация, доклад и т.д. В своих работах ученики постараются изложить свой взгляд на роль личности в истории. 

 Духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена существования Российского государства являлось самым важным и всегда основывалось на почитании предков и сохранении памяти о прошлом. Существует древняя мудрость «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки». Для того чтобы не повторять ошибок прошлого мы должны тщательно его изучить.

Нередко приходится слышать вопрос: «Что было бы, если бы…?». Но история не любит сослагательного наклонения. Именно поэтому курс «Проблемные вопросы истории» рассчитан на то, чтобы довести до сознания учащихся именно те положительные или отрицательные стороны деятельности исторических личностей, исторического значения и последствия реформ, военных конфликтов, народных восстаний и т.д.

Актуальность курса заключается в том, что знания в данной области необходимы учащимся для того, чтобы не только уметь прослеживать причинно-следственные связи, но и получить более глубокие знания по истории, что, несомненно, пригодится так же и при подготовке к ЕГЭ. Но рамки урока, к сожалению, ограничены, а объем изучаемого материала на уроках истории достаточно широк.

Основные формы работы: подготовка сообщений и рефератов, презентаций, докладов, анализ исторических источников, использование ИКТ.



Цели и задачи курса:


  • предоставить учащимся возможность рассмотреть роль личности в истории и ее влияние на экономическое, политическое и социальное развитие государства;

  • повышение интереса учеников к мировой и отечественной истории;

  • научить школьников пользоваться историческими источниками, архивными документами и средствами массовой информации;

  • развивать у учащихся способности анализировать события и явления прошлого и настоящего путем сопоставления и обобщения фактов;

  • научить учащихся раскрывать причинно-следственные связи;

  • дать возможность ученикам проявить свои творческие способности.




Ожидаемые результаты курса:


  • предполагается, что ученики получат навыки самостоятельного исторического исследования и смогут самостоятельно дать оценку исторической личности;

  • предполагается, что учащиеся углубят свои знания по истории и смогут дать свою оценку влиянию личности на социально-экономическое и политическое развитие государства;

  • предполагается, что учащиеся смогут познакомиться и проанализировать различные взгляды исторических и политических деятелей на роль личности в истории.

Тематическое планирование элективного курса

«Проблемные вопросы истории» - 9 класс


Всего на изучение курса 34 часа.


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Предметное содержание

по

плану

факт

Вводное занятие. Различные формы и методы работы с источниками.


1 ч.



Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися

Смута. Феномен самозванства на Руси.

1ч.



История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II; причины появления самозванцев. Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.


«Бунташный век».

1ч.



Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

XVII век – «бунташный век». Народные восстания. Церковный раскол. Причины, предпосылки церковного раскола. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Никониняне и старообрядцы


Крестьянская война 1670-1671 под предводительством Степана Разина


1ч.



Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны. Причины поражения.

Основные этапы закрепощения крестьян. «Соборное уложение»

1ч.



Судебник 1497 г. Судебник 1550г. «Заповедные лета». «Урочные лета». «Соборное уложение»

Петр Первый – реформатор.

1 ч.



Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Великое Посольство. Реформы Петра Первого. Северная война.

«Птенцы гнезда Петрова»


Северная война

1 ч.



Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны.

Дворцовые перевороты.

1 ч.




Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Усиление роли бюрократической верхушки и гвардейских полков. Екатерина I. Верховный тайный совет. Борьба в верхах в период правления Петра II. Анна Иоанновна. Провал попыток ограничения самодержавия. Елизавета Петровна. Петр III.

Крестьянская война. Пугачев Е.И. и его сподвижники.

1 ч.



Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны.

Отечественная война 1812 года

1ч.



Внутренняя и внешняя политика Александра I. Участие России в антинаполеоновских коалициях и войнах с Францией. Тильзитский мир и его последствия. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.

Декабристы.

1ч.



Причины возникновения тайных дворянских организаций. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля: либеральные и радикальные тенденции в декабризме. Восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка. Влияние выступления декабристов на русское общество.

Крымская война, 1853 – 1856 гг.

1ч.



Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны. Причины поражения России

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг

1ч.



Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны.

Сперанский Михаил Михайлович

1ч.



Законодательные проекты М.М. Сперанского. Кодификация законов. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета.

Александр Второй Освободитель.

Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

1ч.



Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. «Временнообязанные» отношения. «Отрезки». Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест 19 февраля, крестьянские волнения.
Значение реформ 60–70-х гг. Российский путь модернизации.

Столыпин Петр Аркадьевич

1ч.



Реформы Столыпина П.А. Историческое значение реформ

Русско-японская война, 1904 – 1905 гг.

1 ч.



Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны. Причины поражения.

Ленин Владимир Ильич

1ч.



Роль Ленина В.И. в революции 1917 г. и становлении Советского государства. Брестский мир и его последствия.

План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики.

Образование СССР.

Февральская буржуазно-демократическая революция.

1ч.



Причины, предпосылки, участники, характер, ход, последствия революции.

Октябрьская революция.

Формирование советской государственности.

1ч.



Причины, предпосылки, участники, характер, ход, последствия революции.

Гражданская война и военная интервенция.

1ч.



Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. Белый и красный террор.


«Военный коммунизм».

Новая экономическая политика



1ч.



Что такое «военный коммунизм»? Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа.

Версальско-Вашингтонская система

1ч.



Последствия Первой мировой войны. Судьба Германии. Послевоенное устройство мира. Истоки нового мирового конфликта.

Мировой экономический кризис, 1929 – 1933 гг.

1ч.



Причины, предпосылки и начало мирового экономического кризиса. Масштаб. Последствия кризиса.

Фашизм

1ч.



Возникновение и распространение фашизма. Милитаризм.

Основные характерные черты итальянского и германского фашизма. Вторая мировая война

«Холодная война»

1ч.



Истоки «холодной войны». Речь Черчилля. Доктрина Трумэна. План Маршалла.

Хрущев Никита Сергеевич



1ч.



Внутренняя и внешняя политика. Оттепель.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина.

Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.


Брежнев Леонид Ильич


1ч.



Внутренняя и внешняя политика. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г.

Реформы Косыгина Алексея Николаевича

1ч.



Актуальность реформ. Последствия реформ

Горбачев Михаил Сергеевич

1ч.



Переход к политике перестройки. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны». Распад СССР


Распад СССР

1ч.



Причины распада СССР. Роль Горбачева. СНГ

Ельцин Борис Николаевич.

1ч.



Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

Внутренняя и внешняя политика.

Обобщение и заключение




1ч.



Защита творческих работ и проектов

Обобщение и заключение




1ч.



Защита творческих работ и проектов

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса



  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

  2. Домострой./ Сост. В.В.Колесова.- М.: Сов. Россаия.-1990.-304с.

  3. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.

  4. История России с древнейших времен до конца XX века./А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитриенко и др. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2001- в 3-х т.

  5. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

  6. Ключевский В.О. Русская история. -М.: Изд-во Эксмо, 2002.-912с.

  7. Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II.-Саранск: Морд.кн. изд-во, 1992.-352с.

  8. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002. Методические рекомендации учителю истории. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. М. Владос. 2001.

  9. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

  10. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

  11. Наглядность на уроках истории. М.В. Короткова. М. Владос. 2000. 

  12. Медведев Р.А. Н.С.Хрущев: политическая биография.М.: «Книга», 1990. – 268.

  13. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  14. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство «Мысль», 1985.

  15. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

  16. Полководцы.Сборник.- М.: Роман-газета.- 1995.-413с.

  17. Троцкий Л.Д. К истории Русской революции. – М.: политиздат. -1990.-447с.

  18. Радзинский Э. Загадки жизни и смерти. М.: Вагриус.-2004.-1247с.

  19. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

  20. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  21. Энциклопедия российской монархии. -М.: Изд-во Эксмо, 2002.-512с.

  22. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

  23. Я познаю мир: Дет энцикл.: История/ Сост. Н.В. Чудакова, А.В.Громов; Под общ.ред. О.Г.Хинн. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. -512с.



Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.




2