СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этика деловой активности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этика деловой активности»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР.









Тема: Методические аспекты преподавания учебных курсов «Основы предпринимательства», «Основы экономических знаний», «Основы правовых знаний» в контексте современных требований.

26-27 февраля 2019 г.









Урок мастер-класс «ЭТИКА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ».

Подготовила:

учитель истории и обществознания

МОУ «Рыбницкая русская

школа №6 с лицейскими классами»

Караман Наталья Леонидовна.







Рыбница, 2019

Эпиграф: «Классическая экономическая традиция была чем-то большим, чем анализом экономического поведения и сводом законов экономического сообщества. Она включает в себя еще и этический кодекс».

Джон Гелбрейт (1908-2006),

американский экономист и дипломат.



Цели урока: проанализировать документ этапов развития предпринимательства; связать развитие предпринимательства с этикой человеческих отношений; уяснить понятие «этика деловой активности»; раскрыть сущность этики деловых отношений; показать ее основные принципы; на основе исторического опыта человечества и афоризмов известных людей дать оценку предпринимательской этики с точки зрения закона, морали и нравственности; указать основные стили руководства в деловом этикете; на примерах раскрыть особенности этикета приветствий, представления, титулирования, обращения; с помощью ролевых игр и тренинговых упражнений показать отличительные особенности делового общения; сделать выводы об основных чертах делового этикета.

Проблемный вопрос:

Каковы должны быть основные черты этического кодекса предпринимателя?

ПЛАН УРОКА.


Введение.

1.Сущность этики деловых отношений.

1.1.Понятие этики деловой активности.

1.2.Элементы деловой этики.

1.3.Философия деловой этики.

2.Основные принципы этики деловых отношений.

2.1.Определение принципов этики деловых отношений.

2.2.Оценка деловой активности.

2.3.Деловая репутация.

3. Деловая этика и опыт человечества.

4.Стили руководства.

5.Этикет приветствий, представления, титулирования, обращения.

6.Этика делового общения.

Заключение.









На экране тема урока: «Этика деловой активности» (картинка).


ВВЕДЕНИЕ.

Учитель. Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на нашем занятии. На данном уроке предлагаю сотрудничество. Надеюсь, что совместная работа позволит достигнуть поставленной цели и окажется плодотворной. Для начала предлагаю Вам, уважаемые коллеги, повторить пройденный материал по истории предпринимательства. Разделимся на три группы: первая - бизнесмены, вторая - экономисты, третья - философы.

Рассмотрим документ: «Этапы становления предпринимательства в России» (документ на столе). Внимательно прочтите документ. Под ним предлагаются вопросы (вопросы на экране):

1.Назовите первых предпринимателей Руси. Кто заключил первые договора с Византией?

2.Почему для торгово-промышленного бизнеса дала толчок эпоха ПетраI?

3.Почему кон.XIX – нач.XX вв. характеризуется высокой деловой активностью?

4. Назовите характерные черты предпринимательства в годы НЭПа.

5.Почему и когда история предпринимательства в нашей стране прерывается?

6. Когда и как предпринимательство вновь возобновляется в России?

Используя документ и опираясь на знания по истории, ответьте на вопросы:

первая группа – 1-й и 2-й, вторая – 3-й и 4-й, третья – 5-й и 6-й вопросы.

Вывод. Почему в современной России доля малого бизнеса в сфере производства сокращается?

Учитель. Можем ли мы сказать, что в основе данной проблемы, впрочем, как и других проблем развития бизнеса, лежат чисто экономические причины? От кого это зависит? От каких социальных отношений? ( на экране эпиграф)

Эти отношения особенно важны в сфере экономики, в предпринимательстве. От того, как будут строится эти отношения, будет зависеть результативность бизнеса, экономики в целом и благополучие общества. Проблема, над которой мы будем сейчас работать, следующая:

Каковы должны быть основные черты этического кодекса предпринимателя?

Учитель показывает план урока (на экране). Раскрывает цели урока (на экране).

1.СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Учитель. Современный бизнес представляет собой не только товарно-денежные отношения. Если отодвинуть на второй план экономическую составляющую, то можно заметить, что немалую роль в заключении прибыльных сделок, карьерном росте или успешном руководстве компанией играют деловые отношения. Этика предпринимательства и деловых отношений – это важнейший элемент в формировании профессионализма. Цивилизованный мир вынуждает каждого делового человека знать элементарные правила хорошего тона. Заключая сделки на любом уровне, выходя при этом за рамки приличия, бизнесмен, предприниматель рискует потерять деловые связи и лишиться репутации. Поэтому ученые считают, что после экономической составляющей, этика деловых отношений является основным фактором успешной предпринимательской деятельности. (на экране картинка).

Вопросы участникам рабочих групп:

1.Вспомните, что такое этика в широком универсальном смысле?

2.Что мы понимаем под деловой активностью? (после ответов на экране появляется одно из определений, которое больше подходит по теме: « Деловая активность – это нравственно-этическое качество личности…»)

3.Самостоятельно дайте определение понятия «этика деловых отношений».

Вывод. В чем сущность этики деловых отношений? (на экране слайд «Сущность этики деловых отношений)

Учитель. Составьте схему «Элементы этики деловых отношений». Озвучим схему. Проверим на слайде (на экране слайд «Элементы деловой этики). Называем элементы.

Вопрос: Что упущено в ваших схемах? Что непонятно? Что подразумевается под философией деловой этики? ( экране слайд «Философия деловой этики»).

2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

(на экране слайд «Основные принципы этики деловых отношений»).

Вопросы рабочим группам:

1.Дайте определение принципам деловых отношений.

2.С чем тесно связаны первые два принципа?

3.Чему отдается приоритет в деловом мире? (внимание на 3-й принцип)

Учитель. Рассмотрим схему оценки деловой активности (на экране слайд «Оценка деловой активности»). Вопрос: Найдите на схеме тот показатель, который напрямую связан с этикой.

В работе американского социолога Л.Хосмера сформулированы десять аксиом делового поведения, опирающиеся на многовековой опыт мировой философской мысли, теории и практики (десять аксиом на столе участников). Вопрос: Внимательно прочитайте их и сделайте заключение, на чем они базируются? (на экране слайд «Десять аксиом Л.Хосмера»).

3.ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Учитель. Международное законодательство, международный бизнес выдвигают принципы, которые построены на законности, гуманизме, соблюдении прав и свобод, защите частной собственности, благе акционеров, партнеров, потребителей, уважении прав сторон, доверии, охране мира, здоровья и окружающей среды, отказе от противозаконных действий. Но так ли это бывает на практике. Каждой рабочей группе предлагаются 4 афоризма по этике деловых отношений, принадлежащие известным людям разных стран и разных времен: политикам, философам, экономистам, бизнесменам, писателям, деятелям культуры по названиям:

  1. «Деловая этика и закон».

  2. «Деловая этика и мораль».

  3. «Деловая этика и нравственность».

Задание: Зачитайте афоризмы вслух с именами авторов и проанализируйте их.

Вывод участники групп делают самостоятельно по вопросам: Всегда ли соблюдаются этические нормы в бизнесе? Какие последствие имеет их несоблюдение?

4.СТИЛИ РУКОВОДСТВА.

Учитель. Вернемся к одному из озвученных афоризмов американского менеджера Э.Хеннеси:

«Этика должна начинаться на самом верху. Это вопрос лидерства, и глава компании должен служить примером». А пример этического поведения начинается со стиля руководства. Он призван управлять этикой на предприятии, в учреждении, фирме и банке (на экране слайд «Управление этикой»). Вместе изучаем. На столах групп участников и на слайде рабочие материалы «Стили руководства (К.Левин)». Участники групп их называют, анализируют. Затем промежуточные стили также. Выбирают наиболее приемлемые стили руководства.

Вывод. Обосновать свой выбор.

5.ЭТИКЕТ ПРИВЕТСТВИЙ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ТИТУЛИРОВАНИЯ.

Учитель. Совокупность правил первоначального взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к подчиненным и другим деловым людям составляет этикет приветствий, представлений, титулирования, обращения. Кажущаяся, на первый взгляд, простота правил делового общения требует определенных знаний и внимания. В современной деловой этике выработаны целый ряд правил, касающихся взаимодействия контактирующих людей в зависимости от должности, устава фирмы, степени знакомства, социального статуса, деловой иерархии, пола, возраста, группы. Создание в глазах потенциального партнера образа уверенного в себе человека – одно из условий успеха в предпринимательской деятельности (на экране и на столах материалы).

Учитель. Предлагаю вашему вниманию ролик приветствия делового этикета (просмотр 4 мин.).

После просмотра, используя вспомогательные материалы, ответьте на следующие вопросы:

( на экране демонстрируются слайды после ответов).

1.Какова форма делового приветствия в зависимости от времени суток?

2.В чем заключается главный принцип устного приветствия «снизу – вверх»?

3.Каковы особенности рукопожатия «сверху – вниз»?

4.Назовите основные правила представления? Приведите примеры деловых представлений.

5.В чем отличие делового обращения к партнерам в странах СНГ?

6.Что означает в деловом обращении титулирование?

6. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Учитель. Перейдем непосредственно к практической части этики делового общения. Следуя общепринятым правилам, деловая этика, по мнению ученых, позволяет облегчить работу сотрудников, предоставить комфортные рабочие условия. Но самое главное, создает рабочую атмосферу, помогает лучшему взаимодействию работников с руководством, коллегами, партнерами, с разными людьми, влияет на производительность труда и конечный результат.

Предлагаю рабочим группам поучаствовать в 3-х ролевых играх и ответить на вопрос:

Каковы особенности и отличительные признаки этики делового общения?

  1. «Встреча с руководителем компании».

  2. «Деловое собеседование».

  3. «Деловой разговор по телефону».

(ответы на вопрос).

Учитель. Чего следует избегать в деловом общении? (ответ)

Рабочим группам предлагаются упражнения по тренингу делового общения.

  1. «Шалаш». (Цель – развитие взаимодействия).

  2. «Фраза по кругу». (Цель – развитие внимания, активности).

  3. «Последняя встреча». (Цель – развитие коммуникации, активности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель. Итак, подведем итоги нашего занятия. Напоминаю проблемный вопрос:

Каковы отличительные признаки этического кодекса предпринимателя?

Домашнее задание.

А) Творческие задания для групп:

1.Этические нормы поведения руководителей фирмы.

2.Этические нормы поведения подчиненных работников фирмы.

3.Принципы этики делового общения коллег.

Б) Индивидуальные творческие задания:

1.Правила телефонного этикета.

2.Деловые требования к одежде.

3.Правила этикета при обмене визитками.

Учитель. Благодарю за сотрудничество! Всем большое спасибо!

Творческих успехов!





































































ПРИЛОЖЕНИЯ.



АФОРИЗМЫ.



1.Предпринимательская этика и закон.

а) «Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды».

Люк де Вовенарг (1715-1747), французский писатель.

б) «Делай, что считаешь правильным, но постарайся не попасть за решетку».

Эшли Брильянт (род. в 1933), американский карикатурист и литера

в) «Во-первых, существует закон, и он должен соблюдаться. Но закон – это минимум. Все должны следовать этическим нормам.

Памятка для сотрудников «IBM».

г) «Быть честным выгодно, но некоторым кажется, что это недостаточно выгодно».

Фрэнк Хаббарт (1868-1930), американский карикатурист



АФОРИЗМЫ.

2.Предпринимательская этика и мораль.

а) «Этика должна начинаться на самом верху». Это вопрос лидерства, и глава компании должен служить примером.

Эдуард Хеннеси, американский менеджер.

б) «Люди по-настоящему честные не нуждаются в этическом кодексе. Десяти заповедей и Нагорной проповеди достаточно.

Гарри Трумэн (1884-1972), президент США.

в) «Вся наша экономическая система потерпела бы немедленный крах, если бы не высокоразвитое чувство моральной ответственности нашего делового мира».

Вудро Вильсон (1856-1924), президент США.

г) «Несмотря на все этические кодексы и программы, не корпорации принимают окончательные решения в области этики. Нравственный выбор каждый раз совершается индивидами.

Юэл Уэйд, американский менеджер.

АФОРИЗМЫ.

3.Этика и нравственность.

а) «В древности пират и торговец были одним лицом. Даже сегодня комерческая этика не что иное, как усовершенствованная пиратская этика.

Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ.

б) «Этика не числится среди отраслей экономики».

Ерахмил Кугел, американский экономист из России.

в) «В бизнесе многие ведут себя так, словно все свои моральные принципы они оставили в прихожей на вешалке».

Майкл Дено, руководитель школы по

этике будущего. (штат Вомуирджиния).

г) «Мы всегда знали, что слепое своекорыстие – плохая мораль, а теперь мы знаем, что это еще и плохая экономика».

Франклин Рузвельт (1882-1945), президент США.



УПРАЖНЕНИЯ ПО ТРЕНИНГУ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

  1. «ШАЛАШ». Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает один-два шага вперед для того, чтобы выбрать удобную позицию для обоих участников. Таким образом, они должны представлять основу будущего «шалаша». По очереди к «шалашу» подходят и пристраиваются другие участники, находя для себя удобное место и не нарушая комфорта других. (Цель – взаимодействие).

  2. «ФРАЗА ПО КРУГУ». Выберем 2-4 фразы, например, «На улице идет дождь», «Иван дружит с Петром Петровичем», «Андрей – успешный бизнесмен», «Это выгодное дело» (можно и другие фразы придумать). Начиная с первого игрока, каждый по очереди произносит данную фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной, унылой, веселой и т.д). (Цель – развитие внимания к коллегам, эмоциональность выражения чувств).

  3. «ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА». Представьте, что занятия закончились и вы расстаетесь с группой. Может вы позабыли сказать друг другу что-то важное, чем-то хотели поделиться, что-то узнать, спросить, хотели узнать чье-либо мнение в группе, кого-то поблагодарить, кому-то пожелать и т.д. (Цель – развитие коммуникации, активности).



СЦЕНКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.



  1. СЦЕНКА «Встреча с руководителем компании».



- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Меня зовут Сергей Анатольевич. Компания «Транс».

- Напомните, пожалуйста, откуда мы знакомы.

- Я звонил вам вчера, и мы договорились с вашим директором Иваном Ивановичем о встрече.

- Хорошо. Это я. Если не ошибаюсь, мы договаривались встретиться сегодня в 11.

- Да. Очень приятно. Мы просили о встрече как раз на это время.

- Проходите пожалуйста.

- Где мы можем поговорить?

- Одну минуту. Я сейчас дам распоряжения.

- У вас очень приятный офис, солидно и по-деловому.

- Ваша фирма тоже расположена удобно. Прекрасная парковка, свежий воздух, речка.

- Я слышал, вы любите рыбалку? Я тоже любитель.

-Летом для удовольствия посидеть с удочкой. Здорово.

- Ну что же. Приступим к делу. Сколько времени у нас для разговора?

- Думаю, часа два.

- Прекрасно. Мы давно собирались поговорить с вами о возможном сотрудничестве.

- Расскажите подробней, чем занимается ваша фирма.

- Мы предоставляем транспортные услуги.

- Тогда поговорим о ценах на перевозку грузов.













2. СЦЕНКА «Деловое собеседование».



- Доброе утро, Ангелина Николаевна! Итак, вы подали заявление о приеме на работу в наш отдел.

- Да, я посылала резюме на должность менеджера ресторана.

- Хорошо. Я бы хотел узнать о вас немного больше. Расскажите, какое у вас образование.

- Я успешно окончила школу в небольшом городе. Затем пять лет училась в Казанском Федеральном университете. На отлично училась на экономическом факультете, где получила квалификацию менеджера предприятия. Там же прошла компьютерные курсы.

- Хорошо. У вас неплохое образование. А опыт работы по специальности у вас есть?

- Да. Разумеется. Сначала я 4 года работала менеджером в магазине детской одежды. Затем перешла на работу в вашу фирму. Работаю в большом кафе.

- Это интересно. А почему вы недовольны своей работой?

- Зарплата там неплохая, но рабочий график меня не устраивает. Часто работаю сверхурочно.

Кроме того, у вашего отдела отличная репутация, и я надеюсь приобрести больше опыта. Есть перспектива карьерного роста.

- Понятно. Вы не возражаете против командировок? Вы, кажется, владеете иностранными языками.

- Да. Иностранные языки мне всегда легко давались. Мы изучали в университете немецкий и итальянский. Свободно разговариваю.

- Очень хорошо. Хотелось бы узнать, какими положительными качествами вы как работник обладаете.

- Я исполнительна, аккуратна, терпелива. Быстро усваиваю новые знания. Работаю энергично.

В общении с людьми дружелюбна.

- Большое спасибо. Думаю, достаточно. Приятно было с вами побеседовать. О результатах мы сообщим вам через несколько дней.

-









3.СЦЕНКА. «Деловой разговор по телефону».



- Руководитель: Центр «Сателлит»? Добрый день.

- Секретарь: Союз потребительских обществ. Морозова Марина. Я звоню вам по поводу проведения конкурса.

- Руководитель: Александр Петрович. Слушаю вас.

- Секретарь: Есть ли у вас возможность предоставить нам зал на 120-130 человек с 15 по 20 марта.

- Руководитель: Да. Вы можете забронировать конференц-зал на 150 мест.

- Секретарь: Спасибо. Это нас устроит.

- Руководитель: Тогда необходимо нам выслать гарантийное письмо.

- Секретарь: Хорошо. Скажите, пожалуйста, по почте можно отправить с извещением.

- Руководитель: Да, но идти оно будет дня три.

- Секретарь: Это долго.

- Руководитель: Вы можете выслать его с курьером.

- Секретарь: Значит так и сделаем. Благодарю вас за информацию. Досвидания.

- Руководитель: Всего доброго. Будем рады сотрудничеству.