Этапы работы с текстом с целью развития читательской грамотности младших школьников
Подготовила: Н.Н.Гусева
учитель начальных классов
МБОУ «ОШ№90 города Макеевки»
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.
Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий.
Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение , фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.
- В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя , способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
« Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений :
- Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
2. Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Навык осознанного чтения представляет целый комплекс различных навыков, таких как:
- техника чтения,
- выделение главного,
- анализ материала,
- сравнение его отдельных частей,
- синтез,
- выделение существенных признаков,
- абстрагирование,
- конкретизация и обобщение,
- чтение таблиц, схем.
- пересказ.
Навык чтения
Смысловая сторона
Техническая сторона
темп чтения
осознанность
способ чтения
правильность чтения
выразительность
I этап
- До начала чтения
- До начала чтения
II этап
- В процессе чтения
- В процессе чтения
III этап
- После чтения
- После чтения
Этапы работы с текстом
I этап. Предтекстовый (до начала чтения)
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация , т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
а ) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. (Посмотри на заголовок, картинку и т.д. и догадайся, о чём идёт речь в тексте)
б) Восстановление текста с пропущенными элементами .(заполни пропуски в тексте, используя данные слова, выражения, даты и т.п.)
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Как будут развиваться события?
К какому выводу придёт автор
II этап. Текстовый (чтение текста)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
Медленное чтение текста с выделением ключевых слов, терминов, определений, уточнение предмета речи;
- выделение известных и новых понятий;
- анализ определения понятий;
- выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации;
- «чтение» схем, таблиц, условных обозначений;
- «определение» существенной и несущественной информации;
- приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.
Например
- Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями и словарной работой .
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
Постепенно на доске может появиться план.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
III этап. Послетекстовый
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
- Представление текста в иной форме (составь план, схему, таблицу);
-построение развёрнутого монологического ответа на поставленные вопросы;
-самостоятельная постановка вопросов к тексту;
- рефлексия собственной деятельности
- Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Нарисовать картинный план.
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Словотворчество.
Найти дополнительную информацию об авторе.
Работа с текстом после чтения 1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.
- Работа с иллюстрацией к тексту.
- Рецензирование детьми созданных рисунков.
Работа с текстом после чтения
2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.
- Составление вопросов и тестов по данному тексту.
- Продолжение произведения (придумывание конца).
- Работа с читательским дневником.
Работа с текстом после чтения
3. Задания творческого характера игрового действия на уроках литературного чтения.
- Составление сказочных объявлений и телеграмм .
Работа с текстом после чтения 4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.
«Дерево предсказаний!»
«Корзина идей»
« Я начну, а ты продолжи…»
«Ромашка Блума»
«Написание синквейна»
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт. На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.
Спасибо за внимание!