СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если очень захотеть, можно в космос полететь

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Цель:

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

-Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.

-Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.

-При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.

-Учить детей создавать из бумаги поделку в технике «оригами».

-Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, динамические паузы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах создающих ракеты. Иллюстрированный атлас Николаса Харриса "Светящаяся книга о космосе". Чтение:

Бороздин В. «Первый в космосе»,

Иванова И."Необыкновенные приключения Пети в космосе,"

Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе".

Талимонова Любовь "Сказки о созвездиях".

Беседы:   «Космос-это порядок»,  «Голубая планета - Земля», «Луна - спутник Земли», «Ю. Гагарин»,  «Солнце - источник жизни на Земле».

Просмотр содержимого документа
«Если очень захотеть, можно в космос полететь»

«Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

-Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.

-Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.

-При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.

-Учить детей создавать из бумаги поделку в технике «оригами».

-Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, динамические паузы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах создающих ракеты. Иллюстрированный атлас Николаса Харриса "Светящаяся книга о космосе". Чтение:

Бороздин В. «Первый в космосе»,

Иванова И."Необыкновенные приключения Пети в космосе,"

Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе".

Талимонова Любовь "Сказки о созвездиях".

Беседы: «Космос-это порядок», «Голубая планета - Земля», «Луна - спутник Земли», «Ю. Гагарин», «Солнце - источник жизни на Земле».

Ход:

-Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)

- Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки .

–А теперь послушайте загадку:

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2

- Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) - А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) - Почему кажется маленьким? (Ответы детей) - Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3

- Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое).Слайд №4

- А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5

- В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.)

- Подведём итог: Солнце - источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.

- Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

(Сопровождаю свой показ словами)

- Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.

А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»

- Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.

Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.

Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!

Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.

Закройте глазки ладошками, а потом откройте.

(Повторяем с детьми несколько раз.)

- Если Солнце - это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?

Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)

- Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Слайд №6

- В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)

А днем звезды светят? (ответы детей)

- Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.

Восприятие и усвоение нового

Опыт: «Звезды светят постоянно»

Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.

Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) - дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).

- Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)

- А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)

- Что вам это напоминает? (Ответы детей)

- Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.

-Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)

- А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.

-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)

- На чем мы полетим? (Ответы детей)

Простой листок бумаги,

Но в опытных руках

Он может обернуться

Ракетой в облаках.

Фантазии подвластны

Бумажные листы -

Для дома и в подарок,

И просто для игры.

Конструирование из бумаги «ракета»в технике «Оригами.

1 Берём лист бумаги, складываем его треугольником, совмещая углы и отрезаем лишнюю часть. Мы получили квадрат.

2 Получившийся квадрат складываем "косыночкой".

3 Развернули, потом снова сложили "Косыночкой", наметив линии диагоналей.

4 Развернули наш квадрат и сложили его пополам.

5 Затем снова развернули нашу заготовку и по намеченным линиям складываем базовую форму "двойной треугольник"


6 Затем берём и поднимаем уголки нашего треугольника вверх с одной и с другой стороны.

7 Затем перевернули нашу заготовку на другую сторону и выполнили туже самую операцию (загнули углы вверх)

8 Теперь нам необходимо "открыть" наши загнутые уголки и расплющить их. Выполняем эту операцию с обеих сторон.

9 Теперь мы берём нашу заготовку и перелистываем, словно страницу книги, получаем ровную и гладкую поверхность

10 Затем нам нужно загнуть края нашей заготовки к середине с одной и с другой стороны и повторить тоже самое с другой стороны. Теперь мы раскрываем получившиеся уголки с обеих сторон и получаем нашу ракету.

11 Потом рисуем иллюминатор и пишем название нашей космической ракеты: «Восток»

-Наша ракета готова к полёту.

- А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)

-Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире.Слайд №7

- Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры.

Я хочу стать космонавтом

Надеваю я скафандр

Полечу я на ракете

И открою все планеты.

-Давайте займём свои места.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.(ходьба на месте)

- Ракета набирает скорость.

- Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?

Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.

- Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то- же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8.

- Перед вами макет ракеты. (Слайд 9).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.

-Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10

- Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или - Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре. Слайд №11,12

-Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, -наша Земля. Слайд «13

- Какая она по форме? (Ответы детей)

- Какого она цвета? (Ответы детей)

- Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. Слайд №14

-Красивая наша Земля? (Ответы детей) . Слайд №15.

- Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся - земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.

Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?

Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Слайд №16.

-Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.

- Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?

- У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Слайд №17

Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека - невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. Слайд №18

Динамическая пауза.

Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).

Обобщение имеющихся знаний у детей.

- Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.

- 3 – 2 – 1- … пуск.

- Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)

- Что нового вы узнали? (Ответы детей)

- Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей)

-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.

Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете .Слайд №19.








































Юрий Гагарин

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)

 

День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,
всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счёту будешь ты?

 

Летит корабль


Летит в космической далИ
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А, может быть,
и нас с тобой!
(В. Орлов)

 

Апрель

И сугробы тают,
И звенит капель –
По земле шагает
Весело апрель.

Чем же он так славен?
Чем всех удивил?
Тем, что наш Гагарин
Космос покорил!

Самый, самый смелый,
Он так дорог нам:
Сказку былью сделал,
Стал легендой сам!
(Н. Железкова )

 

Космонавт

В день весенний, день апрельский,
Много лет тому назад,
Мчалась в космосе ракета
Завораживая взгляд.

Новость слышала планета:
«Русский парень полетел!»,
И героем-космонавтом
Каждый мальчик стать хотел.

Только первым быть непросто.
Очень сложно первым стать.
Надо вырасти достойным,
Всё уметь и много знать.

Но когда-нибудь ты тоже
Можешь к звёздам полететь.
Ты, дружок, всего добьешься,
Надо только захотеть.

(Н. Мигунова)