СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая концепция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Моя педагогическая концепция"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя педагогическая концепция"»

Моя педагогическая концепция


Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…


«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

Эти слова В. А. Сухомлинского – воплощение моего личного представления об учителе начальных классов, которые являются факелом моей педагогической деятельности.

Для меня педагогическая деятельность – это не работа, а творчество, искусство, сопереживание.

Убеждена, что не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для малышей увлекательным и интересным, приносить моральное удовлетворение и чувство гордости за свои успехи. Тогда интересно учиться, легко учиться, радостно учиться. Наполнить учебный труд ребенка счастьем, радостью и тогда услышишь музыку детской души - это основной принцип моей работы. Свое профессиональное кредо я выразила в семи нотах музыкальной гаммы.

И вот они семь моих профессиональных убеждений.


Нота ДО.

Первое профессиональное убеждение: учитель должен учиться всему и постоянно.


Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам. Учитель должен постоянно учиться, учиться…

«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»

К.Д.Ушинский

Я благодарна судьбе за то, что каждый день встречаюсь с ребятами, и с ними я снова и снова учусь быть Учителем. Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников.

Постоянно и целеустремленно работать над собой  вот основная задача современного учителя.

Наверное, самому нужно быть немножко ребёнком, чтобы чувствовать, что именно может заинтересовать детей, что им близко и понятно.

Девизом моей работы стала фраза: «Не ждать, а действовать!». Я ищу новые методики, подходы к детям, подстраиваюсь под современные условия, активно осваиваю новые технологии, прохожу дистанционные курсы повышения квалификации, стараюсь разнообразить уроки, провожу дискуссии и обсуждения, ведь детям так важно, чтобы их услышали и поняли. В нашей школе полным ходом идёт внедрение современных компьютерных технологий, проектная деятельность. Я считаю, что это большой шаг в развитии образования, ведь в современной жизни практически нельзя обойтись без компьютерных технологий.

Я считаю, что кругозор учителя должен постоянно расширяться.

Хороший учитель  это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты  новейшие открытия, исследования, достижения.

Мой рабочий день начинается и заканчивается обучением, я учу своих учеников и учусь сама. Бывает, что я ошибаюсь, но учусь на своих ошибках. Часто мечешься в поиске ответа на вопрос, заданный пытливым учеником, беседую с родителями на разные темы… Да мало ли какие вопросы решает учитель?! Но я постоянно в движении, в суете жизни, в гуще событий, в стремлении познания науки и окружающего. А иначе нельзя, ибо я перестану быть учителем, потеряю уважение к себе не только учеников, их родителей и окружающих, но и потеряю самого себя.

Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Учитель  это даже не профессия, это предназначение человека в этом мире. Не каждый может стать учителем, а избранный, тот, кто чист душой, чьи уста не лукавы, у кого добрые помыслы, кто не добренький, а справедливый, кто не гонится за «длинным рублём» в педагогике, кто понимает, что учительский труд  нелёгкая ноша. А вот как раз в ней-то и состоит наше учительское счастье! Я считаю себя счастливейшим человеком!


Конечно, всё постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый из нас: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди!».



Нота РЕ.

Мое второе профессиональное убеждение: учитель должен уметь и хотеть работать с детьми, видеть в ребенке личность и индивидуальность.


Педагогика будущего направлена на создание такой модели обучения и воспитания, которая способствует свободному развитию личности ребенка, индивидуализации обучения, развитию мотивации к саморазвитию и адаптации к имеющимся социальным условиям.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий. Задача каждого педагога создать такое образовательное пространство, которое обеспечивает каждому ребенку право на жизнь, здоровье, образование, труд, на свою неповторимую индивидуальность с собственными интересами и способностями. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребенком помогает преодолеть неуверенность и застенчивость, чувствовать себя комфортно и уютно, легко и быстро адаптироваться в новых условиях.

Каждая встреча с ребенком должна быть ступенькой к решению той проблемы, которую увидел учитель. Встреча эта должна быть запоминающейся, эмоциональной.

Каждый урок дает мне радость общения с детьми. Я получаю заряд и тот толчок, который заставляет искать новые приемы и методы.

Часто у детей возникает негативное отношение к школе, нежелание учиться. Это происходит из-за императивного характера педагогического процесса, когда ребенка принуждают, заставляют не считаться с его интересами. В работе с детьми я выбрала для себя приоритетное направление – Сказкотерапию, вернее использование элементов сказкотерапии. Конечно, я использую и многое другое. Но сказка… это сказка.


Нота МИ.

Мое третье профессиональное убеждение: учитель должен говорить с детьми на одном языке.


Дети обожают играть в игры, а я обожаю играть с ними. Как говорил один великий педагог и психолог отец Борис Ничипоров: «Мы не работаем с детьми, мы вместе с ними валяем дурака!». И я считаю, что именно такое целенаправленное (со стороны учителя) «дураковаляние» имеет очень глубокий положительный воспитательный эффект.

Для того чтобы дети тебе поверили, тебя понимали, надо очень немногое.

Надо просто по-настоящему их любить. Конечно, не опускаться до их уровня, а попытаться создать такие условия, чтобы дети, общаясь с вами, поднимались в своём духовном и личном развитии.

Основным видом деятельности на уроке является общение детей друг с другом, детей с учителем.

На своих уроках я использую прием «выращивание» знаний на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Дети чувствуют себя увереннее, переживают радость собственных достижений в учебной деятельности. Они становятся общительными, коммуникабельными.

На уроке идет коллективный поиск правильного решения. Трудно этого было достичь; сначала больше говорила сама. Потом научила детей рассуждать, уточнять, дополнять друг друга, а значит, научила учиться у товарища, слушать и слышать его. Каждый учитель согласится с тем, как порой трудно бывает включить в работу всех детей, научить их слушать других, а значит, и учиться.

Такое общение решает эту проблему. Слабые тянутся за сильными, учатся рассуждать, развивают речь, мышление. Часто подчеркиваю, что без них, без их мыслей не получился бы и урок. Такая работа сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других. Здесь нет насмешек, дети не боятся ошибаться, здесь доверие и тепло, дружба и искренность. На таких уроках можно услышать следующее:

- Я хочу поспорить…

- Я думаю, что Матвей прав…

- Я не согласна с тобой, Даша…

Иногда на уроке приходится «встать» на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, идти навстречу его, даже коряво высказанным размышлениям, создать атмосферу заинтересованности вокруг его ответа.

Тактично поправить: «Ты ведь это хочешь сказать?». В такой атмосфере ребята не боятся высказывать свое мнение. Духовный контакт между участниками учебного процесса раскрепощает детей, дает выход их внутренним силам, а учителю – возможность направлять их. Такая атмосфера учения соответствует природе ребенка – его стремлению самоутвердиться через общение.


Нота ФА

Мое четвертое профессиональное убеждение: один в поле не воин.


С самого первого дня моей работы педагогом я поняла, что я не смогу добиться хороших результатов, если у меня не будет единомышленников. Нужна была система взаимодействия со всеми, кто соприкасается с ребенком, и она появилась : совместная работа с наставником, учителями - предметниками. Она выражается в проведении интегрированных уроков, внеклассных мероприятий, уроков в компьютерном классе, совместных классных и родительских собраний.

Нота СОЛЬ.

Мое пятое профессиональное убеждение: только личность может воспитать личность.


Младший школьник приобретает разносторонние знания, которые заставляют его задумываться над многими фактами своего поведения, сравнивать себя со своими одноклассниками, другими людьми. Но младшим школьникам еще трудно сделать выводы о своих достоинствах и недостатках, не могут они в полной мере и контролировать свое поведение. Поэтому влияние учителя на детей этого возраста велико.

Каждый педагог, работающий с детьми, обычный человек. У него свой характер, свои особенности, свои трудности. Но несмотря на всё, учитель должен понимать, что он является примером для своих учеников во всем, везде и всегда.

Есть такое наблюдение, что ученики младших классов похожи на своего учителя. Учитель для них – наставник, авторитет, вторая мама… Поэтому он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово.

И мы делаем это. Учитель – самый счастливый человек на свете, потому что он строит будущее страны. Ни один строитель не несёт даже маленькую толику той ответственности, которая лежит на плечах учителя.


Нота ЛЯ.

Мое шестое профессиональное убеждение: главная роль в формировании личности принадлежит родителям.


Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.


Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители стали полноправными участниками педагогического процесса. Семья во все времена была, есть и будет важнейшей структурной единицей социального организма. Это та клетка, из которой строятся все системы. Формирование семейной культуры может быть исключительно естественным и свободным процессом, оно должно быть построено на желании и потребности изнутри. Процесс продуктивного взаимодействия ребёнка и взрослого – фундаментальный стержень развивающего обучения и воспитания. Для успешного решения воспитательно-образовательных задач необходима постоянная и непрерывная работа с родителями. В своей работе я использую разнообразные формы взаимодействия: тренинги, круглые столы, дискуссионные клубы, познавательно-игровые викторины. Традиционными стали праздники, мероприятия, собрания и даже уроки, проводимые вместе с родителями. Это взаимодействие постоянное и систематическое. Сотрудничая вместе, мы осознаём, что рядом с нами существует детство, которое не терпит фальши и равнодушия, которое надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, которое приносит не только заботы и хлопоты, но и огромную человеческую радость.


Нота СИ.

Мое седьмое профессиональное убеждение: школа - это больше, чем работа.


Учительская профессия – одна из древнейших на земле. Издавна она считается и самой сложной. Поэтому воспитанием и обучением подрастающих поколений во все времена занимались самые знающие, опытные и способные к этому люди.

Еще в первобытном обществе детей готовили к взрослой жизни старейшины и вожди племен. В странах Древнего Востока учителями являлись жрецы, в Древней Греции – наиболее умные и талантливые граждане, в Риме учителей назначал император из числа самых образованных, знающих чиновников. Мастерами грамоты называли талантливых учителей – самоучек на Руси.

А что значит первый учитель? Настоящий первый учитель, по моему убеждению, должен остаться для ребят точкой опоры их нравственности и человечности. Среди десятков других учителей, с которыми они будут иметь дело и среди которых они найдут своих любимых учителей, духовных наставников, первый учитель должен остаться первым добрым очагом их человечности. «Должен» не означает, что это обязанность детей, их долг. Нет, речь идет о том, что учитель сам должен сотворить себя в ребенке как первый и настоящий духовный наставник.

Я верю в школу счастливых людей, в школу счастливых учителей , учеников и их родителей.

Это должно быть счастье учителя, которому дано быть учителем, который нашел себя в жизни, который полностью реализовался, для которого Школа- это больше, чем работа. Это должно быть счастье ученика, которого не только хорошо учат, но и любят, понимают, а если и журят, то всегда справедливо и с огромной болью и тревогой за его судьбу. Это счастье родителей, которые всегда могут быть уверены в том, что их школа- это надежная школа, где все на высоте: и уроки, и перемены, и будни, и праздники, и гардероб, и столовая.

Любимый учитель… За что его любят школьники разных поколений? За щедрость души, справедливость, глубокую убежденность, преданность своему делу, за глубокие и разносторонние знания и умения.

Заслужить любовь своих учеников и их родителей – об этом не раз думал каждый из нас.

Как время беспощадно скоротечно.

И кажется страна идет ко дну…

Но лишь учитель зажигает свечи,

Когда клянут другие темноту.

И каждый день: учебники, тетрадки,

Да души детские, да светлые глаза,

И мысль закрадывается украдкой:

«А может, прожит день совсем не зря?»

Что лучше нет профессии на свете,

Ничуть не сомневаемся мы с вами.

Ведь наше будущее – это наши дети-

На жизнь смотрят нашими глазами.

«Это интересно. Метод проектов — это простор для сотрудничества и проявления совместной творческой инициативы ученика и учителя».


Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Считаю, что технология проектной деятельности открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков способствует развитию ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Наиболее эффективные это уроки – исследования, мини – исследования, исследование в домашнем задании, проект по теме, исследовательские работы, представляемые на конкурсах, научно-практических конференциях. Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них.


Итак, пред нами гамма педагогической деятельности учителя начальных классов. И от того, как учитель сможет исполнить, её зависит будущая жизнь каждого ребенка.


Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире.

Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения, как к старшему и как к педагогу. Эта цель кажется недостижимой, но ведь и самый легкий и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Каждый день, на каждом уроке создаю условия для саморазвития ребенка, расширяю пространство самореализации личности.

Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.

     Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

     И как бы не сердился порой учитель на своих учеников, он должен помнить слова В. Розова «Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать». Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети - моя радость.

Ребёнок это наше будущее, будущее нашей страны. Воспитывая детей, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализовываться, подготовленными к жизни в современном информационном веке. Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я счастливый человек: у меня есть замечательная дочь, любимая профессия….


И завтра я опять иду в школу.

И жизнь продолжается…