МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»
Учитель физической культуры ТКАЛЕНКО АННА ИГОРЕВНА
Эссе « Я – учитель»
«Что может быть честнее и благороднее,
как учить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)
Я учитель! Мой предмет – физическая культура, культура облика и образа. Внешнего и внутреннего. Существует глубокое заблуждение, что занятия физической культурой способствуют лишь развитию тела и никак не влияют на внутренний мир ребенка и его мировоззрение. Однако, именно активное движение всегда позволяет быть детям в высоком жизненном тонусе и является залогом его успешного личностного развития.
К вопросу, какую профессию выбрать, многие подходят обдуманно, осознавая, что от правильного выбора будущей профессии зависит то, с какой отдачей человек будет заниматься той или иной деятельностью. Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Моя серьёзная увлечённость и единственная любовь – спорт! Я знала, что именно со спортом я хочу связать свою профессиональную деятельность.
Поступила в Мелитопольский государственный педагогический университет. Окончила высшее учебное заведение в 2008 году и получила диплом учителя физической культуры и валеологии. Как же сильно я ждала свой первый класс! Свой первый урок!
Первая моя работа – учитель физической культуры в общеобразовательном учреждении г. Джанкоя «Средняя школа № 5». Именно в этой школе я училась быть учителем, формировалась как педагог. Вот уже 10 лет, как я работаю учителем физической культуры. Как быстротечно время… Словно год назад я впервые ступила на порог школы в качестве преподавателя. Было все: находки и потери, горести и радости. Лучшее рождалось увлеченностью.
Ни на одну минуту я не пожалела о своем выборе. Люблю свою профессию, потому что она не дает мне права стоять на месте, заставляет все время искать и находить что-то новое, не спать и переживать за детей, за результаты, за все что происходило и происходит.
Сейчас я работаю в МОУ «Средняя школа №7» г. Джанкоя. Я не представляю себя ни в какой профессии. Школа – это моё всё: дом, друзья, семья... Именно школе и детям принадлежит большая часть моей жизни и моего времени. Мне необходим этот ритм жизни, детский смех, уроки, тренировки, соревнования. Физическая культура – это тот предмет, где потоку творчества нет предела. К любому, даже самому простому упражнению, можно подойти разными путями, тем самым вселяя разнообразие, а, следовательно, избегая повторения заученных и наскучивших движений. Всё новое всегда интересно. Именно придумывая новые упражнения, заменяя традиционные элементы новыми, я привношу разнообразие в свои уроки. Каждый педагог имеет свою систему мировоззрения, которую он старается раскрыть ученикам. Моя педагогическая философия, пожалуй, отражается в словах Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший же учит её находить».
Каждый день я вхожу в спортивный зал и вижу глаза детей: настоящие, надеющиеся и ждущие чего-то интересного и увлекательного. Важным в своей работе я считаю то, что учитель должен год от года совершенствоваться, чтобы быть интересным для своих учеников. Об этом хорошо сказал В.А. Сухомлинский: «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постоянным и даже ненавистным».
Учитель физкультуры должен быть и тренером, и психологом, и массовиком-затейником, и…педагогом! Это трудно, но когда я вижу неподдельную радость ребенка от победы над собой, то забываю обо всех сложностях. Невозможно объяснить словами те чувства, которые я испытываю, когда маленькие мальчишки и девчонки начинают с легкостью выполнять те упражнения, которые еще вчера казались им невыполнимыми, когда в переменку прибегают старшие за советом, поделиться своими успехами в учебе, победами в спорте. В такие минуты понимаешь – это главная награда за мой труд.
Учитель – это человек, несущий детям доброе, разумное, вечное. Человек, оставляющий негатив за порогом школы, как бы тяжело не было на душе. Учитель должен помнить народную мудрость: «Как аукнется, так и откликнется». Потому что, от учителя во многом зависит, что нам откликнется в недалеком будущем.
Урок физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Поэтому для меня урок – это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей. Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перегрузить». Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом – задача каждого учителя и лично моя.
Работа учителя, к величайшему сожалению, в наш прагматичный век не является престижной. Пророческими кажутся слова американского историка культуры и педагога Жака Мартена Барзэна: «Учительство – неутраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». Но я считаю, выбранную мной профессию особенной, в чём-то уникальной. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Генри Адамс). На мой взгляд, формировать юные умы – это особая привилегия, которой достоин далеко не каждый. Хочется верить, что у меня получается наполнить их жизнь радостью, ощутить её ценность и полноту. Это и есть мое учительское счастье.