СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Учитель - профессия или призвание?"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Учитель - профессия или призвание?"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Учитель - профессия или призвание?"»

Эссе

учителя музыки МКОУ СОШ № 4

Лосевой Ольги Михайловны

«Учитель - профессия или призвание?»

в рамках конкурсного задания «Я – учитель»

Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Роберт Рождественский

Школа, в двери которой я захожу каждое утро, внешне напоминает большую раскрытую книгу. А может быть, это книга моей жизни? Какие-то страницы уже прочитаны, и даже не один раз, в некоторых местах сделаны закладки. Впереди ждут меня новые главы и удивительные открытия, ведь книга, о которой идёт речь, необычная, потому что её пишут в соавторстве со мной мои коллеги и ученики на протяжении многих лет. Я учитель, и каждый звонок на урок сигнализирует о новой встрече, о ярких впечатлениях и открытиях.

У каждого учителя свой путь. И своё начало, свои истоки… Кто-то выбирает эту дорогу, следуя семейной традиции, продолжая династию, кто-то всерьёз увлечён каким-то школьным предметом, для кого-то главной причиной выбора дела всей жизни становится любовь к детям. Бывает так, что, получив педагогическое образование, человек из года в год ходит на работу, в школу, как к станку, так или иначе выполняя свои обязанности, неся своеобразную «вахту у школьной доски». А иногда слово «учитель» становится званием, символом судьбы, образа жизни. Если происходит именно так, то значит - человек на своём месте, он выбрал правильный путь по велению сердца. Не секрет, что на таких людях держится современная школа. Они не уйдут искать более лёгких дорог, потому что есть одна, единственная, которая навсегда.

Говоря о духовной потребности к учительскому труду, нельзя не вспомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Думаю, что лучшего определения дать невозможно. Зов души, зов сердца и чувство определённости, когда человек точно знает, что школа – его предназначение, что нет смысла раздумывать о выборе профессионального пути. Сомневаться не приходится, всё просто и ясно, потому что, как сказал замечательный поэт Роберт Рождественский:

Всё начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребёнка-

всё начинается с любви!

С любви к детям и желания быть с ними в постоянном творческом контакте начался мой учительский путь. А ещё - с любви к искусству… Всё это слилось воедино, и, ни минуты не сомневаясь, я выбрала профессию учителя музыки. Призвание и профессия совпали, и я с полным правом могу назвать себя счастливым человеком, не опасаясь «высокопарных слов». Предмет, который я преподаю, по значимости не уступает литературе и истории. Если мы хотим воспитать всесторонне развитую личность, то как можно обойтись без мира красоты и гармонии? Этот мир открывается перед учениками благодаря погружению в океан музыки, знакомству с творчеством великих композиторов и постепенному осознанию «волшебной силы искусства». Учитель - связующее звено между областью пока ещё неизведанного и сознанием ученика. Он должен найти подход к каждому ребёнку, учитывая индивидуальные особенности восприятия информации, уровень развития мышления и внимания. И если так случилось, то начинается сотрудничество, сотворчество. Настоящий учитель не просто даёт знания, гораздо важнее воспитать думающего человека, творческую личность.


Деятельность педагога должна быть подчинена очень важной цели: раскрыть потенциал ученика, направить ребёнка к поиску способов решения сначала учебных, а потом и жизненных проблем. Это трудная и кропотливая работа, и справиться с ней сможет только тот учитель, который «дышит школой», излучая солнечный свет любви к детям и к своему благородному делу. Вернувшись к вопросу о призвании, хочу ещё раз подчеркнуть, что без этого безальтернативного внутреннего самоопределения не может состояться настоящий наставник, властитель детских сердец. Но не стоит забывать, что речь идёт о профессии, о роде деятельности.


Профессия – профессионал – профессиональный. Этот ряд однокоренных слов заставляет о многом задуматься. Всякий ли человек, получив соответствующее образование и обретя профессию, становится профессионалом? Ведь профессионал - это не только тот работник, который сделал какое-нибудь занятие своей профессией, но и, по определению Толкового словаря Т.Ф. Ефремовой, «хороший специалист, знаток своего дела». Получается, что одного учительского призвания мало. Не обойтись без всесторонней базы знаний в области предмета, методики его преподавания, дидактики, педагогики, психологии. Нельзя останавливаться на достигнутом, истинный профессионал учится беспрерывно, овладевая инновационными технологиями, повышая квалификацию, перенимая опыт коллег, занимаясь самообразованием. При этом немаловажную роль играют личность педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, мировоззрение. Никогда не станет хорошим специалистом, учителем-профессионалом тот, кто не увлечён своим делом, не ищет новых подходов, не умеет быть терпеливым и самокритичным.

Учительское призвание - это своеобразный талант, а доказательством того, что он есть, служат глаза учеников, искрящиеся радостью, пониманием и любовью. А это многого стоит. Никогда не соглашусь с бюрократической формулировкой о том, что школа «оказывает образовательные услуги». Учитель, в самом высоком смысле этого слова, - настоящий друг, неравнодушный советчик, тактичный наставник. Мы не оказываем услуги, наша работа - это образ жизни, состояние души.

Когда призвание соединяется с профессионализмом, наступает момент истины: мы вправе говорить о личности истинного педагога, от которого зависит то, чем для ребёнка станет школа. Очень хотелось бы, чтобы она была местом «открытий чудных», островом радости и справедливости, миром вдохновения и сотрудничества. К сожалению, о такой идеальной школе говорить пока рано. В современном обществе и, в частности, в сфере образования есть проблемы. На мой взгляд, основными вопросами, требующими решения, являются несовершенная система оценивания качества освоения образовательных программ учащимися, отсутствие единого подхода к созданию учебников, пока ещё невысокая практическая направленность обучения, низкое финансирование учебных заведений, непомерная загруженность педагога отчётами и ведением лишней громоздкой документации. Надеюсь, что со временем проблем станет меньше, общество повернётся лицом к школе, чиновники будут не только контролировать, но и помогать, учёные и методисты адаптируют программы, учебные пособия, диагностические материалы и разработают правильную систему оценок… А учитель, вооружённый новыми технологиями, продолжит свою миссию проводника и наставника.

Я считаю, что самым важным в нашей системе образования должны быть не директивы, установки и своды правил, а сами ученики. А мы должны их не заставлять, а заинтересовывать. Нужно решать реальные и актуальные, а не выдуманные вопросы. Если школа будет побуждать к самостоятельной исследовательской деятельности, справедливо оценивать оригинальные подходы к решению задач и мотивировать детей к дальнейшим результатам, то процесс формирования гармонично развитой личности завершится успешно. И в этом главная роль, бесспорно, принадлежит учителю, который оказался в школе не случайно, а по призванию, по велению сердца. Такой учитель не ищет лёгких путей, вместе со своими воспитанниками познаёт новое. Он, не жалея сил и времени, учит и учится, создаёт и дарит, заинтересовывает и помогает. Только так можно постичь все стороны выбранной профессии, приобрести уверенность в себе и в правильности своих действий, педагогических поисков.


«Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее, - это учитель, педагог…»,- это высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева перекликается со сроками Роберта Рождественского, взятыми мною в качестве эпиграфа. Моя профессия - главная на Земле! Я горжусь званием учителя, верю в своё призвание и делаю всё возможное, чтобы стать мастером своего дела, профессионалом. Думаю, что сердца многих отзовутся на строки моего любимого поэта:


Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!







.