СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы работы с текстом с целью развития читательской грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этапы работы с текстом с целью развития читательской грамотности младших школьников»

Этапы работы с текстом с целью развития читательской грамотности младших школьников Подготовила: Н.Н.Гусева учитель начальных классов  МБОУ «ОШ№90 города Макеевки»

Этапы работы с текстом с целью развития читательской грамотности младших школьников

Подготовила: Н.Н.Гусева

учитель начальных классов

МБОУ «ОШ№90 города Макеевки»

 Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

 Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.  Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий.  Грамотно читать – это значит понимать  текст,  размышлять  над его содержанием, оценивать его смысл и значение ,  фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.

Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий.

Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение , фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя , способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
  • В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя , способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
 « Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

« Читательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Задача учителя начальных классов:  каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.   У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений : Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения. 2. Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений :

  • Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

2. Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

 Навык осознанного чтения представляет целый комплекс различных навыков, таких как: техника чтения, выделение главного,  - анализ материала,  - сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование,  - конкретизация и обобщение,  - чтение таблиц, схем.  - пересказ.

Навык осознанного чтения представляет целый комплекс различных навыков, таких как:

  • техника чтения,
  • выделение главного,

- анализ материала,

- сравнение его отдельных частей,

  • синтез,
  • выделение существенных признаков,
  • абстрагирование,

- конкретизация и обобщение,

- чтение таблиц, схем.

- пересказ.

Навык чтения Смысловая сторона Техническая сторона темп чтения осознанность способ чтения правильность чтения выразительность

Навык чтения

Смысловая сторона

Техническая сторона

темп чтения

осознанность

способ чтения

правильность чтения

выразительность

I этап До начала чтения До начала чтения II этап В процессе чтения В процессе чтения III этап После чтения После чтения Этапы работы с текстом

I этап

  • До начала чтения
  • До начала чтения

II этап

  • В процессе чтения
  • В процессе чтения

III этап

  • После чтения
  • После чтения

Этапы работы с текстом

I этап. Предтекстовый  (до начала чтения) Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация , т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.  а ) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. (Посмотри на заголовок, картинку и т.д. и догадайся, о чём идёт речь в тексте) б) Восстановление текста с пропущенными элементами .(заполни пропуски в тексте, используя данные слова, выражения, даты и т.п.) в)  Составление  до  чтения   плана  текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:   Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события?  К какому выводу придёт автор

I этап. Предтекстовый (до начала чтения)

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация , т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 

а ) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. (Посмотри на заголовок, картинку и т.д. и догадайся, о чём идёт речь в тексте)

б) Восстановление текста с пропущенными элементами .(заполни пропуски в тексте, используя данные слова, выражения, даты и т.п.)

в)  Составление  до  чтения   плана  текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:  

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Как будут развиваться события?

К какому выводу придёт автор

II этап. Текстовый (чтение текста) Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.   Медленное чтение текста с выделением ключевых слов, терминов, определений, уточнение предмета речи; - выделение известных и новых понятий; - анализ определения понятий; - выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации; - «чтение» схем, таблиц, условных обозначений; - «определение» существенной и несущественной информации; - приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.

II этап. Текстовый (чтение текста)

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.  

Медленное чтение текста с выделением ключевых слов, терминов, определений, уточнение предмета речи;

- выделение известных и новых понятий;

- анализ определения понятий;

- выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации;

- «чтение» схем, таблиц, условных обозначений;

- «определение» существенной и несущественной информации;

- приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.

Например Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.  2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями и словарной работой . 3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Например

  • Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 

2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями и словарной работой .

3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

 4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.    - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?  Постепенно на доске может появиться план.          5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.

  - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

Постепенно на доске может появиться план.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

III этап. Послетекстовый Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).    - Представление текста в иной форме (составь план, схему, таблицу); -построение развёрнутого монологического ответа на поставленные  вопросы; -самостоятельная постановка вопросов к тексту; - рефлексия собственной деятельности

III этап. Послетекстовый

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).  

- Представление текста в иной форме (составь план, схему, таблицу);

-построение развёрнутого монологического ответа на поставленные  вопросы;

-самостоятельная постановка вопросов к тексту;

- рефлексия собственной деятельности

Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».  Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.  Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).  Нарисовать картинный план.  Составление вопросов и тестов по данному тексту.  Словотворчество.  Найти дополнительную информацию об авторе.
  • Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». 
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. 
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Нарисовать картинный план.

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Словотворчество.

Найти дополнительную информацию об авторе.

Работа с текстом после чтения   1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.   Работа с иллюстрацией к тексту.  Рецензирование детьми созданных рисунков. Лепка и аппликация. Метод моделирования. Книжки-самоделки .

Работа с текстом после чтения 1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

  • Работа с иллюстрацией к тексту.

  • Рецензирование детьми созданных рисунков.
  • Лепка и аппликация.
  • Метод моделирования.
  • Книжки-самоделки .
Работа с текстом после чтения   2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.  Составление вопросов и тестов по данному тексту. Пересказ. Продолжение произведения (придумывание конца). Творческое сочинение . Словотворчество. Работа с читательским дневником. Аннотация.

Работа с текстом после чтения

2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

  • Составление вопросов и тестов по данному тексту.
  • Пересказ.
  • Продолжение произведения (придумывание конца).
  • Творческое сочинение .
  • Словотворчество.
  • Работа с читательским дневником.
  • Аннотация.
Работа с текстом после чтения 3. Задания творческого характера игрового действия на уроках литературного чтения. Работа с кроссвордами. Составление викторин. Драматизация. Составление сказочных объявлений и телеграмм .

Работа с текстом после чтения

3. Задания творческого характера игрового действия на уроках литературного чтения.

  • Работа с кроссвордами.
  • Составление викторин.
  • Драматизация.
  • Составление сказочных объявлений и телеграмм .
 Работа с текстом после чтения  4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.   «Дерево предсказаний!»  «Корзина идей» « Я начну, а ты продолжи…»  «Ромашка Блума»  «Написание синквейна»

Работа с текстом после чтения 4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

«Дерево предсказаний!»

«Корзина идей»

« Я начну, а ты продолжи…»

«Ромашка Блума»

«Написание синквейна»

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт. На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт. На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!