МДОУ ИРМО «УРИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)
Подготовила Ташлыкова Е.В.,
учитель-логопед 1КК
04/26/2023
Наглядное моделирование–
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника–
это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица (опорные схемы) –
это схема, в которую заложена определённая информация
04/26/2023
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ
– это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
04/26/2023
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ
Главная их цель – сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся. Схема требует от ребенка самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности детей, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал.
04/26/2023
ПРЕИМУЩЕСТВО
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное, образное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- способность к визуализации
- воображение
04/26/2023
04/26/2023
На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.
04/26/2023
Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица
04/26/2023
Рассказ цепной и лучевой структуры.
« Как дрозд спас своих птенцов от кота »
Дети, опираясь на картинки плана, составляют предложения по цепочке
• Весной дрозд свил на дереве гнездо.
• Скоро в гнезде у дрозда и дроздихи появились маленькие птенцы.
• Птенцов заметил старый кот.
• Кот влез на дерево, когда в гнезде не было взрослых птиц, и стал пробираться к птенцам.
• Птенцов защитил дрозд, который возвратился домой.
• Он стал клевать кота.
• Кот испугался и с шумом упал с дерева на землю.
04/26/2023
Предметно-схематические модели
Ткаченко Т.А.
04/26/2023
Предметно-схематические модели
04/26/2023
Опора на иллюстративный материал
Сычева Г.Е.
04/26/2023
Обучение детей пересказу с использованием опорных схем.
Лебедева Л.В.
04/26/2023
Опорные схемы для составления описательных рассказов.
Волкова Ю.С.
04/26/2023
Карты Проппа
Пропп В.Я.
04/26/2023
04/26/2023
04/26/2023
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы
Предварительная работа
Организационный момент
Подготовка к восприятию
Чтение текста
Содержательный и языковой разбор текста
Лексико-грамматические упражнения по тексту
Повторное чтение текста с установкой на самостоятельный пересказ
Моделирование текста с помощью графических схем
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем
Подведение итогов занятия
Задание воспитателя
04/26/2023
Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.
МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ
2. Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла.
4. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.
1. Сидит зайчик на поляне, греется на солнышке.
3. А из тучи дождь полил.
04/26/2023
Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :
04/26/2023
Как и из чего изготовлять схемы?
- составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема (6, 9 картинок) и с учетом возрастных особенностей детей; -общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим; -размер схем нужен такой, чтобы дети хорошо видели всё, что на них нарисовано.
04/26/2023
Результативность применения
опорных схем при пересказе заключается в
- активизации мыслительной деятельности детей;
- формировании навыков восприятия информации, соотнесении её с ранее усвоенной;
- повышении интереса воспитанников к изучаемому материалу;
- развитии речи детей и их творческого потенциала.
04/26/2023
Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!
04/26/2023