СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональный интеллект современного школьника.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональный интеллект современного школьника.»

Развитие  эмоционального  интеллекта  у  современных  школьников Безгодова Светлана Александровна , заведующая  кафедрой психологии социального взаимодействия,  кандидат  психологических наук,  доцент sbezgodova@herzen.spb.ru,  ФГБОУ  ВО  РГПУ  им.  А.  И.  Герцена Санкт-Петербург,2022

Развитие эмоционального интеллекта у современных школьников

Безгодова Светлана Александровна , заведующая кафедрой психологии социального взаимодействия, кандидат психологических наук, доцент

[email protected], ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена

Санкт-Петербург,2022

Модуль  3  Современные вызовы воспитания План  лекции История  возникновения  термина  «эмоциональный  интеллект» Понятие  «эмоциональный  интеллект» Структура  эмоционального интеллекта Отличие  эмоционального  интеллекта  от  социального  интеллекта  и  общего  интеллекта Эмоциональный  интеллект  как  soft  skills Развитие  эмоционального  интеллекта Развитие  эмоционального  интеллекта  школьников в  педагогической  практике

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

План лекции

  • История возникновения термина «эмоциональный интеллект»
  • Понятие «эмоциональный интеллект»
  • Структура эмоционального интеллекта
  • Отличие эмоционального интеллекта от социального интеллекта и общего интеллекта
  • Эмоциональный интеллект как soft skills
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике
Модуль  3  Современные вызовы воспитания История  возникновения  термина  «эмоциональный  интеллект»  Предпосылки Чрезмерное внимание  науки  к  когнитивным способностям Компьютерные  метафоры  в  описании  человека Особое  внимание  к  развитию  познавательных способностей  в  ущерб  другим Цель обратить  внимание  на  роль  понимания  отношений  и  взаимодействия  между людьми в  обществе

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

История возникновения термина «эмоциональный интеллект» Предпосылки

  • Чрезмерное внимание науки к когнитивным способностям
  • Компьютерные метафоры в описании человека
  • Особое внимание к развитию познавательных способностей в ущерб другим

Цель

обратить внимание на роль понимания отношений и взаимодействия между людьми в обществе

Модуль  3  Современные вызовы воспитания История  возникновения  термина  «эмоциональный  интеллект» Проблема соотношение когнитивной  и эмоциональной  составляющих  психики для  успешной адаптации человека  в  профессиональной  деятельности  и  обществе Исследовательский  вопрос оперирование  социальной  и  эмоциональной  информацией  обеспечивает  устойчивую адаптацию  в  жизни и  успех  в  деятельности Исследователи: М. Белдок,  Х.  Лёйнер (60-е  гг.  ХХ в),  У.  Пэйн  (1985),  Р. Бар-Он (1988),  Дж.  Мейер, П.  Сэловей  (1990),  Д. Гоулман (1995),  Г.  Г.  Гарскова  (1999),  Д.В.  Люсин  (2004),  И.Н. Андреева  (2004),  М.А.  Манойлова  (2008)

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

История возникновения термина «эмоциональный интеллект»

Проблема

соотношение когнитивной и эмоциональной составляющих психики для успешной

адаптации человека в профессиональной деятельности и обществе

Исследовательский вопрос

оперирование социальной и эмоциональной информацией обеспечивает устойчивую адаптацию в жизни и успех в деятельности

Исследователи:

М. Белдок, Х. Лёйнер (60-е гг. ХХ в), У. Пэйн (1985), Р. Бар-Он (1988), Дж. Мейер, П. Сэловей (1990), Д. Гоулман (1995), Г. Г. Гарскова (1999), Д.В. Люсин (2004), И.Н.

Андреева (2004), М.А. Манойлова (2008)

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Понятие  «эмоциональный  интеллект» Эмоциональный  интеллект  -  это  способность  к  пониманию  своих  и  чужих эмоций,  а также  к  управлению  ими  (Д.В.  Люсин). Эмоциональный  интеллект  -  способность  воспринимать,  выражать,  понимать,  ассимилировать  и  объяснять  эмоции,  а также  их  регулировать,  в том  числе  и  эмоции окружающих  (Дж.  Мейер,  П.  Сэловей). Эмоциональный  интеллект  -  множество некогнитивных  способностей,  компетенций  и  навыков,  которые  влияют  на  способность  успешно справляться  с  факторами  давления (Р.  Бар-Он). Эмоциональный интеллект  -  совокупность  разных  способностей,  на  которые  опирается  социальная  компетентность,  а  также  способность  управлять  своими  эмоциями  «интеллектуально»  (Х.  Вайсбах,  У.  Дакс)

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Понятие «эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект - это способность к пониманию своих и чужих эмоций, а также к управлению ими (Д.В. Люсин).

Эмоциональный интеллект - способность воспринимать, выражать, понимать, ассимилировать и объяснять эмоции, а также их регулировать, в том числе и эмоции окружающих (Дж. Мейер, П. Сэловей).

Эмоциональный интеллект - множество некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность успешно

справляться с факторами давления (Р. Бар-Он).

Эмоциональный интеллект - совокупность разных способностей, на которые опирается социальная компетентность, а также способность управлять своими эмоциями «интеллектуально» (Х. Вайсбах, У. Дакс)

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Понятие  «эмоциональный  интеллект» Эмоциональный  интеллект  -  совокупность  регуляторных  и коммуникативных свойств личности,  которые  способствуют  принятию,  осознанию  и  регуляции  чувств  и  эмоциональных состояний  себя  самого  и других  людей (М.А.  Манойлова). Эмоциональный  интеллект  –  это  совокупность  умственных способностей  к пониманию  эмоций, управлению  ими,  а  также  компетенций,  которые  связаны с  обработкой,  трансформацией  эмоциональной  информации  и  эмоциональных, коммуникативных,  регулятивных,  интеллектуальных свойств личности,  которые  содействуют  адаптации индивида  (И.Н.  Андреева ).

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Понятие «эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект - совокупность регуляторных и

коммуникативных свойств личности, которые способствуют принятию, осознанию и регуляции чувств и эмоциональных состояний себя самого и других людей (М.А. Манойлова).

Эмоциональный интеллект – это совокупность умственных способностей к пониманию эмоций, управлению ими, а также компетенций, которые связаны с обработкой, трансформацией эмоциональной информации и эмоциональных, коммуникативных, регулятивных, интеллектуальных

свойств личности, которые содействуют адаптации индивида (И.Н. Андреева ).

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Эмоциональный  интеллект Способность  человека Ч то? Отражения  (когнитивная)  эмоциональных  состояний К а к ая? Собственных  и  других  людей К о г о? Регуляция эмоциональных состояний с целью оптимизации  деятельности и общения Зач е м

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Эмоциональный интеллект

  • Способность человека

Ч то?

  • Отражения (когнитивная) эмоциональных состояний

К а к ая?

  • Собственных и других людей

К о г о?

  • Регуляция эмоциональных состояний с целью оптимизации деятельности и общения

Зач е м

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Структура эмоционального интеллекта Понимание  интеллекта  как  способности Восприятие,  оценка  и выражение  эмоций 1 Использование эмоций  в  качестве  повышения  эффективности  деятельности  и  мышления 2 Анализ  и  понимание  эмоций 3 Сознательное  управление  эмоциями 4

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Структура эмоционального интеллекта

Понимание интеллекта как способности

  • Восприятие, оценка и выражение эмоций

1

  • Использование эмоций в качестве повышения эффективности деятельности и мышления

2

  • Анализ и понимание эмоций

3

  • Сознательное управление эмоциями

4

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Структура  эмоционального  интеллекта  Смешанная  модель  (когнитивные  +  личностные  особенности)

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Структура эмоционального интеллекта Смешанная модель (когнитивные + личностные особенности)

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Отличие  эмоционального  интеллекта  от  социального  интеллекта  и  общего  интеллекта интеграция  в  когнитивную  составляющую  психики  человека  социальный и эмоциональный  компоненты  в качестве  содержания  интеллектуальных  операций развиваются  не  синхронно

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Отличие эмоционального интеллекта от социального интеллекта и общего интеллекта

интеграция в когнитивную составляющую психики человека социальный и

эмоциональный компоненты в качестве содержания интеллектуальных операций

развиваются не синхронно

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Эмоциональный  интеллект  как  soft  skills к  деталям

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Эмоциональный интеллект как soft skills

к деталям

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Эмоциональный  интеллект  как  soft skills

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Эмоциональный интеллект как soft skills

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Эмоциональный  интеллект  как  soft  skills Эмоциональный  интеллект  с  большей  вероятностью  обеспечивает  успешность  в  деятельности  «человек-человек». С  успешностью  в  других  видах  деятельности  эмоциональный  интеллект  связь  демонстрирует  с  меньшей  вероятностью. «Soft  skills»  демонстрируют  те  же  тенденции,  что  и  EQ

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Эмоциональный интеллект как soft skills

Эмоциональный интеллект с большей вероятностью обеспечивает успешность в деятельности «человек-человек».

С успешностью в других видах деятельности эмоциональный интеллект связь демонстрирует с меньшей вероятностью.

«Soft skills» демонстрируют те же тенденции, что и EQ

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта Предпосылки  Факторы Слабый  тип  нервной  системы Неп о сл ед ова т е льный стиль  воспитания Общение  по поводу  эмоций Сензетивность

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта

Предпосылки Факторы

Слабый тип нервной системы

Неп о сл ед ова т е льный стиль воспитания

Общение по

поводу эмоций

Сензетивность

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта Эмоц и о н ал ь н ы й  ин т е л лект  и н тен с и в но  р а зви в а е т с я  в  юн о шес к о м возрасте .  Почему? В  п о дрост к ов о м  во з рас т е  зо н ы  г о ловно г о  моз г а,  о т вечающие  за  IQ  и  E Q  не пересекаются.  Более  того,  во время  «работы» IQ  активизируется  более широкое  поле  участков  мозга,  чем  при  «работе»  EQ,  а  в  период  ранней взрослости  при  активизации  эмоционального  интеллекта  функционирует  более широкая нейронная сеть уже значительным образом пересекающаяся с  зонами,  отвечающими  за общий  уровень  интеллекта. Развит и е  эмоциональн о г о  ин т е л л е кта  и д е т  сообразно на к о п л е н и ю   и про ц е с се  е г о ин т е л л е к т уальной  прораб о т к и  эмоци о нально г о  опыт а  в переживания,  как  и  развитие  социального  интеллекта  связано  с  накоплением  и ассимиляцией  социального опыта.

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта

Эмоц и о н ал ь н ы й ин т е л лект и н тен с и в но р а зви в а е т с я в юн о шес к о м

возрасте . Почему?

В п о дрост к ов о м во з рас т е зо н ы г о ловно г о моз г а, о т вечающие за IQ и E Q не

пересекаются. Более того, во время «работы» IQ активизируется более широкое поле участков мозга, чем при «работе» EQ, а в период ранней взрослости при активизации эмоционального интеллекта функционирует более широкая нейронная сеть уже значительным образом пересекающаяся с зонами, отвечающими за общий уровень интеллекта.

Развит и е эмоциональн о г о ин т е л л е кта и д е т сообразно

на к о п л е н и ю и про ц е с се е г о

ин т е л л е к т уальной прораб о т к и эмоци о нально г о опыт а в

переживания, как и развитие социального интеллекта связано с накоплением и ассимиляцией социального опыта.

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта способность  к пониманию  собственных  эмоций; контроль экспрессии; управление  эмоциями; внутриличностный эмоциональный  интеллект способность  к  пониманию  эмоций  других  людей; высокий объем эмоционального  словаря; вербализация  эмоций

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта

  • способность к пониманию собственных эмоций;
  • контроль экспрессии;
  • управление эмоциями;
  • внутриличностный

эмоциональный интеллект

  • способность к пониманию эмоций других людей;
  • высокий объем эмоционального словаря;
  • вербализация эмоций
Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта  школьников  в  педагогической практике Цель :  установление  эффективного  социального  взаимодействия  и  гармонизация  внутриличностных и  межличностных  отношений. Почему  важно? Отношения между людьми  строятся  на обмене эмоциональными  состояниями Отсутствие  понимания  эмоций другого  человека приводит  к потере эмоционального контакта  с  другим  человеком -  Любой  психический  процесс ВСЕГДА  сопровождается  эмоцией -  Отсутствие  рефлексии эмоциональных  состояний порождает  снижение  контроля  реакций на  ситуацию

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике

Цель : установление эффективного социального взаимодействия и гармонизация внутриличностных и межличностных отношений.

Почему важно?

  • Отношения между людьми строятся на обмене

эмоциональными состояниями

  • Отсутствие понимания эмоций

другого человека приводит к

потере эмоционального контакта с другим человеком

- Любой психический процесс

ВСЕГДА сопровождается эмоцией

- Отсутствие рефлексии

эмоциональных состояний

порождает снижение контроля реакций на ситуацию

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта  школьников  в  педагогической  практике Развитие навыка осознания  своих  эмоций Составление  Рисование  эмоций словаря  эмоций Отражение эмо ц и о нальных состояний  при прослушивании  музыки Дневник «эм о ци о нальных состояний»

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике

Развитие навыка осознания своих эмоций

Составление Рисование эмоций

словаря эмоций

Отражение

эмо ц и о нальных состояний при

прослушивании музыки

Дневник

«эм о ци о нальных состояний»

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта  школьников  в  педагогической  практике Развитие  навыки  осознания  эмоций других  людей Обсуждение  эмоциональных  состояний литературных персонажей, исторических деятелей,  киногероев, произведений  изобразительного искусства Игровые  упражнения: «немое»  кино, «угадай  эмоцию» и  др.

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике

Развитие навыки осознания эмоций других людей

Обсуждение эмоциональных состояний

литературных персонажей, исторических деятелей, киногероев, произведений изобразительного

искусства

Игровые упражнения: «немое» кино,

«угадай эмоцию» и др.

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта  школьников  в  педагогической  практике Развитие  управления  своими  эмоциями  (не  подавления,  а  управления) Физические  упражнения Сосредоточение Размышление

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике

Развитие управления своими эмоциями (не подавления, а управления)

Физические упражнения

Сосредоточение

Размышление

Модуль  3  Современные вызовы воспитания Развитие  эмоционального  интеллекта  школьников  в  педагогической  практике Развитие умения  управления  эмоциями других  людей Обсуждение  вариантов  поведения  в  ситуациях,  когда  люди  переживают  те  или  иные  эмоции. ВАЖНО  исходить  из  уважительного  отношения  к  человеку  и  не пропагандировать  манипулятивные  техники  взаимодействия .

Модуль 3 Современные вызовы воспитания

Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике

Развитие умения управления эмоциями

других людей

Обсуждение вариантов поведения в ситуациях, когда люди переживают те или иные эмоции.

ВАЖНО исходить из уважительного отношения к человеку и не

пропагандировать манипулятивные техники взаимодействия .

Модуль 3 Современные вызовы воспитания  Литература Андреева,  И.Н.  Эмоциональный  интеллект  как феномен  современной.  –  Новополоцк:  ПГУ. – 2011  –  388  с. Волгуснова, Е.А., Личман  Д.С.  Общие  и  специфические  особенности  показателей  эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Вестник Шадринского  государственного  педагогического  университета.  –  2017.  – № 4  (36). Гарднер,  Г. Структура  разума:  теория  множественного  интеллекта – М.:  И.Д. Вильямс. –  2007.  –  512  с. Гоулман,  Д.  Эмоциональный  интеллект.  М.:АСТ  МОСКВА.  –  2009. –  478  с. Майер,  Г.  Психология  эмоционального  мышления  // Хрестоматия по  общей психологии.  Психология  мышления  /  Под  ред.  Ю.Б. Гиппенрейтер,  В.В.  Петухова. –  М.:  Изд-во  МГУ. – 1981. С.  123—129. Никифоров,  О. В.  Проявления  различных  видов  интеллекта  и  успешность деятельности  представителей  социономических  профессий  (на  примере  продавцов).  Психология человека в образовании. 2021. т. 3, No 3, с. 288–303.  https:// www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-288-303

Модуль 3 Современные вызовы воспитания Литература

  • Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной. – Новополоцк: ПГУ. – 2011 – 388 с.
  • Волгуснова, Е.А., Личман Д.С. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4 (36).
  • Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта – М.: И.Д. Вильямс.

– 2007. – 512 с.

  • Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. М.:АСТ МОСКВА. – 2009. – 478 с.
  • Майер, Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей

психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ. – 1981. С. 123—129.

  • Никифоров, О. В. Проявления различных видов интеллекта и успешность

деятельности представителей социономических профессий (на примере продавцов). Психология человека в образовании. 2021. т. 3, No 3, с. 288–303. https:// www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-288-303