Педагогическое эссе
«Мои педагогические находки»
учителя родного русского языка и
литературного чтения
Субъект РФ: Кабардино- Балкарская республика
Город: Майский
Наименование образовательной организации: МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского»
ФИО участника: Кузнецовой Светланы Владимировны
Номинация конкурсной работы:
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова.., но и множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка»
К.Д. Ушинский
Свое эссе я хочу начать со стихотворения И. Львовой «Я иду на урок», потому что урок – это самое главное в жизни учителя.
Я иду на урок посреди неразбуженных улиц,
Тихо падает снег, заметая канавки дорог.
А ребята, ребята, наверное, только проснулись,-
Я иду на урок.
Я иду на урок, я пока еще точно не знаю,
Что за день предстоит, где начало его, где итог…
Но за счастьем иду, это я уж давно понимаю.
Я иду на урок.
Педагог для меня это не просто профессия, это состояние души. Сложна детская жизнь: первые радостные открытия, много неизведанного, непонятного. Выбранная профессия заставляет меня всё время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможности окунуться атмосферу непосредственности.
Прежде всего, хочу поделиться с дорогими коллегами своим ощущением радости и счастья, потому, что у меня любимая работа, о которой я мечтала со школьной скамьи, глядя на своего первого учителя и в дальнейшем моего директора. С самого детства слово «Учитель» с большой буквы для меня было каким-то необычным, ярким и светлым. Мне всегда хотелось быть похожей на мою первую учительницу начальных классов. Она прививала нам любовь к знаниям, учила нас мыслить, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и искренне любить.
Я стала учителем, именно учителем начальных классов, а в дальнейшем родного русского языка и литературного чтения. Родной язык для меня является призмой, через которую смотрю на мир. Звуки родного языка – это то - дивное звучание, которое окружает человека с самого рождения. Нет слаще мелодии для меня, чем звуки языка-языка наших славных предков. И перед нами, учителями, стоит серьезнейшая проблема: научить учащихся говорить и правильно выразить свою мысль на родном русском языке. Меня всегда волновал и волнует вопрос, как разбудить неподдельный интерес у детей к родному русскому языку. Работая, много лет с детьми я, по - своему нашла ответ на этот вопрос. Моя работа возвышает меня и наполняет мою жизнь радостью. Трудна моя профессиональная деятельность и бесконечно интересна своей глубиной и неисчерпаемостью событий, внутренних переживаний.
Вот уже больше 22 лет работаю в моей любимой школе. Это были годы поисков, раздумий и неожиданных открытий. Преподаю родной русский язык детям разного уровня развития и разной учебной мотивации, что позволяет проявить, прежде всего, дифференцированный подход и разные методики преподавания.
Профессия педагога особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Её особенность состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы - личность ребёнка. В зависимости от обстоятельств педагогу приходится выступать в разных ролях. Педагог это и психолог, и доктор… Потому, что дети, приходя в начальную школу, хотят, чтобы их всегда очень ждали, крепко любили, понимали, хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными. Педагог это певец, музыкант, актёр, танцор, поэт и писатель…
Каждому ученику нужно найти подход и подготовить задание соответствующего уровня, каждого вовлечь в процесс активного получения заданий - задача личностно-ориентированного обучения. Активно использую на уроках обучение в сотрудничестве - это командная и групповая работа, работа в парах, интерактивные методы, позволяющие повышать мотивацию и интерес к предмету. Интерактивные методы хорошо использовать в технологии групповой работы, так как она эффективна тем, что во время работы каждый ученик осознает свою ответственность, и обязанность… этот метод хорош тем, что на моем уроке отвечают все дети. Раньше на своих уроках я использовала диалоговые технологии обучения, а теперь совместно с диалоговыми технологиями элементы технологии критического мышления, например как синквейн, кластер и т.д. Самая большая награда для меня – это знания детей и радость познания и открытия на каждом уроке. Также мои ученики участвуют воВсероссийских, региональных, муниципальных научно-практических конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах и занимают призовые места.
Межпредметные, метапредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Моя педагогическая деятельность как учителя родного русского языка и литературного чтения направлена на формирование личности, любящей свой народ, язык, культуру, традиции и обычаи своего народа и уважающей язык и культуру других народов.
Каждый день стремлюсь передать детям свою творческую любовь, дать им глубокие и обширные знания, свой жизненный опыт, язык своих предков, традиционную культуру своего русского народа. В этом моя главная цель-увлечь детей своим предметом, найти ключик к их сердцам, раскрыть их таланты, пробудить желание к достижению поставленных целей. Встречаясь с учениками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их доверчивую ответную любовь.
Анализируя, я пришла, к выводу, что вся моя жизнь – это школа и дом. Я с большим удовлетворением могу назвать себя счастливым человеком-учителем, счастливее меня нет никого на свете, работа с детьми – это огромнейшее счастье для меня. Не жалею, что выбрала такую дорогу в жизни…
Хочу закончить свое эссе словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».