Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Физика в быту» а составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учрежде-ний. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. с учетом психофизических особенностей и возможностей умственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: Сформировать у школьников представления и понятия о физических процес-сах и явлениях.
Основными задачами факультативного курса «Физика в быту » являются:
1. Сообщение учащимся знания об основных физических явлениях, происходящих в природе, пер-воначальных сведений о строении вещества и о взаимодействии тел, об использовании в про-мышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
2. Формирование правильного понимания и отношения к физическим явлениям, происходящим в живой и неживой природе.
3. Изучение основных физических процессов посредством ИКТ
4. Воспитание бережного отношения к природе.
5. Коррекция высших психических функций умственно отсталых учащихся, развитие речи, мыш-ления. наблюдательности, формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.
Обучение осуществляется на основе учебников физики:
- Пёрышкин А. В. Физика. Учебник для 7 класса.
- Пёрышкин А. В. Физика. Учебник для 8 класса.
и по пособию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
- В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы.
Факультативные занятия могут проводиться с учащимися для получения ими дополнительных жиз-ненно необходимых знаний и умений, которые дают возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки, безопасности в современном обществе и быту. Факультативный курс знакомит учащихся с элементами физики и основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются еже-дневно.
Календарно-тематическое планирование содержит основные темы из курса физики средней школы, но отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, физических терминов и глубиной раскры-тия причинно-следственных сведений. Выводы различных теоретических положений опираются на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. При построении урока целесообразно использовать такой же принцип. Проводя аналогии между жизненным опытом школьников и физическим экспериментом, необходимо переходить к теоретическим положениям и обобщениям. Развивая теоретические положения, нужно показать их практическое применение в повседневной жизни и тем самым расширить кругозор и жизненный опыт учащихся.
Факультативный курс «Физика в быту» предусматривает изучение элементарных сведений, до-ступных умственно отсталым школьникам, о физических явлениях, происходящих в природе, о строе-нии вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных техниче-ских устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
Данный курс рассчитан на 2 года обучения: 8 класс -34 часа в год 1 час в неделю.
9 класс – 34 часа в год 1 час в неделю.
Содержание курса: “ Физика в быту ”
Физика – наука о явлениях природы
Физические явления, которые происходят с физическими телами. С чего начинается изучение явлений, происходящих в природе. Для чего нужна физика. Способы изучения физических явлений, происходящих с физическими телами. Что называется физическим законом. Как развивались знания о форме Земли. Физические величины. Что такое значение физической величины. Физические измерения. Для чего нужны измерительные приборы. Какие физические приборы используются для измерения длины, расстояния и пути.
Понятия и термины
Объект природы, природное явление;
Наблюдение, гипотеза, опыт, физический закон;
Физика – наука, физическое тело, физические явления (механические, электрические, магнит-ные, оптические, тепловые, атомные);
Физическая величина, измерительный прибор, шкала, цена деления.
Механические явления
Механическое движение. Приборы для определения движения. Масса. Сила. Сила притяжения Земли. Свободное падение физических тел. Ускорение. Сила трения. Инерция. Вес тела. Невесомость. Рычаг. Простые механизмы. Виды механических передач и их использование. Механическая работа и энергия. Закон сохранения и превращения энергии.
Понятия и термины
Механика, тело отсчёта, механическое движение, скорость;
Инертность, масса, взвешивание;
Взаимодействие, сила, сила тяжести, сила трения;
Ускорение, инерция;
Вес тела, невесомость, динамометр;
Простые механизмы, рычаг, блок;
Механическая передача (цепная, ременная, зубчатая);
Механическая работа, закон сохранения и превращения энергии.
Вещество
Молекулы. Свойства молекул. Вещества и его агрегатные состояния. Смачивание и каппиляр-ность. Плотность.
Понятия и термины:
Атом, молекула, вещество, агрегатное состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
Температура, термометр;
Смачивание, каппилярность;
Плотность, плотномер, ареометр.
Давление
Давление и сила давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкостях и газах. Атмосферное давление. Барометр. Гидравлические механизмы. Давление на дне водоёмов. Устройства для погружения на большие глубины. Сообщающиеся сосуды. Плавание тел. Типы судов, используемые человеком. Воздухоплавание.
Понятия и термины:
Давление, атмосферное давление, барометр;
Гидравлические машины, пресс;
Сообщающиеся сосуды;
Плавание тел, архимедова сила.
Тепловые явления
Теплопередача и теплопроводность. Конвекция и тепловые излучения. Зависимость объёма от тем-пературы. Внутренняя энергия тела. Отопление жилых домов. Тепловые машины. Плавление и кри-сталлизация. Испарение и конденсация. Зависимость процесса кипения жидкости от давления и темпе-ратуры.
Понятия и термины:
Теплопередача, теплопроводность, тепловое излучение, конвекция, теплообмен;
Энергия тела, внутренняя энергия, двигатель внутреннего сгорания;
Плавление, кристаллизация;
Кипение, температура кипения, испарение, конденсация.
Электрические явления
Электризация тел. Для чего необходимо заземление. Два вида электрических зарядов. Зачем нужен громоотвод. Электрический ток. Источники тока. Проводники электрического тока. Электрическая цепь. Какое действие оказывает электрический ток на человека. Сила тока. Как можно определить наличие электрического тока. Напряжение. Мощность. Для чего необходим электрический счётчик. Для чего необходим предохранитель в электрической цепи. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Что такое короткое замыкание.
Понятия и термины
Электризация, наэлектризованное тело, электрический заряд (положительный и отрицательный), заземление;
Электрический ток, проводники, диэлектрики;
Сила тока, электрическое напряжение, мощность, электрическое сопротивление.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Что такое компас. Электромагниты. Применение электромагнитов.
Понятия и термины:
Магнит, магнитное поле, северный и южный полюс, компас;
Соленоид, электромагнит, электронно-лучевая трубка;
Колебания и волны
Механические колебания. Механические волны. Возникновение волн в природе. Звук. Электромаг-нитные волны. Как происходит приём и передача радиоволн. Как работает сотовая связь. Свет, ультра-фиолетовое и инфракрасное излучение. Почему небо голубое.
Понятия и термины
Маятник, колебательное движение, период колебания, амплитуда колебания, частота колебаний, резонанс;
Механические волны, звук, электромагнитные волны;
Световые явления
Природа света. Почему мы видим. Как происходят Солнечные и Лунные затмения. Отражение света. Зеркала и их использование. Преломление света. Мираж и его причина. Линзы и их использование. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.
Понятия и термины:
Оптика, световые явления, закон прямолинейного распространения света;
Законы отражения и преломления света;
Атом и атомное ядро
Строение атома. Периодическая система химических элементов. Радиоактивное излучение. В чём опасность радиоактивно излучения для человека. Ядерная реакция и их использование.
Понятия и термины
Строение атома, протоны, нейтроны, атомная масса, изотоп;
Радиоактивное излучение, альфа-бета-гамма-частицы, естественная радиоактивность;
Деление ядра, ядерная и термоядерная реакция.
Астрономия
Развитие астрономии. Гелиоцентрическая система мира. Зачем нужны космические спутники. Земля и Солнце. Суточное и годовое движение. Часовые пояса. Земля и Луна. Почему Луна изменяет свой облик. Солнечная система. Кометы, метеоры, метеориты. Солнце и звёзды. Как ориентироваться по Полярной звезде.
Понятия и термины
Астрономия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы;
Смена времён года, смена дня и ночи, часовые пояса;
Полнолуние, новолуние, лунное затмение;
Солнечная система, планета, комета, астероид, метеорит;
Звёзды, Полярная звезда.
Межпредметные связи
Изучение элементов физики в специальной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами (русский язык, математика, естествознание).
Основные направления коррекционной работы.
1. Корректировать регулятивную функцию речи (умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней).
2. Коррекция психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения.
3. Корректировать навык ориентировки в задании (анализировать объект, условия работы).
4. Корректировать навык самоконтроля (определять правильность действий и результатов).
5. Корректировать умения переносить полученные знания и практические навыки в реальную жизнь.
6. Корректировать эмоционально – волевую сферу.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные требования к результатам освоения учащимися программного материала курса : “ Физика в быту ” 8 класс
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры физических явлений;
- изучать физические явления с помощью опыта (эксперимента);
- пользоваться измерительными приборами;
- измерять силу динамометром;
- приводить примеры механической работы;
- пользоваться простыми механизмами;
- решать задачи на вычисления (скорость, плотность, давление, ускорение тела, вес тела);
- приводить примеры тепловых явлений, их применения в жизни;
- приводить примеры тепловых двигателей;
- объяснять, что такое Архимедова сила, приводить примеры из жизни.
Учащиеся должны знать:
- основные физические термины (тело, вещество);
- понятие физические явления, виды физических явлений;
- основные физические величины (длина, время, масса, скорость);
- определение силы, единицы измерения, виды сил;
- единицы давления, зависимость давления от силы и площади поверхности, способы увеличения и уменьшения давления;
- определение атмосферного давления, его изменение, единицы измерения;
- зависимость условия плавания тел от плотности жидкости и объема тела;
- строение и свойства вещества;
- виды энергии;
- простые механизмы, их разновидности, применение в жизни;
- тепловые явления;
- агрегатные состояния вещества;
- определение плавления и отвердевания;
- понятия испарение и конденсация.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры физических явлений (с помощью);
- наблюдать за проведением опыта (эксперимента);
- пользоваться измерительными приборами (с помощью);
- пользоваться простыми механизмами;
- решать задачи на вычисления (скорость, плотность, давление, ускорение тела, вес тела) с помощью;
- приводить примеры тепловых явлений.
Учащиеся должны знать:
- основные физические термины (тело, вещество);
- понятие физические явления, виды физических явлений (с помощью);
- основные физические величины (длина, время, масса, скорость);
- определение силы;
- единицы давления;
- единицы измерения атмосферного давления;
- строение и свойства вещества (с помощью);
- определение энергии;
- простые механизмы, их разновидности, применение в жизни;
- тепловые явления;
- агрегатные состояния вещества.
Календарно – тематическое планирование курса “ Физика в быту ” 8 класс 1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п Тема занятия Кол-во часов Дата проведения Деятельность учащихся
План Факт
1. Физические явления, которые происходят с физическими телами и способы их изучения. 1 04.09 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
2. Физические величины 1 11.09 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
3. Физические измерения 1 18.09 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
4. Приборы для измерения. Точность и погрешность. 1 25.09 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
5. Обобщающее занятие.
1 02.10 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
6. Механическое движение.
1 09.10 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
7. Масса и сила.
1 16.10 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
8. Свободное падение физических тел. Ускорение.
1 23.10 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
9. Сила трения. Инерция. Вес тела.
1 30.10 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
10. Рычаг. Виды механических передач.
1 13.11 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
11. Механическая работа и энергия.
1 20.11 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
12. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения
1 27.11 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
13. .Обобщающее занятие
1 04.12 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
14. .Строение вещества
1 11.12 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
15. Свойства молекул
1 18.12 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
16. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. 1 25.12 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
17. Вещество и его агрегатные состояния.
1 15.01 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
18. Твёрдое состояние вещества
1 22.01 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
19. Жидкое состояние вещества
1 29.01 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
20. Газообразное состояние вещества
1 05.02 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
21. Смачивание и капиллярность.
1 12.02 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
22. Плотность.
1 19.02 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
23. Обобщающее занятие.
1 26.02 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
24. Давление и сила давления. 1 04.03 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
25. Давление в газах и жидкостях.
1 11.03 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
26. Атмосферное давление.
1 18.03 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
27. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. 1 01.04 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
28. Гидравлические механизмы.
1 08.04 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
29. Сообщающиеся сосуды.
1 15.04 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
30. Плавание тел и воздухоплавание.
1 22.04 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
31. Обобщающее занятие.
1 29.04 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
32. Теплопередача и теплопроводность.
1 06.05 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
33. Конвекция и тепловые излучения.
1 13.05 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
34. Внутренняя энергия тела.
1 20.05 Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов
Итого
34
Ресурсное обеспечение программы:
1. В.В.Воронкова, М.Н.Перова, В.В.Экк и др., «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В.Воронковой.
2. «Программы для общеобразовательных учреждений.» Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.
3. А.В. Перышкин «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г.
4. А.В. Перышкин «Физика 8 класс», М. Дрофа, 2001г.
5. В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специ-альных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
6. Интерактивная доска, компьютер, обучающие материалы:
- видеофрагменты опытов,
- презентации.
- виртуальные лабораторные и практические работы