«Если очень захотеть, можно в космос полететь».
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
-Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
-Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
-При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
-Учить детей создавать из бумаги поделку в технике «оригами».
-Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, динамические паузы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах создающих ракеты. Иллюстрированный атлас Николаса Харриса "Светящаяся книга о космосе". Чтение:
Бороздин В. «Первый в космосе»,
Иванова И."Необыкновенные приключения Пети в космосе,"
Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе".
Талимонова Любовь "Сказки о созвездиях".
Беседы: «Космос-это порядок», «Голубая планета - Земля», «Луна - спутник Земли», «Ю. Гагарин», «Солнце - источник жизни на Земле».
Ход:
-Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)
- Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки .
–А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2
- Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) - А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) - Почему кажется маленьким? (Ответы детей) - Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3
- Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое).Слайд №4
- А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5
- В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.)
- Подведём итог: Солнце - источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
- Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
(Сопровождаю свой показ словами)
- Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.
А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»
- Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!
Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.
Закройте глазки ладошками, а потом откройте.
(Повторяем с детьми несколько раз.)
- Если Солнце - это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
- Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Слайд №6
- В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
А днем звезды светят? (ответы детей)
- Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Восприятие и усвоение нового
Опыт: «Звезды светят постоянно»
Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) - дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
- Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)
- А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)
- Что вам это напоминает? (Ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
-Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
- А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.
-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)
- На чем мы полетим? (Ответы детей)
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Ракетой в облаках.
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Конструирование из бумаги «ракета»в технике «Оригами.
1 Берём лист бумаги, складываем его треугольником, совмещая углы и отрезаем лишнюю часть. Мы получили квадрат.
2 Получившийся квадрат складываем "косыночкой".
3 Развернули, потом снова сложили "Косыночкой", наметив линии диагоналей.
4 Развернули наш квадрат и сложили его пополам.
5 Затем снова развернули нашу заготовку и по намеченным линиям складываем базовую форму "двойной треугольник"
6 Затем берём и поднимаем уголки нашего треугольника вверх с одной и с другой стороны.
7 Затем перевернули нашу заготовку на другую сторону и выполнили туже самую операцию (загнули углы вверх)
8 Теперь нам необходимо "открыть" наши загнутые уголки и расплющить их. Выполняем эту операцию с обеих сторон.
9 Теперь мы берём нашу заготовку и перелистываем, словно страницу книги, получаем ровную и гладкую поверхность
10 Затем нам нужно загнуть края нашей заготовки к середине с одной и с другой стороны и повторить тоже самое с другой стороны. Теперь мы раскрываем получившиеся уголки с обеих сторон и получаем нашу ракету.
11 Потом рисуем иллюминатор и пишем название нашей космической ракеты: «Восток»
-Наша ракета готова к полёту.
- А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)
-Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире.Слайд №7
- Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры.
Я хочу стать космонавтом
Надеваю я скафандр
Полечу я на ракете
И открою все планеты.
-Давайте займём свои места.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.(ходьба на месте)
- Ракета набирает скорость.
- Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.
- Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то- же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8.
- Перед вами макет ракеты. (Слайд 9).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.
-Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10
- Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или - Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре. Слайд №11,12
-Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, -наша Земля. Слайд «13
- Какая она по форме? (Ответы детей)
- Какого она цвета? (Ответы детей)
- Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. Слайд №14
-Красивая наша Земля? (Ответы детей) . Слайд №15.
- Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся - земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?
Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Слайд №16.
-Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.
- Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?
- У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Слайд №17
Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека - невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. Слайд №18
Динамическая пауза.
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
Обобщение имеющихся знаний у детей.
- Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
- 3 – 2 – 1- … пуск.
- Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали? (Ответы детей)
- Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей)
-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.
Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете .Слайд №19.
Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)
День космонавтики
Взлетел в ракете русский парень,
всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счёту будешь ты?
Летит корабль
Летит в космической далИ
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А, может быть,
и нас с тобой!
(В. Орлов)
Апрель
И сугробы тают,
И звенит капель –
По земле шагает
Весело апрель.
Чем же он так славен?
Чем всех удивил?
Тем, что наш Гагарин
Космос покорил!
Самый, самый смелый,
Он так дорог нам:
Сказку былью сделал,
Стал легендой сам!
(Н. Железкова ■)
Космонавт
В день весенний, день апрельский,
Много лет тому назад,
Мчалась в космосе ракета
Завораживая взгляд.
Новость слышала планета:
«Русский парень полетел!»,
И героем-космонавтом
Каждый мальчик стать хотел.
Только первым быть непросто.
Очень сложно первым стать.
Надо вырасти достойным,
Всё уметь и много знать.
Но когда-нибудь ты тоже
Можешь к звёздам полететь.
Ты, дружок, всего добьешься,
Надо только захотеть.
(Н. Мигунова)