СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурное содержание проектной и учебно – исследовательской деятельности по предмету география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стандарт как инструмент реализации государственной политики создает условия для постоянного повышения качества образования, полноценного развития личности, продолжения образования, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности определяет систему базовых национальных ценностей, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурное содержание проектной и учебно – исследовательской деятельности по предмету география»

«Этнокультурное содержание проектной

и учебно – исследовательской деятельности по предмету география»

Выполнила: учитель географии МБОУ «Мохченская СОШ»

Семяшкина Любовь Робертовна

Стандарт как инструмент реализации государственной политики создает условия для постоянного повышения качества образования, полноценного развития личности, продолжения образования, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности определяет систему базовых национальных ценностей, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

К базовым национальным ценностям относятся патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству), здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни), труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость), наука, природа. Главным ценностным ориентиром является патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур.

Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий.География, как одна из естественнонаучных дисциплин, формирует представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, окружающей среде как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества, а также  умений применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя.

Государство в соответствии с требованиями стандарта обеспечивает учет региональных и этнокультурных особенностей. Этнокультурная направленность образования в Республике Коми является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры коми народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой. Использование основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания образования формирует региональное содержание образования и воспитания и обеспечивает овладение духовными ценностями и культурой коми народа. Этнокультурная направленность образования понимается как интеграция культуры коми народа в содержание образовательных областей общего образования, в том числе в предмет география.

Приоритетом развития образования с этнокультурной составляющей содержания являетсяориентация на формирование конкурентоспособной личности – патриота своей Родины, обладающего морально-этическими идеалами и трудовыми навыками, необходимыми для активной профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики России.

Творческой группой школы была разработана, в последствии доработана и дополнена комплексная учебно-воспитательная программа по здоровьесбережению «Мы – ижемцы» на 2010-2020 гг. Были поставлены следующие задачи: формирование здоровьесберегающего мировоззрения учащихся (духовно-нравственного, социального, исследовательского), социализация личности (организация кружков, факультативов, реализация социально-ориентированных программ). Мегапроект «Мы-ижемцы» постоянно дополняется новыми монопроектами, например, образовательный проект «Ижемский метеорит». Творческая группа учащихся, учителей школы приняла участие в районной научно-исследовательской конференции школьников по химии, биологии, географии. Цель работы состояла в том, чтобы на основании источников информации, опроса населения сделать анализ предполагаемого небесного тела. Анализируя научную и учебную литературу, мы пришли к выводу, что есть описания различных классов метеоритов. Проблема заключалась в том, что мы не знали происхождение тела (космического или земного) Эффективному решению проблем, обозначенных в работе, должно было способствовать получение дополнительных сведений о физических свойствах и химическом составе исследуемого объекта, следовательно, мы сможем доказать природу происхождения объекта. Исходя из цели, были поставлены такие задачи: изучение специальной литературы по теме; разработка плана проведения опроса населения; составление списка информантов; анализ и систематизация собранных сведений. В своей работе мы опирались на научную информацию естественных наук: природоведение, геология, химия, физика, астрономия. Нами было определено, что метеориты делятся на следующие классы: каменные, железные, железо – каменные.В ходе работы мы использовали следующие методы исследования природы: метод наблюдения, метод измерения, метод эксперимента. Метод измерения применили при определении массы тела и измерения длины окружности. Определили плотность. Плотность тела была меньше плотности железа, но больше плотности бетона и кирпича.В кабинете химии при помощи соляной кислоты, определили на наличиев составе тела углерода и кремния. При нанесении соляной кислотой появилось шипение, выпадение в осадок стекловидной массы не произошло. Из коллекции горных пород выделили мергель, песчаник, известняк плотный. (Мергель – природная смесь глины с известняком или доломитом. Песчаник – преобладает кварц, сцементированный гидратом окиси железа. Известняк плотный – главным образом углекислая известь).Сравнивая методом наблюдения, определили, что по цветунаше камнеобразное тело похоже на песчаник.Цель исследовательской работы – определение происхождения и состава тела была достигнута.Наша работа вызвала интерес среди учащихся и учителей школы, родителей.Мы с удовольствием посетили планетарий, в дальнейшем на уроках продолжили экскурсию в удивительный мир камнячерез интернет – ресурсы, посещение выставок и музеев. Интересная история «метеорита» войдет в историю школы, а интересный по форме песчаник будет храниться в музее школы.Много проектов уже выполнено, еще больше предстоит сделать, привлекая учащихся учителей, родителей и общественность.

Метод проектов является одним из самых эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в новом стандарте. Этот метод формирует универсальные учебные действия (личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;  регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками). Все это обеспечитобучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В основе стандарта поколения – компетентностный подход, который широко используется впроектной и учебно – исследовательской деятельности по предмету география.Учиться по новому стандарту будет, несомненно, интереснее. С другой стороны, учиться будет труднее. Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта необходимо правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно «поделены» между учебными предметами, выстроить последовательность учебных предметов так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую.

Этнокультурная направленность формирует любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям; к умению учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике.

Наш мегапроект «Мы - ижемцы» – это живая система, она никогда не может быть завершена, ибо стремительно меняющаяся жизнь вносит свои коррективы. Реализация мегапроекта должна вызывать определенные положительные изменения в образовательном учреждении и в социуме. Мегапроект «Мы - Ижемцы» ежегодно будет дополняться новыми идеями и монопроектами. И это процесс станет результативным и бесконечным.