СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоции в жизни человека

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1.

Здравствуйте ребята, сегодня я хотел бы поговорить с вами об очень важной теме – о эмоциях и их роли в жизни человека.

Слайд 2

В жизни человека имеется три компонента здоровья: физический, психический и социальный. Здоровье у человека — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Как вы считаете есть ли связь между этими тремя компонентами?

Слайд 3

 Действительно, научно доказано что все эти сферы очень тесно между собой связаны. И проблемы с физическим здоровьем могут приводить к психологическим проблемам, проблемы в социальной среде к физическим и психологическим и наоборот.

Слайд 4

Исходя из этого в медицине появилось такое направление как психосоматика. Оно занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение физических заболеваний.

Слайд 5

По этой причине на сто процентов здоровых людей практически не существует. В основном большее внимание уделяется физическому здоровью, однако не менее важным является психическое здоровье. Потому что, имея проблемы в психическом здоровье очень легко заработать проблемы в физическом плане. Таким образом, всем необходимо следить за своим психологическим здоровьем.

Но что такое психологическое здоровье?

Слайд 6

По определению всемирной организации здравоохранения, психологически здоровый человек – человек, ощущающий состояние благополучия, имеющий возможности для реализации своего собственного потенциала, умеющий справляться с жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в общество.

Получается достаточно длинный список. Но что нужно в первую очередь для того чтобы быть психологически здоровым?

Слайд 7

В первую очередь психологи выделяют 3 больших и очень важных навыка психики. Их можно назвать базовыми, потому что они являются основой для всего психического здоровья: Навык эмоциональной регуляции, Коммуникативные навыки, Навыки стрессоустойчивости.

Слайд 8

Навык эмоциональной регуляции предполагает умение понимать свои и чужие эмоции, осознавать, принимать, выражать их.

Слайд 9

Коммуникативные навыки – навыки общения: выражать мнение, просить, отказывать, хвалить, критиковать, конфликтовать. Причем необходимо уметь делать это на трех уровнях дистанции: интимно личной (с людьми которых вы подпускаете очень близко к себе – близкие родственники, близкие друзья), средней (друзья, приятели, знакомые, преподаватели, люди с которыми вы общаетесь ежедневно), дальней (незнакомые люди, случайные встречи, персонал, коллеги, оппоненты).

Слайд 10.

Стрессоустойчивость – способность справляться со стрессом. И включает в себя следующие умения: умение принимать решения в трудных ситуациях, умение действовать, когда что-то идет не так, умение самоуспокоения, самоутешения, умение найти положительный опыт в сложившейся ситуации, умение отвлечься от негатива, умение отдыхать.

Слайд 11.

Первым компонентом БНП является эмоциональная регуляция, и исходя из нее исходят уже остальные. Поэтому сегодня остановимся на нем.

Неужели в такой простой вещи как понимание эмоций могут возникать трудности?

Удивительно, но да. В ситуациях, когда эмоция очень сильная, когда испытываются много эмоций одновременно, когда ситуация вызывает противоположные эмоции, когда человек не обучен тому, чтобы различать эмоции и чувства.

Слайд 12.

Чтобы всегда безошибочно понимать свои эмоции и чувства нужно понимать две вещи: какие они бывают и какие физические реакции сопровождаются с ними. Ведь мы с вами уже говорили, что психика человека очень тесно связана с телом.

Слайд 13.

Американский психолог Кэррол Изард выделил 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, печаль, страх, вину, стыд, интерес, радость, удивление. 7 негативных и 3 позитивных. Из которых уже и формируются вся палитра эмоций.

Как вы уже заметили негативных эмоций гораздо больше. Как вы думаете, а существуют ли плохие эмоции, которые человек не должен испытывать, проявлять, показывать? Нет, все эмоции даны человеку в процессе эволюции. Эти базовые эмоции испытывают даже животные. И они все необходимы для здоровой жизни.

А чем эмоции отличаются от чувств?

Слайд

А ВОТ В ЧЕМ

Слайд 14

Интерес возникает при перемене обстановки, когда появляется что-то новое.

При интересе приподнимаются или слегка сводятся брови, взгляда перемещается по направлению к объекту, рот слегка приоткрывается либо поджимаются губы

Слайд 15

Удивление появляется в случае внезапного и неожиданного события. Когда возникает удивление, то поднимаются брови и веки, глаза становятся большими и открытыми.

Во время удивления происходит высокое поднятие бровей, открытие рта, разведение рук. Все внимание и мысли устремляются на объект.

Слайд 16

Радость возникает при приятных социальных взаимодействиях, при преодолении препятствий, достижении целей. Когда удовлетворяются потребности.

При радости появляется улыбка, смех, ощущается комфорт и спокойствие. Самым явным признаком искренней радости являются «гусиные лапки» — лёгкие морщинки, которые находятся у углов глаз.

Слайд 17

Печаль возникает в разнообразных проблемных ситуациях, когда есть неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей, невозможность что-то изменить.

При печали брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные опущены, на средней трети лба образуется несколько поперечных морщин. глаза слегка сужены, делаются тусклыми, уголки рта опущены, темп движений и речи замедлен, в горле может образовываться «ком».

Слайд 18

Гнев имеет место при ограничении свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта).

При гневе брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные — в противоположность печали, приподняты, на переносье образуются поперечные складки, сжимаются кулаки, дыхание учащается, могут обнажаться клыки, стиснуты зубы, губы сжаты.

Слайд 19

Отвращение появляется, когда в близком контакте имеются физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта.

При отвращении имеет место отворот головы, нахмуренные брови, сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе, приподнимается верхняя губа и опускается нижняя, туловище занимает позу с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется.

Слайд 20

Презрение проявляется в случае неодобрения действий других людей, чувства собственного превосходства, победы, одержанной над соперником

В целом выражение презрения на лице имеет следующие отличительные черты: подбородок приподнят, что позволяет смотреть на человека сверху вниз, угол губы подтянут к носу и немного приподнят. Такое выражение лица часто называют насмешкой. Обычными голосовыми сигналами презрения являются самодовольные или неодобрительные звуки/тон голоса. Физически, охватываемые этой эмоцией, люди часто «надувают» грудь, занимают прямую позицию, смотрят «свысока» на других и/или закатывают глаза.

Слайд 21

Страх возникает как сигнал о реальной или воображаемой опасности, или в случае неуверенности.

Для страха характерны широкие глаза, быстрый перевод зрения на разные объекты (бегание глаз). В это время поднимаются веки, брови становятся дугообразными, иногда может открываться рот, уголки рта оттягиваются назад. При страхе характерно застывание на месте или беспорядочное метание, сухость во рту, бледность лица, недостаток кислорода, потоотделение, высокое сердцебиение, дрожь в теле, конечностях. Напряжение мышц шеи, плеч, спины.

Слайд 22

Стыд возникает, когда человек осознает, что его помыслы и поступки не соответствуют не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям.

При стыде человеку хочется спрятать лицо, закрыть руками, отвести в сторону, опустить вниз, закрыть глаза. При этом само лицо может иметь красный оттенок. Речь становится тише, человек умолкает. Все действия становятся тихими, бесшумными, незаметными. Тело сжимается, съёживается в подобие комка. Дыхание поверхностное, с глубокими вздохами, могут проявляться внезапные, короткие остановки дыхания, заикание.

Слайд 23.

Чувство вины возникает, когда человек считает, что он нарушил некие, принятые этические, моральные или религиозные стандарты.

Для чувства вины характерно выражение печали, убитого вида, выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения), отдаление от других людей (чувство стыда).

Слайд 24.

Получается, что эмоции очень нужная и важная вещь. Подведем итоги, для чего же нужны нам эмоции.

Нужно ли скрывать свои эмоции?

Слайд 25.

Как справляться с негативными эмоциями?

Есть ли у вас какие-то способы?

На самом деле, справляться с эмоциями не нужно. Самый действенный и рабочий способ -понимать для чего они вам нужны и позволять себе их испытывать.  Эмоции не делают человека слабым. Благодаря им мы выжили, адаптировались и стали теми, кто мы есть. Они все нужны и важны.

 

Просмотр содержимого документа
«Эмоции в жизни человека»

КОМПОНЕНТЫ  ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Физическое здоровье Социальное Психическое здоровье здоровье

Физическое

здоровье

Социальное

Психическое

здоровье

здоровье

Физическое, психическое и социальное здоровье очень тесно между собой связаны и оказывают влияние друг на друга

Физическое, психическое и социальное здоровье очень тесно между собой связаны и оказывают влияние друг на друга

Психосоматика - направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний .

Психосоматика - направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний .

Что такое психическое здоровье?

Что такое психическое здоровье?

Состояние благополучия Возможность для самореализации Умение справляться с трудностями Стрессоустойчивость Продуктивность в работе Вклад в общество
  • Состояние благополучия
  • Возможность для самореализации
  • Умение справляться с трудностями
  • Стрессоустойчивость
  • Продуктивность в работе
  • Вклад в общество
Базовые навыки психики Эмоциональная регуляция Коммуникативные навыки Стрессоустойчивость

Базовые навыки психики

Эмоциональная

регуляция

Коммуникативные

навыки

Стрессоустойчивость

Навык эмоциональной регуляции Понимать Осознавать Принимать Выражать Свои эмоции и чувства

Навык эмоциональной регуляции

  • Понимать
  • Осознавать
  • Принимать
  • Выражать

Свои эмоции и чувства

Коммуникативные навыки Умение Дистанция - выражать мнение - просить - отказывать - хвалить -критиковать - конфликтовать   Интимно-личная Средняя Дальняя

Коммуникативные навыки

Умение

Дистанция

- выражать мнение

- просить

- отказывать

- хвалить

-критиковать

- конфликтовать

 

Интимно-личная

Средняя

Дальняя

Навык стрессоустойчивости Умение принимать решения в трудных ситуациях Умение действовать когда что-то идет не так Умение самоуспокоения, самоутешения Умение найти положительный опыт в сложившейся ситуации Умение отвлечься от негатива Умение отдыхать

Навык стрессоустойчивости

  • Умение принимать решения в трудных ситуациях
  • Умение действовать когда что-то идет не так
  • Умение самоуспокоения, самоутешения
  • Умение найти положительный опыт в сложившейся ситуации
  • Умение отвлечься от негатива
  • Умение отдыхать
Когда бывает сложно понять эмоцию? Когда эмоция очень сильная Когда испытываются много эмоций одновременно Когда ситуация вызывает противоположные эмоции Когда человек не обучен различать эмоции и чувства

Когда бывает сложно понять эмоцию?

  • Когда эмоция очень сильная
  • Когда испытываются много эмоций одновременно
  • Когда ситуация вызывает противоположные эмоции
  • Когда человек не обучен различать эмоции и чувства
Чтобы понимать свои эмоции необходимо понимать какие они бывают и какие физические реакции их сопровождают

Чтобы понимать свои эмоции необходимо понимать какие они бывают и какие физические реакции их сопровождают

10 основных эмоций Гнев Презрение Отвращение Печаль Страх Вина Стыд Интерес Радость Удивление. К.Изард

10 основных эмоций

  • Гнев
  • Презрение
  • Отвращение
  • Печаль
  • Страх
  • Вина
  • Стыд
  • Интерес
  • Радость
  • Удивление.

К.Изард

В ЧЕМ РАЗНИЦА? Эмоции возникли в процессе эволюции раньше, а потому их могут испытывать и люди, и животные.  Эмоции изменчивы, кратковременны и быстро сменяют друг друга. Чувства, которые возникают в результате нарастающих эмоциональных переживаний, устойчивы и постоянны, поэтому могут «жить» в человеке многие годы (Привязанность, любовь, ). В то время как эмоция привязана к ситуации, чувство имеет отношение к некому объекту. Например, когда сестра взяла без спроса ваши серьги, то ее поступок (то есть ситуация, в которой вы оказались) привел вас в ярость. Но вообще сестру вы любите, следовательно, сестра — объект вашего чувства. Эмоции — это физиологические процессы, которые сопровождаются телесными реакциями. Когда мы радуемся, то сердце бьется чаще, лицо горит, глаза блестят. Чувства, наоборот, скрываются внутри нас и проявляются разными эмоциями, то есть опосредованно, а не напрямую. Поэтому о чувстве можно рассказать, а показать его физически не получится.

В ЧЕМ РАЗНИЦА?

  • Эмоции возникли в процессе эволюции раньше, а потому их могут испытывать и люди, и животные. 
  • Эмоции изменчивы, кратковременны и быстро сменяют друг друга. Чувства, которые возникают в результате нарастающих эмоциональных переживаний, устойчивы и постоянны, поэтому могут «жить» в человеке многие годы (Привязанность, любовь, ).
  • В то время как эмоция привязана к ситуации, чувство имеет отношение к некому объекту. Например, когда сестра взяла без спроса ваши серьги, то ее поступок (то есть ситуация, в которой вы оказались) привел вас в ярость. Но вообще сестру вы любите, следовательно, сестра — объект вашего чувства.
  • Эмоции — это физиологические процессы, которые сопровождаются телесными реакциями. Когда мы радуемся, то сердце бьется чаще, лицо горит, глаза блестят. Чувства, наоборот, скрываются внутри нас и проявляются разными эмоциями, то есть опосредованно, а не напрямую. Поэтому о чувстве можно рассказать, а показать его физически не получится.
Интерес Интерес повышает внимание, любознательность, помогает активизировать поисковую, учебную деятельность. Благодаря ему развиваются навыки, и интеллект.

Интерес

Интерес повышает внимание, любознательность, помогает активизировать поисковую, учебную деятельность. Благодаря ему развиваются навыки, и интеллект.

Удивление Способствует освобождению от предыдущих эмоций, позволяет отвлечься и направить все познавательные процессы на возникший объект

Удивление

Способствует освобождению от предыдущих эмоций, позволяет отвлечься и направить все познавательные процессы на возникший объект

Радость Радостные переживания снимают напряжение, способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми

Радость

Радостные переживания снимают напряжение, способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми

Печаль Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию, извлечь ценный опыт.

Печаль

Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию, извлечь ценный опыт.

Гнев Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Гнев

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Отвращение Необходимо для отвержения неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Позволяет избегать негативных последствий от широкого круга раздражителей. Или выразить неприемлемость чего-либо.

Отвращение

Необходимо для отвержения неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Позволяет избегать негативных последствий от широкого круга раздражителей. Или выразить неприемлемость чего-либо.

Презрение Позволяет укрепить моральные ценности и повысить самооценку, утверждать власть и статус, а также сигнализировать о превосходстве и отсутствии необходимости соглашаться или вступать в бой

Презрение

Позволяет укрепить моральные ценности и повысить самооценку, утверждать власть и статус, а также сигнализировать о превосходстве и отсутствии необходимости соглашаться или вступать в бой

Страх Страх и тревога выполняют важные адаптивные функции, активизируют внимание, заставляют человека искать средства для защиты от возможного вреда.

Страх

Страх и тревога выполняют важные адаптивные функции, активизируют внимание, заставляют человека искать средства для защиты от возможного вреда.

Стыд Стыд побуждает к приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между людьми и осознанием своей ответственности пред обществом.

Стыд

Стыд побуждает к приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между людьми и осознанием своей ответственности пред обществом.

Чувство вины Вина играет роль в воспитании социальной ответственности и позволяет учиться на своих ошибках

Чувство вины

Вина играет роль в воспитании социальной ответственности и позволяет учиться на своих ошибках

Функции эмоций оценка значимости определенных вещей побуждение к действиям поддержка активности регуляция поведения синтез различных знаний, событий, фактов защита помощь в общении, понимании других, снятие стресса

Функции эмоций

  • оценка значимости определенных вещей
  • побуждение к действиям
  • поддержка активности
  • регуляция поведения
  • синтез различных знаний, событий, фактов
  • защита
  • помощь в общении, понимании других,
  • снятие стресса
Как справляться с негативными эмоциями?

Как справляться с негативными эмоциями?

Шаг 1. Понять что именно это за эмоция

Шаг 1. Понять что именно это за эмоция

Шаг 2. Осознать чем именно  вызвана эта эмоция – ситуацией  или вашими мыслями

Шаг 2. Осознать чем именно вызвана эта эмоция – ситуацией или вашими мыслями

Шаг 3. Принять, признать и позволить себе испытывать эту эмоцию

Шаг 3. Принять, признать и позволить себе испытывать эту эмоцию

Шаг 4. Выразить эту эмоцию вербально

Шаг 4. Выразить эту эмоцию вербально

Шаг 5. Расслабить те части тела и лица, которые находятся в напряжении

Шаг 5. Расслабить те части тела и лица, которые находятся в напряжении

Шаг 6. Нормализовать дыхание

Шаг 6. Нормализовать дыхание

Шаг 7. Направить свою энергию на  что-то другое

Шаг 7. Направить свою энергию на что-то другое

Шаг 8. Отвлечься чем-то более приятным

Шаг 8. Отвлечься чем-то более приятным