СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Факторы воздействия музыки на состояние человека"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нашу жизнь постоянно окружают различные звуки:шумовые и музыкальные. Музыка и звуки украшают нашу жизнь, делают её запоминающей. Музыка способна влиять на нашу жизнь как положительно, вдохновляя нас, так и спосоьбна уничтожить нас, расстроить нашу психику.  Данная исследовательская работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, от прослушанной музыки.

Просмотр содержимого документа
«"Факторы воздействия музыки на состояние человека"»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



НА ТЕМУ:


«Факторы воздействия музыки на состояние человека»


ПРЕДМЕТ

ИСКУССТВО







Выполнила обучающаяся 9 класса: Ращупкина Нелли

Руководитель: Сервуля Людмила Леонтьевна,

учитель музыки, этики и эстетики

Квалификационная категория:

учитель высшей категории


















Содержание

I.Введение.

1.1. Объект исследования.

1.2. Предмет исследования.

1.3. Актуальность.

1.4. Цель.

1.5. Задачи.

1.6. Гипотеза.


II.Основная часть

2.1. Теория звука.

2.2. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека

2.3. Музыкотерапия.

2.4. Факторы воздействия музыки на организм человека.

2.5. Воздействие классической музыки на состояние человека.

2.6. Воздействие современной музыки на состояние человека.

2.7. Влияние музыки на учёбу.

2.8. Социальный опрос.


III. Заключение.

IV. Приложение.

V.Список используемой литературы.


I.Введение

Нашу жизнь постоянно окружают различные звуки: шумовые и музыкальные. Музыка и звуки украшают нашу жизнь, делают ее более яркой и запоминающей. Музыка способна влиять на нашу жизнь как положительно, вдохновляя нас, так и способна уничтожить нас, расстроить нашу психику. Данная исследовательская работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, от прослушанной музыки.

Слайд -1

Объект исследования:  эмоциональное состояние человека.

Предмет исследования: музыка и человек.

Актуальность: В настоящее время практически не найти общественное место, где не звучала бы музыка. Музыка стала все больше распространяться в массах: на улицах, в магазинах, в автобусах, такси, в супермаркетах, ресторанах, барах, очередях и еще во многих-многих местах. У каждого из нас есть привычные любимые мелодии, которые мы с удовольствием слушаем, собираясь на работу или учебу.


Слайд-2


Цель проекта: выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека.

Задачи:

1. Дать характеристику двум жанрам: классический и рок. Изучить, как классическая и рок-музыка влияют на организм человека, а именно на психоэмоциональное состояние и умственную деятельность.

2.Познакомить с понятием «Музыкотерапия».

3. Выяснить, как влияет музыка на умственную деятельность и эмоциональное состояние человека.

4.Определить какую музыку предпочитают слушать люди из моего окружения. Доказать экспериментальным путем, влияние музыки на человека в зависимости от стилей и направлений музыки.

Слайд -3

Гипотеза:

Порой у людей случаются нервные срывы, не понимание к миру и людям, и одним из самых популярных способов излечения, является музыка. Она обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях. При прослушивании музыки, эмоции, физические показатели здоровья изменяются, как положительно, так и отрицательно.



II.Основная часть

Слайд-4

2.1. Теория звука. Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных

агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы.


Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве.


Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой.


Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

Слайд-5

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Еще в Древнем мире было известно о влиянии звука как на физическое, так и на душевное состояние человека: например, шум прибоя успокаивал, умиротворял, а энергичная, быстрая барабанная дробь заряжала энергией. Такие известные личности, как Пифагор, Платон, Аристотель, знали о лечебном воздействии музыки и верили в то, что она восстанавливает гармонию как во Вселенной, так и в человеческом теле. Наши далекие предки заметили, что ритм и мелодия музыки очень сильно влияют на настроение человека, и даже верили, что они могут излечить различные болезни. Так Демокрит приписывал звуку флейты способность лечить смертельные заболевания.


Музыка – это красота, радость, вдохновение, счастье. Музыка проникает прямо в душу, развивает стремление к прекрасному. Она прочно вошла в нашу жизнь, стала её неотъемлемой частью. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Вряд ли найдется хотя бы один человек, которого музыка может оставить равнодушным. Влияние музыки на здоровье детей и гармоничное развитие личности известно с древних времен. Музыка способна улучшать память и язык детей. Именно поэтому большое внимание следует уделять музыкальному образованию детей на разных этапах их развития. В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – это проблема здоровья детей. Немалое количество детей, гиперактивны, не могут совладеть со своим телом и эмоциями. А некоторые наоборот, пассивны, вялы. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Поэтому особенно эффективно проводить оздоровительную работу с использованием музыки. Известно, что именно музыка, из всех видов искусства, является самым сильным средством воздействия   на человека. Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело. Звуки определённой тональности могут приводить человека в различные состояния, возбуждение радость, грусть, и даже панический страх.

2.2. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека


Музыка последовательно проходила все этапы развития, как и человек. Она развивалась, открывала новые границы видения мира, служила выражением чувств людей на протяжении всего ее существования.

Давайте кратко проследим развитие музыки в отдельно взятых эпохах. Начиная с первобытного синкретического общества, музыка была неотделима от зачатков первобытного танца.

В античное время люди стали уделять немалое внимание музыке. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку, заметив, что она благотворно влияет на интеллект.

Аристотель считал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование личности человека. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.  

Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, приободряла на состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями.

В своем трактате «Политика» Аристотель констатирует: «Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо), гимнастика, музыка и иногда рисование...»

Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом.    

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводить к снижению заболеваемости и улучшать обмен веществ. Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

1)влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

2) влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

3) воздействие на организм человека народной музыки.

     В первую очередь прослушивание музыки влияет на  эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека.

Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм.

Все наши органы имеют свой определенный ритм, частоту колебаний. Этот ритм, как и отпечатки пальцев, у всех разный.

Влияние музыки на здоровье объясняется воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление.

Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие.

Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Танец — это отличное терапевтическое средство. Движения под звуки музыки нормализуют обмен веществ, работу сердца и сосудов, повышают иммунитет. Благодаря быстрым танцам можно сжечь больше 300 килокалорий за полчаса, латиноамериканским — 250, а благодаря вальсу — 200.



2.3. Музыкотерапия


О благотворном влиянии музыки знали давно, ещё в глубокой древности. Из Ветхого Завета известно, что царь Давид игрой на арфе исцелил депрессию у царя Саула. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима.

Слайд-6

Виднейшие древнегреческие философы и врачеватели Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Они знали о целебных свойствах разных мелодий флейты и лиры. В Древней Греции хоровое пение считалось эффективным средством от бессоницы. А звуки кларнета способствовали лечению бесплодия. В 12 в. использовали музыку в лечении душевнобольных людей. Считалось, что музыкальные ритмы облегчают их страдания. В качестве средства коррекции психики музыкотерапия стала применяться в 19 веке во Франции. Основоположником данного метода лечения считают психиатра Ж.Э.Д.Эскироля. В экзотерике горловое пение считается методом очищения сознания. Вокализы помогают оптимизировать работу всех органов и систем тела.

Музыкальные инструменты использовали колдуны, маги, шаманы. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов - шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может создавать определённое настроение и влиять на эмоции, усиливать любую радость, успокаивать печаль, изгонять болезни, смягчать боль.

На Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. Современные учёные объяснили это тем, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которые способны моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней.

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу.

Известный русский хирург академик Борис Васильевич Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Позднее научно было доказано, что музыка способна повышать или снижать уровень кровяного давления, участвовать в газообмене, ЦНС, воздействовать на глубину дыхания, ритм сердечных сокращений и практически на все процессы жизнедеятельности. Кроме того, в ходе специальных экспериментов было установлено влияние музыки на воду и на рост растений.

Слайд-7

В настоящее время в Китае, в аптеках можно обнаружить музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.

Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.

Он создал методику «музыкальной терапии» и успешно применял её.

«Музыкотерапия» - метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу человека, помогает ему слиться в единое гармоничное целое.

Влияние музыки на человека объясняется воздействием вибрации звуков.

Каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания и складываются в мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.

Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма.  Музыкотерапия стала новым, эффективным методом лечения. Появились современные, в первую очередь компьютерные, технологии.

В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия стала новым, эффективным методом лечения. Появились современные, в первую очередь компьютерные, технологии.



Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,

более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Слайды-8-10

Лечебное воздействие музыкальных инструментов

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Например:

Клавишные инструменты уравновешивают психику, нормализуют работу мочевого пузыря и почек, щитовидную железу. Мозговую деятельность могут улучшить звуки органа, а также они нормализуют потоки энергии в позвоночнике. Инструменты гармонь, баян, аккордеон – активизируют работу всей брюшной полости.

Струнные инструменты: скрипка, гитара, арфа, виолончель, альт –действуют на сердечно-сосудистую систему, на тонкий кишечник и почки, медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление, вызывают чувство сострадания, лечат душу, успокаивают психику.

Духовые инструментыочищению легких и бронхов, действуют на кровообращение и работу почек.

Ударные инструменты способствуют излечению печени и кровеносной системы, восстанавливают ритм сердца.

Металлофон и колокольчики – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).

В ходе исследований было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет – флейта, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – гобой и кларнет, лечит сердце – виолончель.

В ходе исследований было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет – флейта, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – гобой и кларнет, лечит сердце – виолончель.

Слайды-11-12

Профессор НИИ традиционной народной медицины и музыкотерапии г. Санкт-Петербурга, руководитель Академии нетрадиционной народной медицины в том же городе, композитор Рушель Блаво, на основании собственного многолетнего музыко-терапевтического опыта сделал свои выводы о целительной силе определенных музыкальных инструментов в отношении конкретных органов и систем человеческого организма. При этом Р. Блаво выявил и наиболее благоприятное время суток для “адресного” музыко-терапевтического воздействия на эти органы (системы)



Вокальная музыка

Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т.к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос.

Можно сказать, что голос имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что голос - идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.

В сущности, пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом,

Е - удаляет избыток отрицательной энергии,

И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,

О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,

У - оказывает положительное воздействие на область живота,

Э - укрепляет сердечнососудистую систему,

Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,

Я – производит обезболивающий эффект,

В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.

2.4. Факторы воздействия музыки на организм человека


В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм (или частоты) и громкость мелодии.

Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.

Зато, когда мы начинает слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы.

Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ. В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники.

В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям и к взрослым. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.

Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком.

Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон или «R´n´B». Одним словом, главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения. Музыка, несомненно, влияет на здоровье и психику человека. Классическая музыка повышает тонус, настроение и улучшает здоровье.

2.5. Воздействие классической музыки на состояние человека


«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его», - так о всестороннем влиянии классической музыки говорил французский писатель, учёный - музыковед 19 века Ромен Роллан.

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали её душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна.

Всеми своими составляющими: ритмически, мелодически, гармонически, классическая музыка упорядочивает нарастающую путаницу жизни, вносит в её понимание ясность. Она мягко, но всевластно противостоит катастрофически растущей в обществе бездуховности, ожесточению, утрате нравственных, а порой и смысл жизненных ориентиров.

Слайд-13

Моцарт – один из музыкальных гениев.

В.А. Моцарт

Произведения Моцарта универсальны, многочисленные исследования показали, что они активизируют практически все участки коры головного мозга - при этом улучшают внимание, память и математические способности, обостряют слух и зрение они рекомендуются для снятия стресса, от головной боли. Причём лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название «эффект Моцарта».

Слайд-14

Так же целительную силу признают за произведениями таких композиторов как Вивальди, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси, Шуман и многих других.

В Японии были протестированы музыкальные произведения композиторов 115 стран для определения особенностей их влияния на слушателей. Оказалось, самые полезные для человека – миниатюры П.И. Чайковского «Времена года». Именно эту музыку «Русскими народными песнями», японцы рекомендуют сердечникам, как профилактическое и восстановительное средство.А если послушать одну из самых популярных пьес этого альбома – «Баркарола» (песня лодочника). Композитор вложил в неё свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия завораживает. Или из этого же альбома – «Апрель. Подснежник». Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.

Особенности восприятия классической музыки:

Повышение эмоциональной активности человека;

Повышение умственных способностей;

Воспитание;

Лечение.

2.6. Воздействие современной музыки на состояние человека

 Проблема современной школы — это и физическое, и психическое здоровье детей, а урок музыки — один из помощников в её решении. Сейчас подростки повально увлечены рок - и реп - музыкой.

Она звучит через стены квартир, у подъездов домов, её пытаются петь, танцевать, под эту же музыку едят и делают уроки. В школе на перемене ребята «скачивают» друг у друга поп-музыку со своих мобильных телефонов.

Что происходит с психикой, здоровьем в то время, когда мы слушаем музыку?

Как привлечь сверстников к познанию, пониманию другой, «высокой музыки»? Как научиться слушать и разбираться в разных музыкальных жанрах, стилях? По известной формуле: от «простого» — к «сложному»! Иначе: от «лёгкой» музыки — к «серьезной», классической.

Разные источники дают очень интересную информацию о влиянии музыки на живые организмы.

Полезна не только классическая музыка. Тяжелый рок тоже способен лечить. Хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы “Пинк Флойд”. Но музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага.

На кафедре акустики МГУ провели  исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм.

И вот, что получилось.

Частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.

Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”

Известны случаи, когда слушание  музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца.

 Не менее вредное и похожее влияние оказывает клубная поп-музыка и электро. В сочетании со световыми спецэффектами, и громкостью, она вызывает дезориентацию в пространстве. Возможно нарушение работы опорно-двигательного аппарата, что проявляется в сложности координировать движения собственных конечностей.

Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.

Особенности восприятия рок-музыки:

Побуждение к действию;

Выплеск недовольства и злобы;

Свобода, раскованность, выражение своего мнения.

Нарекания в отношении рок-музыки во многом обоснованны. Но, в то же время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.

2.7. Влияние музыки на учебу

На способности к обучению благотворно действует слушание классической музыки, а еще лучше – занятия ею. На первом месте здесь называются имена таких композиторов, как Моцарт, Вивальди и Бах. Всего 10 минут звучания фортепианной музыки Моцарта повышает коэффициент интеллекта на 8-10 единиц, а 5-минутный музыкальный сеанс заметно увеличивает концентрацию внимания. Сонаты Моцарта положительно влияют на память даже при болезни Альцгеймера.

Есть данные и о том, что запоминанию информации помогает поп-музыка 1980-90-х годов. Именно в этот период большинство композиций содержали 50-80 ударов в минуту – ритм, который настраивает мозг на запоминание и улучшает логическое мышление.

Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 г.  Мэри Форджерд, Эллен Уиннер  и Андреа Нортон n) преподаватели Сент-Эндрюсского университета  обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запаса с и логическое мышление.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций, но и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга (латерализация).

Исследование ученых из Великобритании показало: влияние музыки на организм человека значительнее, чем казалось. Спортсмены, которые занимались, слушая свои любимые «треки», повысили результативность тренировок до 120%, причем не было ни одного исключения.

Влияние музыки на здоровье человека начали исследовать еще в Древней Греции. Так, Пифагор ввел понятие «музыкальная медицина». Он был уверен, что любая мелодия влияет на организм таким образом, что работа внутренних органов четко синхронизируется, а тело получает своеобразный массаж. Многие современные ученые доказали, что правильно подобранные мелодии могут лечить серьезные заболевания. Как же музыка влияет на здоровье?

Приглушает боль. При прослушивании любой понравившейся композиции человек испытывает гораздо меньшие болевые ощущения, а также у него снижается уровень тревоги, связанный с болью.

Ускоряет восстановление после сердечных операций. Регулярное прослушивание жизнерадостных композиций повышает настроение, что способствует улучшению циркуляции крови, снижению давления и сердцебиения, расширению сосудов. Результатом становится быстрое восстановление работы сердца.

Уничтожает микробы. При прослушивании церковной композиции активность микробов снижается почти вдвое, что было многократно доказано во время эпидемии чумы в средние века.

Предотвращает потерю слуха. Меломаны или музыканты гораздо дольше сохраняют хороший слух. Проведенные исследования показали, что даже в пожилом возрасте бывшие музыканты имеют более чуткий слух, чем обычные молодые люди.

Настроение

При прослушивании любимых композиции, если они несут в себе заряд положительных эмоций, неизбежно повышается настроение. Рекомендуется слушать по утрам бодрое позитивное радио, чтобы быстро проснуться, получить заряд энергии, захотеть добиться всех поставленных целей. А вечером лучше отдавать предпочтение спокойным композициям, которые расслабят, отвлекут от проблем, заставят максимально качественно отдохнуть, помогут подготовить организм для крепкого сна. Правильный выбор композиций поможет в любой работе.

Психика

Влияние музыки на психику не менее сильное. Помимо того воздействия, которому подвержено настроение, меломан получает ряд других положительных моментов:

Снижение стресса. Исследования того, как музыка влияет на человека, показали, что спокойные композиции делают таким же самого слушателя. Это способствует значительному снижению уровня стресса или тревожности. Также это приводит к улучшению качества сна, исключая риск развития бессонницы. Главное, выбирать произведения в медленном темпе, которые способны оказать успокаивающее воздействие.

Визуальное восприятие. Если слушать грустные произведения, то все вокруг будет казаться грустным, а если жизнерадостные, то все приобретет яркие краски, будет демонстрировать радость. Именно поэтому не рекомендуется регулярно слушать одни и те же грустные мелодии.







Как правильно слушать музыку

Все вышеперечисленные аспекты будут иметь положительный эффект только если слушать музыку правильно, без вреда для слуха и организма в целом

Несколько советов:

Регулировать громкость с умом. Исследования показали, что вероятность испортить слух на 80% выше у любителей слишком громкой музыки. Ученые советуют не включать звук громче, чем обычный разговор.

Не переутомлять уши. Не рекомендуется нагружать слух более чем на 4 часа в день.

Использовать качественные гаджеты для воспроизведения звука. Не экономить на наушниках и динамиках.

Самый оптимальный вариант прослушивания – это наушники. Вот здесь и кроется подвох. Не все виды наушников одинаково безопасны. Наиболее безопасные – накладные и мониторные. Они обладают отличными звукоизоляционными свойствами и не требуют доводить громкость до максимума. Именно с мониторными и работают профессионалы, имеющие дело со звуком.

2.8. Социальный опрос


Слайд-15

Я решила узнать, какую музыку предпочитают мои сверстники и как они себя ведут при этом. Я провела опрос среди моих одноклассников и друзей. В опросе участвовало 20 человек.

Большая часть молодёжи слушают музыку от 1 часа до 3 часов в день. Многие слушают музыку от 3 часов до 5 часов, а некоторые и более 5 часов.

Вопросы к опросу:

1.Время, затраченное на прослушивание музыкальных произведений: - менее часа – 7%

- от 3 до 5 часов – 38%

- более 5 часов – 25%

2. Ваши источники прослушивания музыки?:

-проигрывающее устройство – 22%

-компьютер (интернет) – 14%

-телефон – 55%

- ТВ – 9%

3. Какое у вас состояние после прослушанных музыкальных произведений:

-Рэп. Хорошее настроение, бодрость, снятость напряжения – 66%

-Хип-хоп. Хорошее настроение,бодрость – 83%

-Рок. Напряжённость, раздражительность – 50%

-Клубная музыка. Уходит усталость, напряжённость, настроение улучшается, хочется танцевать - 83%

-Классическая музыка. Желание поспать, состояние расслабленности и покоя – 100%


По данным эксперимента можно сделать следующие выводы:

-Рэп и хип-хоп одинаково действуют на эмоциональное состояние учащихся.

- При прослушивании рока у 5 % учащихся возникла раздражительность, напряжение, но у 50% таких ощущений нет. Клубная музыка у большинства вызывает положительные эмоции.

Классическую музыку не все ребята любят слушать. Несмотря на то, что эта музыка спокойная, нежная, мягкая – нравится, к сожалению, она не всем.


III. Заключение

Слайд-16

В результате работы над исследованием мы выяснили, что при правильном подборе музыки действительно можно контролировать своё настроение, лечить болезни и даже укреплять здоровье, что показывает соцопрос 20 человек. То есть наша гипотеза полностью подтвердилась. И хотя в ходе исследования и было выявлено наиболее положительное влияние рок музыки, это ещё не значит, что нужно слушать её круглосуточно. Чтобы проявлять свои лучшие стороны, музыка должна нравиться тому, кто ее слушает. Влияние музыки на организм зависит от восприятия.

Также, чтобы понять, какое воздействие на вас оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями. Таким образом, вы сможете выделить индивидуальные особенности восприятия и уже на основе этих особенностей подберёте по-настоящему полезные для вас композиции. В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Она создает настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад. Влияние музыки на человека может стать важным фактором развития. Поэтому важно уделять ей столько же внимания, сколько ежедневным прогулкам или чтению литературы. Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека. Для решения многих проблем, связанных с психологическими нагрузками, заболеваниями учащихся, предлагается использование музыкотерапии в образовательном процессе. Она научит учащихся слушать классическую музыку в целях сохранения здоровья как физического, так и духовного. «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное значит улучшаться!».

IV. Приложение. Упражнения по музыкотерапии.

1. Список музыкальных рецептов

От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.


Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.


Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов". Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.


Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки. Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна. Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова. Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.


От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена. В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже"). Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского. Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига. Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.


2. Упражнение«Танец пяти движений»


Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.


Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.


Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?


  1. мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.


  1. мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.


  1. мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.


  1. мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения. 5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.

А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений».


Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?


3. Упражнение «Как звучит?»

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.


Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению.


Протянуть звук «а-а-а» -помогает быстро расслабиться.


Протянуть звук «и-и-и» -за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию речевого дыхания и будет полезно для развития речи.


Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение в отношениях послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Слушайте музыку вместе с ребенком, она поможет и вам улучшить свое эмоциональное состояние.


V. Список используемой литературы:

1.Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

2.Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999.

3.Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

4.Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика- Синтез. 2001.

5.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

7.Лихолет Н. «Лечебные свойства https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200500212
















Заключение


Проводимые мероприятия помогают педагогу во внеурочное время общаться

с детьми, творчески реализовываться, решать поставленные задачи.

Все дети любят заниматься искусством, изучать культурное наследие. Они с увлечением роют и танцуют, лепят и рисуют. Интересно проведённое внеклассное мероприятие запоминается, а возможно, и повлияет на дальнейшую судьбу ребёнка. Поможет в выборе специальности.

В данных методических разработках внеклассных мероприятий. Показаны возможности, которые помогают обучающемуся и педагогу использовать свой творческий потенциал, участвуя в воспитательном процессе.



Литература:


  1. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Праздник в школе»: игры, турниры, сценарии: М.: Рольф, 200г.

  2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением / Сост Орлова. – М.:ТЦ сфера,2014. – 128с.

  3. Картушина М.Ю. Осенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением/ Сост О.А. Орлова. – М.:ТЦ сфера,2014. – 128с.

  4. Ю.А. Ивановский «Занимательная музыка».

  5. "Николай Чудотворец. Житие и чудеса Святителя Николая", ОЛМА-ПРЕСС, М.,2002.