Тема урока: Элемент графической грамоты. Изготовление геометрического конструктора.
Цель: 1) закрепить навыки измерение и разметки геометрических фигур при помощи линейки: квадрата, прямоугольника, треугольника; 2)развивать фантазию, образное мышление, память; 3) воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материалы и оборудование: у учащихся: цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, шаблоны (круг диаметром 3 см). У учителя: образцы составленных фигур.
Ход урока.
I Организационный момент. (2 мин)
1.Проверка готовности к занятию (материалы и инструменты).
2.Проверка организации рабочего места.
II Сообщение темы урока. (3 мин.)
- Ребята сегодня на занятии мы готовим геометрический конструктор.
На уроках математики вы уже пробовали чертить геометрические фигуры:
Квадрат и прямоугольник и измеряли с помощью линейки.
Слово «конструктор» вам знакомо. «Конструировать» в переводе с латинского языка означает «создавать», «сооружать». Вот мы и попробуем, пользуясь фантазией, создать из геометрических фигур силуэты разных предметов и животных.
III Анализ образцов (6 мин).
На доске вывешивают силуэты лисы, зайца, корабля и машины.
- Кажется, разве можно из нескольких треугольников и квадратов придумать что-то интересное. Но, оказывается, что можно. Посмотрите на доске только некоторые силуэты, которые возможно придумать.
Рассмотрите их. Из чего они состоят? Есть ли здесь одинаковые по размеру фигуры? По цвету? Сколько вы нашли больших треугольников? Маленьких ?
IV Выполнение геометрических фигур (15 мин).
- Ребята, давайте повторим правила работы с ножницами.
- Не забывайте экономно использовать бумагу.
1. На жёлтом листе бумаги разметим квадраты. Вы можете использовать и другой цвет. Возьмите линейку. Измерять по линейки начинают от нуля. Поэтому прикладываем линейку к вертикальной стороне листа (учитель показывает) и совмещаем нуль на линейке с верхним левым углом. Отмеряем 10см. – находим цифру 10 и ставим небольшую черточку напротив деления. Теперь приложите линейку к верхней горизонтальной стороне листа, оставьте совсем немного места, чтобы поставить там точку. Совмещаем нуль с верхним левым углом и также отмеряем 10 см, проводим линию вниз до того места, где напротив стоит наша первая отметка.
2. Полученный квадрат вырежем и разделим путем сгибания на четыре части. Разрежем квадрат по линии сгиба. Полученные три квадрата разрежем на треугольники по диагонали, то есть наискосок. Чтобы было удобней, можете приложить линейку к противоположным углам квадрата и провести линию, а затем разрезать. Один квадрат остается целым. Всего у вас получится шесть треугольников. Чертим маленький прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
3. Также выполняются квадраты из красной бумаги и затем разрезаются по диагонали. Выполняется один квадрат со стороны 6 см и 2 круга (обводятся шаблоны)
4. На синей бумаге чертим 6 квадратов со стороной 5 см (один большой прямоугольник 15 см и 10см, который сгибаем и делим на 6 квадратов). Чертим 1 прямоугольник со сторонами 5 см и 10 см, 3 прямоугольника- 4 см и 6см; 2 квадрата (4см) разрежем по диагонали.
5. Геометрический конструктор готов. Сложите полученные геометрические фигуры стопочками. Если работа выполнена аккуратно, то контуры фигур будут совпадать.
V Практическая работа учащихся (15 мин.)
- Выполните фигуры, показанные на доске, выкладывая их на парте.
Пофантазируйте, попробуйте самостоятельно составить дом, собаку, самолет, которых нет на доске. Вспомните, как они выглядят.
Попробуйте придумать свои фигуры.
VI Подведение итогов занятия.
- Ребята, можете подойти к другим детям и посмотреть, что придумали они.
- Вам понравилось занятие? Что вы узнали нового? Теперь вы сможете со своими друзьями складывать фигуры, которым научились сегодня и придумывать новые.
VII Уборка рабочих мест.