Развитие эмоционального интеллекта у современных школьников
Безгодова Светлана Александровна , заведующая кафедрой психологии социального взаимодействия, кандидат психологических наук, доцент
[email protected], ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург,2022
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
План лекции
- История возникновения термина «эмоциональный интеллект»
- Понятие «эмоциональный интеллект»
- Структура эмоционального интеллекта
- Отличие эмоционального интеллекта от социального интеллекта и общего интеллекта
- Эмоциональный интеллект как soft skills
- Развитие эмоционального интеллекта
- Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
История возникновения термина «эмоциональный интеллект» Предпосылки
- Чрезмерное внимание науки к когнитивным способностям
- Компьютерные метафоры в описании человека
- Особое внимание к развитию познавательных способностей в ущерб другим
Цель
обратить внимание на роль понимания отношений и взаимодействия между людьми в обществе
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
История возникновения термина «эмоциональный интеллект»
Проблема
соотношение когнитивной и эмоциональной составляющих психики для успешной
адаптации человека в профессиональной деятельности и обществе
Исследовательский вопрос
оперирование социальной и эмоциональной информацией обеспечивает устойчивую адаптацию в жизни и успех в деятельности
Исследователи:
М. Белдок, Х. Лёйнер (60-е гг. ХХ в), У. Пэйн (1985), Р. Бар-Он (1988), Дж. Мейер, П. Сэловей (1990), Д. Гоулман (1995), Г. Г. Гарскова (1999), Д.В. Люсин (2004), И.Н.
Андреева (2004), М.А. Манойлова (2008)
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Понятие «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект - это способность к пониманию своих и чужих эмоций, а также к управлению ими (Д.В. Люсин).
Эмоциональный интеллект - способность воспринимать, выражать, понимать, ассимилировать и объяснять эмоции, а также их регулировать, в том числе и эмоции окружающих (Дж. Мейер, П. Сэловей).
Эмоциональный интеллект - множество некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность успешно
справляться с факторами давления (Р. Бар-Он).
Эмоциональный интеллект - совокупность разных способностей, на которые опирается социальная компетентность, а также способность управлять своими эмоциями «интеллектуально» (Х. Вайсбах, У. Дакс)
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Понятие «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект - совокупность регуляторных и
коммуникативных свойств личности, которые способствуют принятию, осознанию и регуляции чувств и эмоциональных состояний себя самого и других людей (М.А. Манойлова).
Эмоциональный интеллект – это совокупность умственных способностей к пониманию эмоций, управлению ими, а также компетенций, которые связаны с обработкой, трансформацией эмоциональной информации и эмоциональных, коммуникативных, регулятивных, интеллектуальных
свойств личности, которые содействуют адаптации индивида (И.Н. Андреева ).
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Эмоциональный интеллект
Ч то?
- Отражения (когнитивная) эмоциональных состояний
К а к ая?
- Собственных и других людей
К о г о?
- Регуляция эмоциональных состояний с целью оптимизации деятельности и общения
Зач е м
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Структура эмоционального интеллекта
Понимание интеллекта как способности
- Восприятие, оценка и выражение эмоций
1
- Использование эмоций в качестве повышения эффективности деятельности и мышления
2
- Анализ и понимание эмоций
3
- Сознательное управление эмоциями
4
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Структура эмоционального интеллекта Смешанная модель (когнитивные + личностные особенности)
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Отличие эмоционального интеллекта от социального интеллекта и общего интеллекта
интеграция в когнитивную составляющую психики человека социальный и
эмоциональный компоненты в качестве содержания интеллектуальных операций
развиваются не синхронно
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Эмоциональный интеллект как soft skills
к деталям
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Эмоциональный интеллект как soft skills
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Эмоциональный интеллект как soft skills
Эмоциональный интеллект с большей вероятностью обеспечивает успешность в деятельности «человек-человек».
С успешностью в других видах деятельности эмоциональный интеллект связь демонстрирует с меньшей вероятностью.
«Soft skills» демонстрируют те же тенденции, что и EQ
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта
Предпосылки Факторы
Слабый тип нервной системы
Неп о сл ед ова т е льный стиль воспитания
Общение по
поводу эмоций
Сензетивность
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта
Эмоц и о н ал ь н ы й ин т е л лект и н тен с и в но р а зви в а е т с я в юн о шес к о м
возрасте . Почему?
В п о дрост к ов о м во з рас т е зо н ы г о ловно г о моз г а, о т вечающие за IQ и E Q не
пересекаются. Более того, во время «работы» IQ активизируется более широкое поле участков мозга, чем при «работе» EQ, а в период ранней взрослости при активизации эмоционального интеллекта функционирует более широкая нейронная сеть уже значительным образом пересекающаяся с зонами, отвечающими за общий уровень интеллекта.
Развит и е эмоциональн о г о ин т е л л е кта и д е т сообразно
на к о п л е н и ю и про ц е с се е г о
ин т е л л е к т уальной прораб о т к и эмоци о нально г о опыт а в
переживания, как и развитие социального интеллекта связано с накоплением и ассимиляцией социального опыта.
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта
- способность к пониманию собственных эмоций;
- контроль экспрессии;
- управление эмоциями;
- внутриличностный
эмоциональный интеллект
- способность к пониманию эмоций других людей;
- высокий объем эмоционального словаря;
- вербализация эмоций
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Цель : установление эффективного социального взаимодействия и гармонизация внутриличностных и межличностных отношений.
Почему важно?
- Отношения между людьми строятся на обмене
эмоциональными состояниями
- Отсутствие понимания эмоций
другого человека приводит к
потере эмоционального контакта с другим человеком
- Любой психический процесс
ВСЕГДА сопровождается эмоцией
- Отсутствие рефлексии
эмоциональных состояний
порождает снижение контроля реакций на ситуацию
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Развитие навыка осознания своих эмоций
Составление Рисование эмоций
словаря эмоций
Отражение
эмо ц и о нальных состояний при
прослушивании музыки
Дневник
«эм о ци о нальных состояний»
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Развитие навыки осознания эмоций других людей
Обсуждение эмоциональных состояний
литературных персонажей, исторических деятелей, киногероев, произведений изобразительного
искусства
Игровые упражнения: «немое» кино,
«угадай эмоцию» и др.
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Развитие управления своими эмоциями (не подавления, а управления)
Физические упражнения
Сосредоточение
Размышление
Модуль 3 Современные вызовы воспитания
Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Развитие умения управления эмоциями
других людей
Обсуждение вариантов поведения в ситуациях, когда люди переживают те или иные эмоции.
ВАЖНО исходить из уважительного отношения к человеку и не
пропагандировать манипулятивные техники взаимодействия .
Модуль 3 Современные вызовы воспитания Литература
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной. – Новополоцк: ПГУ. – 2011 – 388 с.
- Волгуснова, Е.А., Личман Д.С. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4 (36).
- Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта – М.: И.Д. Вильямс.
– 2007. – 512 с.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. М.:АСТ МОСКВА. – 2009. – 478 с.
- Майер, Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей
психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ. – 1981. С. 123—129.
- Никифоров, О. В. Проявления различных видов интеллекта и успешность
деятельности представителей социономических профессий (на примере продавцов). Психология человека в образовании. 2021. т. 3, No 3, с. 288–303. https:// www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-288-303