СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы, влияющие на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду компенсирующего вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на семинаре.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В

ДЕТСКОМ САДУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Просмотр содержимого документа
«Факторы, влияющие на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду компенсирующего вида»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В

ДЕТСКОМ САДУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Тарахтеева А. Н.

Научный руководитель канд. биол. наук Чистохина А.В.

Институт педагогики, психологии и социологии

Семейное воспитание считается самым ранним и главным в жизни ребенка.

Однако многие исследователи отмечают, что современным родителям не хватает

времени, знаний, сил или желания для воспитания своих детей, что негативно

сказывается на формировании и развитии личности ребенка.

Подрастая, ребенок, в большинстве случаев, идет в детский сад - первое звено в

системе общественного воспитания и образования детей. Ребенок находится здесь до

12 часов в день. Поэтому, не только от родителей, но и от сотрудников детского сада

будет зависеть, как развиваются и формируются личностные качества ребенка, как

происходит взаимодействие со сверстниками в группе детского учреждения, как

проходит социализация детей.

Актуальность исследуемой нами темы состоит в том, что бы определить каналы

формирования стилей взаимодействия ребенка со сверстниками и обнаружить

возможные пути их коррекции. В качестве факторов для анализа мы выбрали

родительские установки и педагогический стиль воспитателя.

В отечественной педагогике и психологии проблемы влияния семьи на

социальное и психическое развитие ребенка отражены в работах Л.С. Выготского, Л.И.

Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой и др. Выделяются такие

направления исследования родительского воспитания как: изучение структуры

семейного воспитания (В.Н. Мясищев, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга,

Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.); тактики и типы семейного воспитания (А.Е. Личко,

Э.Г. Эйдемиллер); влияние способов воздействия и типов семейного воспитания (А.Б.

Орлов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга).

Изучение влияния и взаимосвязи педагогического общения с разными

стилевыми особенностями в системе дошкольного воспитания частично

рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Т.И.

Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом

определяют развитие личностных качеств ребенка.

Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено

достаточное количество исследований (В.К.Котырло, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и

др.). Так в своих работах Я.Л. Коломинский указывает, что мотивировки выбора

сверстника в дошкольных группах классифицируются на следующие виды:

- общая положительная оценка сверстника;

- указание на совместную деятельность;

- указание на успехи в деятельности; и конкретные качества сверстника;

- нравственная оценка сверстника;

- оценка внешности сверстника;

- указание на отсутствие отрицательных качеств.

По данным психологических исследований популярность или непопулярность

каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития

его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или

безразличное отношение других детей.

В нашем случае, дети, посещающие детское образовательное учреждение

компенсирующего вида имеют не только нарушения опорно-двигательного аппарата,

но и сопровождается сопутствующими заболеваниями, нарушениями речи,

эмоциональными расстройствами.

Детский сад компенсирующего вида для детей, больных сколиозом, имеет

несколько иной режим организации рабочего дня ребенка, чем в других типах

подобных учреждений. В связи с тем, что дети совмещают процессы образования и

лечения, они вынуждены переносить гораздо большие физические нагрузки, чем

дошкольники, пребывающие в обычных ДОУ.

Заболевание опорно-двигательного аппарата является хроническим и

проявляется чаще всего в раннем возрасте. Первоначальное формирование

мотивационной сферы, ценностных установок, самооценки личности с самого начала

протекает в искаженных условиях, что затрудняет эффективность воспитательных

воздействий в дальнейшем, как считает В.А. Ковалевский.

В нашем исследовании участвовали дети 5- 6 лет (старшего дошкольного

возраста) из двух групп. В первой: 13 детей, которые посещают уже второй год данное

учреждение и группу. Во второй: 13 детей, переведенных из других детских садов или

раннее не посещающих подобных учреждений.

Для выявления преобладающих в семьях родительских установок в

наблюдаемой группе были использованы следующие методы:

- опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- рисунок семьи;

- методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Захарова).

- анкета.

Для выявления педагогических стилей воспитателей было использовано

наблюдение за поведением воспитателей в свободном взаимодействии с детьми

старшего дошкольного возраста.

Для получения более объективной картины отношения детей в детском саду

компенсирующего вида были использованы следующие методики:

- изучение документации (индивидуальный профиль социального развития

ребенка);

- социометрический метод;

- оценка совместной продуктивной деятельности детей («Рисование на общем

листе»).

Результаты исследования показали, что в данных семьях наблюдается

эмоциональное отвержение ребенка (близко к отвержению). Стили взаимодействия

проявлялись в виде: кооперации (от проявление искреннего интереса к делам ребенка

до полного равнодушия), симбиоза (от незначительного до полного отсутствия

психологической дистанции между ребенком и родителем), контролем (от слишком

авторитарного до отсутствия контроля), отношением к неудачам ребенка (неудачи

ребенка родитель воспринимает случайными и верит в него).

Из первой группы были опрошены 9 родителей, из второй -12.

Классификация и критерии определения педагогического стиля, а

именно:1)направленность деятельности воспитателя: результативность, инициатива

ребенка, создание общности детей; 2) эмоциональный фон воздействия: негативный,

нейтрально-безразличный, позитивный; 3) степень включенности воспитателя в

общение детей: низкий или высокий – из работ Е.О. Смирновой и В.Н. Бутенко.При наблюдении за поведением воспитателей в свободном взаимодействии с

детьми старшего дошкольного возраста были выявлены:

- в первой группе - индифферентно-формальный (который не оказывает

решающего влияния на детские отношения) и индивидуально-ориентированный

(ориентирован на разъединение, что порождает отстраненные, индифферентные

отношения детей) педагогические стили; 2 родителя (22,2 %) проявляют слишком

авторитарный контроль, остальные - необходимый уровень контроля; данная группа в

прежнем составе существует уже второй год.

- во второй группе - преобладающим был индифферентно-формальный

педагогический стиль, который не оказывает решающего влияния на детские

отношения; контроль практически отсутствует у 8 родителей (66,7 %) и эта группа

вновь набрана в этом году.

Анализируя каждого ребенка по полученным результатам используемых

методик, мы можем предположить, что:

- у родителей проявляется эмоциональное отвержение детей (отклонения в

развитии), что приводит к тревожности детей (на рисунке «Семья»). Об этом же

феномене упоминалось в работах Ковалевского В.А.;

- у детей, чьи родители проявляют негативные установки или демонстрируют

авторитарный контроль, возникают затруднения в самостоятельном разрешении

конфликтов, они предпочитают подчиняться другим, а сверстники условно принимают

или отвергают их;

- у детей, чьи родители проявляют негативные установки или практически

отсутствующий контроль, возникают затруднения в самостоятельном разрешении

конфликтов, а сверстники условно принимают их;

- у детей, чьим родителям не хватает времени и знаний, а так же происходят

разногласия в семье по поводу воспитания, наблюдается предпочтение подчиняться

другим и ориентируются они только на свои интересы, а сверстники условно

принимают или игнорируют их.

Было выявлено, что дети, которые имеют более выраженные интеллектуальные

отклонения в развитии, сверстниками отвергались или их игнорировали. Похожее

отношения проявляли воспитатели - критиковали, делали замечания, игнорировали.

На основании вышеизложенного, мы можем предположить, что боле значимым

фактором влияния на взаимодействия детей со сверстниками в детском саду

компенсирующего вида оказывают родительские установки, в связи с чем необходимо

повышать родительскую компетенцию в вопросах воспитания детей.





Конспект занятия по лепке в младшей группе на тему транспорт

Лепка "Витамины в корзине" 

Цель: Учить детей работать в коллективе, лепить фрукты и овощи по предсавлению, используя знакомые техники лепки;развивать мелкую моторику. Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться, воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь. 

Демонстрационный материал: картинки фруктов и овощей, изображения витаминов в баночках (таблетки, картина с продуктами 

Раздаточный материал: корзина для витаминных продуктов, пластилин, стеки, салфетки, дощечка для труда. 

Для сюрпризного момента: кусочки нарезанных овощей и фруктов. 

Ход занятия. 

I. Организационный момент. 

II. Вступительная беседа. 

- Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? 

- Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Подойдите к ним, поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением. 

III. Беседа о витаминах. 

- Сегодня в садик принесли письмо из леса. У них случилась беда. Заболел Мишутка. 

А вот что пишут его мама и папа Настасья Петровна и Михайло Иваныч. 

Письмо: 

Здравствуйте, дорогие ребятишки. Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь. Случилась беда. Заболел наш сынок Мишутка. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как нам помочь Мишутке. 

- Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Мишутку? 

(выслушать ответы детей) 

- Я знаю, что нам может помочь побыстрее вылечить медвежонка. Это витамины! (открыть доску с изображением витаминов) . 

- А кто знает, что такое витамины? 

- Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие - глазам хорошо видеть, третьи - голове - хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от болезней. 

- Где живут витамины? (В продуктах питания. Прикрепить к доске картинку с продуктами) 

- Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт. А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему? 

- А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витаминки – таблетки продаются в аптеках. (показать) . 

- Особенно богаты витаминами овощи и фрукты. (прикрепить картинку с овощами и фруктами к доске) . 

- Назовите овощи и фрукты, которые вы знаете и любите. 

- Ну и конечно же, нашим ребятам здоровыми, ловкими и сильными помогает оставаться физкультура. 

IV.Физминутка. 

Пейте все томатный сок, И. п. О. с. 

Раз, два, три, четыре, Ходьба на месте 

Раз, два, три, четыре, 

Кушайте морковку! И. п. О. с. 

Раз, два, три, четыре, Руки к плечам, руки вверх. 

Раз, два, три, четыре, 

Все ребята будете И. п. О. с., руки на пояс 

Раз, два, три, четыре наклоны в сторону 

Раз, два, три, четыре, 

Крепкими и ловкими И. п. О. с. руки на пояс 

Раз, два, три, четыре, приседания. 

Раз, два, три, четыре, 

Грипп, ангину, скарлатину - И. п. О. с. руки на пояс 

Раз, два, три, четыре, прыжки 

Раз, два, три, четыре, 

Все прогонят витамины! И. п. О. с. 

Раз, два, три, четыре, ходьба на месте. 

Раз, два, три, четыре, 

V. Аппликация. 

Как же нам написать ответ папе и маме Мишутки, ведь наши дети писать не умеют? 

Предлагаю отправить им посылку- витаминную корзину с овощами и фруктами, которую мы сделаем сами. 

1. Подготовка пластилина к работе (разогреть его в руках) 

2. Определить размер изготовляемого овоща или фрукта 

3. Разделить пласилин на части при помощи стеки 

4. Лепка овощей и фруктов (по выбору детей, используя разные приемы лепки. 

VI. Итог. 

- Если Мишутка будет употреблять витаминные продукты, то он обязательно быстро поправится. 

- А наши ребята любят есть овощи и фрукты? 

- Очень любят и всем советуют: 

1 ребёнок. 

Помни истину простую – 

Лучше видит только тот, 

Кто жуёт морковь сырую 

Или сок морковный пьёт. 

2 ребёнок. 

От простуды и ангины 

Помогают апельсины. 

Ну, а лучше съесть лимон, 

Хоть и очень кислый он. 

Все вместе 

Никогда не унываем и улыбка на лице, 

Потому что принимаем витамины АВС. 

Для наших гостей и наших детей – витаминное угощение. 

(Вынести тарелки с нарезкой из фруктов и овощей)