СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс "Решение занимательных задач по информатике" для учащихся 5-7 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 5-7классов и нацелен на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Решение занимательных задач по информатике" для учащихся 5-7 классов»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г. Ангарска Иркутской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»





Авторская педагогическая разработка

(адаптационная)


Рабочая программа факультативного курса

«Решение занимательных задач по информатике»

для учащихся 5-7 классов

(учебная программа)








Автор разработки:

Литвинюк Юлия Валерьевна

Учитель информатики

МБОУ «СОШ № 31»
















2014 г.

г. Ангарск

ПАСПОРТ

на авторскую педагогическую разработку

(адаптационная)


Раздел I.

  1. Литвинюк Юлия Валерьевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ № З1» г. Ангарска, ул.Глинки,39.

  2. Предмет: информатика и ИКТ.

  3. Разработка предназначена для учащихся 5-7 классов.

  4. Разработка используется с 2009 – 2014 учебного года.

  5. Задача современной школы – научить ребенка учиться, сформировав у него систему универсальных учебных действий. Курс информатики и ИКТ – один из основных предметов, способный дать учащимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе. Уроки информатики и ИКТ в 5-7 классах могут обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития, развитие и совершенствование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Научим ребенка мыслить, учиться, творить!


Раздел II.

  1. Данная программа факультативного курса «Решение занимательных задач по

информатике» для учащихся 5-7 классов направлена на решение логических

задач, так как они вызывают интерес учащихся к предмету «информатика»,

способствует развитию любознательности, формированию интереса к

теоретическим аспектам предмета.

(оценка разработки)

  1. Учебно – воспитательная программа

форма (учебная, учебно – воспитательная программа, УМК, концепция, методические рекомендации)

  1. Факультатив

где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая, внеклассная работа и т.п.


Раздел III.










СОДЕРЖАНИЕ

факультативного курса по информатики

«Решение занимательных задач по информатике»

для учащихся 5-7 классов

  1. Пояснительная записка

стр.4

  1. Общая характеристика курса

стр.6

  1. Место факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» в учебном плане

стр.7

  1. Образовательные результаты освоения содержания курса:

стр.8

  1. личностные образовательные результаты;

стр.8

  1. предметные образовательные результаты

стр.8

  1. метапредметные образовательные результаты

стр.9

  1. Методы и формы решения поставленных задач

стр.11

  1. Формы контроля и возможные варианты его проведения

стр.13

  1. Содержание факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5-7 классов

стр.14

  1. Планируемые результаты

стр.16

  1. Учебно-тематическое планирование

стр.17

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

стр.18

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

стр.24

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

стр.34

  1. Перечень учебно-методического и программного обеспечения для факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике»

стр.43

  1. Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

стр.44

  1. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5 класса

стр.45

  1. Приложение 2. Материал к уроку. 5 класс. Раздел 4. Выявление закономерностей

стр.47

  1. Приложение 3. Календарно-тематическое планирование факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 6 класса

стр.48

  1. Приложение 4. Материал к уроку. 6 класс. Раздел 3. Решение алгоритмических задач. Задачи о переправах

стр.50

  1. Приложение 5. Календарно-тематическое планирование факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 7 класса

стр.51

  1. Приложение 6. Материал к уроку. 7 класс. Раздел 1. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

стр.53

Пояснительная записка


Программа данного адаптированного факультативного курса составлена на основе авторской программы (автор Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013).

Программа факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5-7 классов адресована учителям информатики общеобразовательных школ.

Современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов младших школьников обладает пропедевтическая подготовка в области информатики и ИКТ, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей учащихся.

Актуальность факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» обосновывается необходимостью расширения программы учебного плана для учащихся 5-7 классов.

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 5-7классов и нацелен на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Основная задача учебного процесса помочь учащимся осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.

Программа факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» предназначена для обучающихся 5-7 классов и нацелена на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.


Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;

  • научить школьников применять общенаучные методы поиска решения задач;

  • выявить способных детей, создать условия для их творческих способностей, формировать потребность учащихся к саморазвитию;

  • приобщить учащихся к научно – исследовательской деятельности;

  • создать условия для овладения основными универсальными учебными умениями информационного характера;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • развитие математического мышления творческой активности учащихся;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  • расширить изучение предмета информатика.


Общая характеристика курса


Факультативный курс по информатики «Решение занимательных задач по информатике» является расширением и углублением изучения предмета информатика.

В современном мире важность школьной информатики можно сопоставить по значению с введением всеобщей грамотности. Знание компьютера и информационных технологий для ученика является обязательным условием его дальнейшей полноценной жизни и деятельности в обществе. К сожалению, потребительское отношение учащихся к информационным технологиям препятствует развитию их познавательных и творческих способностей, поэтому особенно важно применение факультативных занятий по информатике и ИКТ для всестороннего развития личности.

Обязательным условием организации факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается использование учебных сред и виртуальных лабораторий, обеспечивающих учащимся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint.

Содержание факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» соответствует следующим принципам:

  1. принципу научности, в соответствии с которым учащиеся знакомятся с современными методами получения, анализа и интерпретации информации;

  2. принципу последовательности и систематичности, так как изучение материала производится последовательно (непрерывно), от частного к общему;

  3. принципу доступности: изучение содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания;

  4. доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка;

  5. принципу связи теории и практики, согласно которому практика является инструментом обучения.



Место факультативного курса по информатики

«Решение занимательных задач по информатике»

в учебном плане


Изучение факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5-7 классов предполагается параллельно с предметом информатика и ИКТ.

В учебном плане МБОУ «СОШ № 31» внеурочная деятельность по информатике представлена следующим образом:

  1. 5 «В» класс – 1 час в неделю. Итого курс в 5 «В» классе – 34 часа в год;

  2. 7 «Б» класс – 1 час в неделю. Итого курс в 7 «Б» классе - 34 часа в год.


Образовательные результаты освоения содержания курса


В результате освоения учениками программы факультативного курса по информатики «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5-7 классов планируется достижение следующих результатов:


Личностные образовательные результаты:

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся современном ин-формационном обществе;

  2. широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания учебной деятельности и творчества;

  3. готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического логического мышления;

  4. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  5. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  7. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  8. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  9. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  10. способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

  11. ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  12. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  13. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Предметные образовательные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  1. формирование информационной и алгоритмической культуры;

  2. формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  3. развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  4. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  5. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  6. формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  7. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  8. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  1. овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  2. овладение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  3. овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  4. овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  5. овладение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  6. овладение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Методы и формы решения поставленных задач


В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:

  1. организационный момент;

  2. активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

  3. объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. Учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. В беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. Широко применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи разного уровня сложности; подборки такого рода задач, ранжированные по уровню сложности;

  4. на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;

  5. подведение итогов занятия.

Обязательным условием организации факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий: «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания»1, обеспечивающих учащемся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д.; подробные методические рекомендации по работе в виртуальных лабораториях приведены в книгах по информатике (см. в списке литературы). Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированных решений задач и представления полученных результатов.

Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).

Формы контроля и возможные варианты его проведения


В рамках факультативных занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и может быть реализовано в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.

Новизна факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5-7 классов проявляется в тематической организации материала, в подборке тем и комплектовании заданий. Подбор тем и задач производится с учётом изучения материала курсов в 5-7 классов (см. Приложения 1).

По завершении изучения крупных тем или в конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.


Содержание факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике»

для учащихся 5-7 классов


  1. Решение логических задач в графическом редакторе Paint

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.

  1. Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

  1. Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

  1. Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

  1. Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

  1. Решение комбинаторных задач

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

  1. Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

  1. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

  1. Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Определение числового эквивалента символов. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в различных системах счисления.

  1. Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel

  1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицу.

Теоретическая часть:

Форматирование таблицы.

Расчет по формулам.

Автозаполнение ячеек.

Ошибки в формулах.

Практическая часть:

Лабораторная работа 1

Лабораторная работа 2

Лабораторная работа 3

Лабораторная работа 4

Лабораторная работа 5

Лабораторная работа 6

Лабораторная работа 7

Лабораторная работа 8

Лабораторная работа 9

Лабораторная работа 10

Лабораторная работа 11

Лабораторная работа 12

Лабораторная работа 13

Лабораторная работа 14

Лабораторная работа 15

Лабораторная работа 16

Лабораторная работа 17

Лабораторная работа 18

Лабораторная работа 19

  1. Представление данных из таблицы в графическом виде.

Теоретическая часть:

Порядок построения диаграмм.

Действия с диаграммой.

Практическая часть:

Лабораторная работа 1

Лабораторная работа 2

Лабораторная работа 3

Лабораторная работа 4

Лабораторная работа 5

Лабораторная работа 6

Лабораторная работа 7

Лабораторная работа 8

Лабораторная работа 9

Лабораторная работа 10

Лабораторная работа 11

Планируемые результаты


В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение к учению;

  2. желание приобретать новые знания;

  3. способность оценивать свои действия;

В сфере коммуникативных УУД у учащихся сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;

  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;

  2. оценке своих достижений;

  3. работать по плану.

Способы проверки результатов: тесты, викторины, графические диктанты, дидактические игры.

Формы подведения итогов: Выполнение итогового мини-проекта. Создание слайд-шоу по изученному курсу.


Учебно-тематическое планирование

(1 ч в неделю, 34 ч в год)


п/п

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 класс

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

6

2

4

Табличный способ решения логических задач

6

4

2

Решение алгоритмических задач

10

5

5

Выявление закономерностей

4

2

2


Подготовка итогового проекта и его защита

4

2

2

Резерв

4

2

2


ИТОГО:

34

17

17

6 класс

Табличный способ решения логических задач

4

2

2

Решение логических задач путем рассуждений

6

4

2

Решение алгоритмических задач

6

2

4

Решение комбинаторных задач

6

4

2

Разработка выигрышных стратегий

6

4

2

Подготовка итогового проекта и его защита

4

2

2

Резерв

2

1

1


ИТОГО:

34

19

15

7 класс

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

4

2

2

Системы счисления

10

2

8

Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel

16

2

14

Подготовка итогового проекта и его защита

2

1

1

Резерв

2

1

1


ИТОГО:

34

8

26


ВСЕГО:

102

43

59





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

п/п

Тема

(раздел)

Тип урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления деятельности учащихся

Решение логических задач в графическом редакторе Paint - 6 ч.

1-2

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Предметные:

иметь представление о формах представления информации

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в тетради, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией «Растровая графика»

3

Анализ и синтез объектов

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Предметные:

иметь представление о формах представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в тетради



4

Планирование последовательности действий

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Предметные:

иметь представление об информационном процессе передачи информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Фронтальная работа с презентацией «Средства передачи информации», работа с клавиатурным тренажером


5-6

Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint

Урок-беседа, комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

иметь представление об информационном процессе передачи информации

Эвристическая беседа, написание конспекта,

физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради, выполнение практической работы


Табличный способ решения логических задач – 6 ч.

7

Объект и класс объектов

Комбинированный урок

Текст, текстовая информация

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

иметь представление о формах представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


8

Отношение между объектами

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные: знать достоинства и недостатки текстовой формы представления информации, иметь представление о табличной форме представления информации

Фронтальный опрос,

слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в тетради


9

Понятие взаимно-однозначного соответствия

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные: знать роль наглядных форм представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


10

Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО)

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


11

Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации


Фронтальная работа с презентацией «Табличный способ решения логических задач»

12

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать способ решения задачи

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Решение алгоритмических задач — 10 ч.

13-14

Задачи о переправах. Задачи о разъездах

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


15-16

Задачи о переливаниях

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


17-18

Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


19-20

Решение задач в виртуальных лабораториях

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


21

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


22

Анимированное решение в редакторе презентаций

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Выявление закономерностей — 5 ч.

23

Выявление «лишнего» элемента множества

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


24

Аналогии. Ассоциации

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


25

Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


26

Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


27-30

Подготовка итогового проекта и его защита

Комбинированный урок

Текстовая информация


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

31-34

Резерв







ИТОГО: 34 ч.







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

6 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

п/п

Тема

(раздел)

Тип урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления деятельности учащихся

Табличный способ решения логических задач - 4 ч.

1

Объект и класс объектов. Отношение между объектами

Комбинированный урок

Текст, текстовая информация

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

иметь представление о формах представления информации. Знать достоинства и недостатки текстовой формы представления информации, иметь представление о табличной форме представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


2

Понятие взаимно-однозначного соответствия

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные: знать роль наглядных форм представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


3

Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа с презентацией «Табличный способ решения логических задач»

4

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать способ решения задачи

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Решение логических задач путем рассуждений – 6 ч.

5-6

Индукция. Дедукция

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в тетради


7-8

Задачи о лжецах

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в тетради


9-10

Логические выводы

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в тетради


Решение алгоритмических задач – 6 ч.

11

Задачи о переправах. Задачи о разъездах

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

12

Задачи о переливаниях

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

13

Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

14

Решение задач в виртуальных лабораториях

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

15

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа с презентацией

16

Анимированное решение в редакторе презентаций

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

Решение комбинаторных задач – 6 ч.

17-18

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравненияи и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


19-20

Использование графов для решения комбинаторных задач

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравненияи и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


21-22

Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравненияи и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Разработка выигрышных стратегий – 6 ч.

23-24

Игра Баше. Дерево игры

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


25

Стратегия игры

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


26

Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


27

Выигрышная стратегия

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


28

Доказательство отсутствия выигрышной стратегии

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


29-32

Подготовка итогового проекта и его защита

Комбинированный урок

Текстовая информация


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

33-34

Резерв







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7 класс (1 ч в неделю, 34 ч в год)

п/п

Тема

(раздел)

Тип урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления деятельности учащихся

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера – 4 ч.

1-2

Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа с презентацией

3-4

Решение задач с помощью кругов Эйлера

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Системы счисления – 10 ч.

5-6

Позиционные и непозиционные системы счисления. Определение числового эквивалента символов

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные: умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа с презентацией

7-10

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные: умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа с презентацией

11-14

Арифметические операции в различных системах счисления

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные: умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа с презентацией

Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel – 16 ч.

  1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицу – 10 ч.

Теоретическая часть:

15

Форматирование таблицы. Расчет по формулам. Автозаполнение ячеек. Ошибки в формулах.

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, физ.минутка, написание конспекта

Работа с презентацией

Практическая часть:

16

Лабораторная работа 1 – 3

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

17

Лабораторная работа 4 – 5

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

18

Лабораторная работа 6 – 7

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

19

Лабораторная работа 8 – 9

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

20

Лабораторная работа 10 – 11

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

21

Лабораторная работа 12 – 13

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

22

Лабораторная работа 14 – 15

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

23

Лабораторная работа 16 – 17

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

24

Лабораторная работа 18 – 19

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

  1. Представление данных из таблицы в графическом виде – 6 ч.

Теоретическая часть:

25

Порядок построения диаграмм.

Действия с диаграммой.

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, физ.минутка, написание конспекта

Работа с презентацией

Практическая часть:

26

Лабораторная работа 1-3

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

27

Лабораторная работа 4-5

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

28

Лабораторная работа 6-7

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

29

Лабораторная работа 8-9

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

30

Лабораторная работа 10-11

Комбинированный урок

Текстовая информация

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметные: овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера.

Предметные: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение практической работы

Работа с презентацией

31-32

Подготовка итогового проекта и его защита

Комбинированный урок

Текстовая информация


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы

Фронтальная работа с презентацией

33-34

Резерв








Перечень учебно-методического и программного обеспечения для факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике»


  1. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 152 с.: ил.

  2. Босова Л.Л. Примерная учебная программа факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5-6 классов.

  3. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.: ил.

  4. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 216 с.: ил.

  5. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.: ил.

  6. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование).

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

  9. Операционная система Windows XP.

  10. Пакет офисных приложений MS Office 2007.

  11. Антивирусная программа.

  12. Виртуальные компьютерные лаборатории.


Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


    1. Компьютерный класс. Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет.

    2. Мультимедиа проектор и экран.

    3. Звуковые колонки.

    4. Лазерный принтер.

    5. Сканер.


Приложение 1.


Календарно-тематическое планирование

факультативного курса по информатики

«Решение занимательных задач по информатике»

для учащихся 5 класса


Номер урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

Глава 1.

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

6 ч.



Урок 1.

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint

1



Урок 2.

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint

1



Урок 3.

Анализ и синтез объектов

1



Урок 4.

Планирование последовательности действий

1



Урок 5.

Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint

1



Урок 6.

Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint

1



Глава 2.

Табличный способ решения логических задач

6 ч.



Урок 7.

Объект и класс объектов

1



Урок 8.

Отношение между объектами

1



Урок 9.

Понятие взаимно-однозначного соответствия

1



Урок 10.

Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО)

1



Урок 11.

Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО

1



Урок 12.

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО

1



Глава 3.

Решение алгоритмических задач

10 ч.



Урок 13.

Задачи о переправах. Задачи о разъездах

1



Урок 14.

Задачи о переправах. Задачи о разъездах

1



Урок 15.

Задачи о переливаниях

1



Урок 16.

Задачи о переливаниях

1



Урок 17.

Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях

1



Урок 18.

Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях

1



Урок 19.

Решение задач в виртуальных лабораториях

1



Урок 20.

Решение задач в виртуальных лабораториях

1



Урок 21.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

1



Урок 22.

Анимированное решение в редакторе презентаций

1



Глава 4.

Выявление закономерностей

4 ч.



Урок 23.

Выявление «лишнего» элемента множества

1



Урок 24.

Аналогии. Ассоциации

1



Урок 25.

Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента

1



Урок 26.

Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории

1



Глава 5.

Подготовка итогового проекта и его защита

4 ч.



Урок 27.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 28.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 29.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 30.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Глава 6.

Резерв

4 ч.



Урок 31.

Резерв

1



Урок 32.

Резерв

1



Урок 33.

Резерв

1



Урок 34.

Резерв

1




ИТОГО:

34 ч.



Приложение 2.


Материал к уроку

5 класс

Раздел 4. Выявление закономерностей


Задача 1.

Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним».

  1. 2, 3, 6, 7, 11;

  2. 18, 12, 3, 29, 45, 28;

  3. 10, 20, 30, 36, 40, 50;

  4. 72, 62, 52, 45, 32, 82;

  5. 24, 29, 22, 37, 25, 28.


Приложение 3.


Календарно-тематическое планирование

факультативного курса по информатики

«Решение занимательных задач по информатике»

для учащихся 6 класса


Номер урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

Глава 1.

Табличный способ решения логических задач

4



Урок 1.

Объект и класс объектов. Отношение между объектами

1



Урок 2.

Понятие взаимно-однозначного соответствия

1



Урок 3.

Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО

1



Урок 4.

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО

1



Глава 2.

Решение логических задач путем рассуждений

6 ч.



Урок 5.

Индукция. Дедукция

1



Урок 6.

Индукция. Дедукция

1



Урок 7.

Задачи о лжецах

1



Урок 8.

Задачи о лжецах

1



Урок 9.

Логические выводы

1



Урок 10.

Логические выводы

1



Глава 3.

Решение алгоритмических задач

6



Урок 11.

Задачи о переправах. Задачи о разъездах

1



Урок 12.

Задачи о переливаниях

1



Урок 13.

Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях

1



Урок 14.

Решение задач в виртуальных лабораториях

1



Урок 15.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

1



Урок 16.

Анимированное решение в редакторе презентаций

1



Глава 4.

Решение комбинаторных задач

6 ч.



Урок 17.

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы

1



Урок 18.

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы

1



Урок 19.

Использование графов для решения комбинаторных задач

1



Урок 20.

Использование графов для решения комбинаторных задач

1



Урок 21.

Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

1



Урок 22.

Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

1



Глава 5.

Разработка выигрышных стратегий

6 ч.



Урок 23.

Игра Баше. Дерево игры

1



Урок 24.

Игра Баше. Дерево игры

1



Урок 25.

Стратегия игры

1



Урок 26.

Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы

1



Урок 27.

Выигрышная стратегия

1



Урок 28.

Доказательство отсутствия выигрышной стратегии

1



Глава 6.

Подготовка итогового проекта и его защита

4 ч.



Урок 29.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 30.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 31.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 32.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Глава 7.

Резерв

4 ч.



Урок 33.

Резерв

1



Урок 34.

Резерв

1




ИТОГО:

34 ч.





Приложение 4.


Материал к уроку

6 класс

Раздел 3. Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах


Задача 1.

Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находится волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевести волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза – капусту. Как должен вести себя крестьянин?



Приложение 5.


Календарно-тематическое планирование

факультативного курса по информатики

«Решение занимательных задач по информатике»

для учащихся 7 класса


Номер урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

Глава 1.

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

4 ч.



Урок 1.

Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач

1



Урок 2.

Использование метода кругов Эйлера (диаграмм Эйлера–Венна) при решении задач

1



Урок 3.

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1



Урок 4.

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1



Глава 2.

Системы счисления

10 ч.



Урок 5.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Определение числового эквивалента символов

1



Урок 6.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Определение числового эквивалента символов

1



Урок 7.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1



Урок 8.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1



Урок 9.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1



Урок 10.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1



Урок 11.

Арифметические операции в различных системах счисления

1



Урок 12.

Арифметические операции в различных системах счисления

1



Урок 13.

Арифметические операции в различных системах счисления

1



Урок 14

Арифметические операции в различных системах счисления

1



Глава 3.

Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel

16 ч.



1.

Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицу

10 ч.




Теоретическая часть




Урок 15.

Форматирование таблицы. Расчет по формулам. Автозаполнение ячеек. Ошибки в формулах.

1




Практическая часть




Урок 16.

Лабораторная работа 1 – 3

1



Урок 17.

Лабораторная работа 4 – 5

1



Урок 18.

Лабораторная работа 6 – 7

1



Урок 19.

Лабораторная работа 8 – 9

1



Урок 20.

Лабораторная работа 10 – 11

1



Урок 21.

Лабораторная работа 12 – 13

1



Урок 22.

Лабораторная работа 14 – 15

1



Урок 23.

Лабораторная работа 16 – 17

1



Урок 24.

Лабораторная работа 18 – 19

1



2.

Представление данных из таблицы в графическом виде

6 ч.




Теоретическая часть




Урок 25.

Порядок построения диаграмм.

Действия с диаграммой

1




Практическая часть




Урок 26.

Лабораторная работа 1-3

1



Урок 27.

Лабораторная работа 4-5

1



Урок 28.

Лабораторная работа 6-7

1



Урок 29.

Лабораторная работа 8-9

1



Урок 30.

Лабораторная работа 10-11

1



Глава 4.

Подготовка итогового проекта и его защита

2 ч.



Урок 31.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Урок 32.

Подготовка итогового проекта и его защита

1



Глава 5.

Резерв

2 ч.



Урок 33.

Резерв

1



Урок 34.

Резерв

1




ИТОГО:

34 ч.







Приложение 6.


Материал к уроку

7 класс

Раздел 1. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера


Задача 1.

В классе 25 учащихся. Из них 5 человек не умеют играть ни в шашки, ни в шахматы. 18 учащихся умеют играть в шашки, 20 – в шахматы. Сколько учащихся класса играют и в шашки, и в шахматы?


1 Речь идет о виртуальных лабораториях «Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания», размещенных в ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru).