СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативное занятие по предмету "Физика в быту 9 класс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по предмету "Физика в быту 9 класс"»

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Физика в быту» а составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г. с учетом психофизических особенностей и возможностей умственного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: Сформировать у школьников представления и понятия о физических процессах и явлениях.

Основными задачами факультативного курса «Физика в быту » являются:

  1. Сообщение учащимся знания об основных физических явлениях, происходящих в природе, первоначальных сведений о строении вещества и о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

  2. Формирование правильного понимания и отношения к физическим явлениям, происходящим в живой и неживой природе.

  3. Изучение основных физических процессов посредством ИКТ

  4. Воспитание бережного отношения к природе.

  5. Коррекция высших психических функций умственно отсталых учащихся, развитие речи, мышления. наблюдательности, формирование умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.

Обучение осуществляется на основе учебников физики:

- Пёрышкин А. В. Физика. Учебник для 7 класса.

- Пёрышкин А. В. Физика. Учебник для 8 класса.

и по пособию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

- В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы.

Факультативные занятия могут проводиться с учащимися для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, которые дают возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки, безопасности в современном обществе и быту. Факультативный курс знакомит учащихся с элементами физики и основными принципами работы различных технических устройств, а также раскрывает сущность природных явлений, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.

Календарно-тематическое планирование содержит основные темы из курса физики средней школы, но отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, физических терминов и глубиной раскрытия причинно-следственных сведений. Выводы различных теоретических положений опираются на простой и наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета физики, на ранее изученный материал других учебных предметов, а также на личный опыт и наблюдения учащихся. При построении урока целесообразно использовать такой же принцип. Проводя аналогии между жизненным опытом школьников и физическим экспериментом, необходимо переходить к теоретическим положениям и обобщениям. Развивая теоретические положения, нужно показать их практическое применение в повседневной жизни и тем самым расширить кругозор и жизненный опыт учащихся.

Факультативный курс «Физика в быту» предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о физических явлениях, происходящих в природе, о строении вещества, о взаимодействии тел, об использовании в промышленности и быту различных технических устройств, основанных на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

Данный курс рассчитан на 2 года обучения: 8 класс -34 часа в год 1 час в неделю.

9 класс – 34 часа в год 1 час в неделю.




Содержание курса: “ Физика в быту


Физика – наука о явлениях природы

Физические явления, которые происходят с физическими телами. С чего начинается изучение явлений, происходящих в природе. Для чего нужна физика. Способы изучения физических явлений, происходящих с физическими телами. Что называется физическим законом. Как развивались знания о форме Земли. Физические величины. Что такое значение физической величины. Физические измерения. Для чего нужны измерительные приборы. Какие физические приборы используются для измерения длины, расстояния и пути.

Понятия и термины

  • Объект природы, природное явление;

  • Наблюдение, гипотеза, опыт, физический закон;

  • Физика – наука, физическое тело, физические явления (механические, электрические, магнитные, оптические, тепловые, атомные);

  • Физическая величина, измерительный прибор, шкала, цена деления.

Механические явления

Механическое движение. Приборы для определения движения. Масса. Сила. Сила притяжения Земли. Свободное падение физических тел. Ускорение. Сила трения. Инерция. Вес тела. Невесомость. Рычаг. Простые механизмы. Виды механических передач и их использование. Механическая работа и энергия. Закон сохранения и превращения энергии.

Понятия и термины

  • Механика, тело отсчёта, механическое движение, скорость;

  • Инертность, масса, взвешивание;

  • Взаимодействие, сила, сила тяжести, сила трения;

  • Ускорение, инерция;

  • Вес тела, невесомость, динамометр;

  • Простые механизмы, рычаг, блок;

  • Механическая передача (цепная, ременная, зубчатая);

  • Механическая работа, закон сохранения и превращения энергии.

Вещество

Молекулы. Свойства молекул. Вещества и его агрегатные состояния. Смачивание и каппилярность. Плотность.

Понятия и термины:

  • Атом, молекула, вещество, агрегатное состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);

  • Температура, термометр;

  • Смачивание, каппилярность;

  • Плотность, плотномер, ареометр.

Давление

Давление и сила давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкостях и газах. Атмосферное давление. Барометр. Гидравлические механизмы. Давление на дне водоёмов. Устройства для погружения на большие глубины. Сообщающиеся сосуды. Плавание тел. Типы судов, используемые человеком. Воздухоплавание.

Понятия и термины:

  • Давление, атмосферное давление, барометр;

  • Гидравлические машины, пресс;

  • Сообщающиеся сосуды;

  • Плавание тел, архимедова сила.



Тепловые явления

Теплопередача и теплопроводность. Конвекция и тепловые излучения. Зависимость объёма от температуры. Внутренняя энергия тела. Отопление жилых домов. Тепловые машины. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры.

Понятия и термины:

  • Теплопередача, теплопроводность, тепловое излучение, конвекция, теплообмен;

  • Энергия тела, внутренняя энергия, двигатель внутреннего сгорания;

  • Плавление, кристаллизация;

  • Кипение, температура кипения, испарение, конденсация.

Электрические явления

Электризация тел. Для чего необходимо заземление. Два вида электрических зарядов. Зачем нужен громоотвод. Электрический ток. Источники тока. Проводники электрического тока. Электрическая цепь. Какое действие оказывает электрический ток на человека. Сила тока. Как можно определить наличие электрического тока. Напряжение. Мощность. Для чего необходим электрический счётчик. Для чего необходим предохранитель в электрической цепи. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Что такое короткое замыкание.

Понятия и термины

  • Электризация, наэлектризованное тело, электрический заряд (положительный и отрицательный), заземление;

  • Электрический ток, проводники, диэлектрики;

  • Сила тока, электрическое напряжение, мощность, электрическое сопротивление.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Что такое компас. Электромагниты. Применение электромагнитов.

Понятия и термины:

  • Магнит, магнитное поле, северный и южный полюс, компас;

  • Соленоид, электромагнит, электронно-лучевая трубка;

Колебания и волны

Механические колебания. Механические волны. Возникновение волн в природе. Звук. Электромагнитные волны. Как происходит приём и передача радиоволн. Как работает сотовая связь. Свет, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Почему небо голубое.

Понятия и термины

  • Маятник, колебательное движение, период колебания, амплитуда колебания, частота колебаний, резонанс;

  • Механические волны, звук, электромагнитные волны;

Световые явления

Природа света. Почему мы видим. Как происходят Солнечные и Лунные затмения. Отражение света. Зеркала и их использование. Преломление света. Мираж и его причина. Линзы и их использование. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Понятия и термины:

  • Оптика, световые явления, закон прямолинейного распространения света;

  • Законы отражения и преломления света;

Атом и атомное ядро

Строение атома. Периодическая система химических элементов. Радиоактивное излучение. В чём опасность радиоактивно излучения для человека. Ядерная реакция и их использование.

Понятия и термины

  • Строение атома, протоны, нейтроны, атомная масса, изотоп;

  • Радиоактивное излучение, альфа-бета-гамма-частицы, естественная радиоактивность;

  • Деление ядра, ядерная и термоядерная реакция.

Астрономия

Развитие астрономии. Гелиоцентрическая система мира. Зачем нужны космические спутники. Земля и Солнце. Суточное и годовое движение. Часовые пояса. Земля и Луна. Почему Луна изменяет свой облик. Солнечная система. Кометы, метеоры, метеориты. Солнце и звёзды. Как ориентироваться по Полярной звезде.

Понятия и термины

  • Астрономия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы;

  • Смена времён года, смена дня и ночи, часовые пояса;

  • Полнолуние, новолуние, лунное затмение;

  • Солнечная система, планета, комета, астероид, метеорит;

  • Звёзды, Полярная звезда.

Межпредметные связи

Изучение элементов физики в специальной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами (русский язык, математика, естествознание).

Основные направления коррекционной работы.

  1. Корректировать регулятивную функцию речи (умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней).

  2. Коррекция психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения.

  3. Корректировать навык ориентировки в задании (анализировать объект, условия работы).

  4. Корректировать навык самоконтроля (определять правильность действий и результатов).

  5. Корректировать умения переносить полученные знания и практические навыки в реальную жизнь.

  6. Корректировать эмоционально – волевую сферу.

  7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

















Основные требования к результатам освоения учащимися программного материала курса : “ Физика в быту ” 9 класс

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры электрических явлений;

- изучать электрические явления с помощью опыта (эксперимента);

- пользоваться измерительными приборами;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, мощности, напряжения;

- пользоваться простыми оптическими приборами (лупа, бинокль);

- решать задачи на вычисления (сила тока, мощность, электрическое сопротивление);

- приводить примеры магнитных явлений, их применения в жизни;

- приводить примеры световых явлений;

- объяснять, что такое колебания и волны, приводить примеры из жизни;

- ориентироваться по Солнцу и Полярной звезде.


Учащиеся должны знать:

- понятие электрические явления, виды электрических явлений;

- понятие магнитные явления;

- где применяют магниты;

- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, астрономия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы, смена времён года, смена дня и ночи, часовые пояса, полнолуние, новолуние, лунное затмение, Солнечная система, планета, комета, астероид, метеорит, звёзды;

- смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света, смены времён года, смены дня и ночи;

- смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры электрических явлений;

- изучать электрические явления с помощью опыта (эксперимента);

- пользоваться измерительными приборами( с помощью);

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, мощности, напряжения (с помощью);

- пользоваться простыми оптическими приборами (лупа, бинокль);

- решать задачи на вычисления (сила тока, мощность, электрическое сопротивление) с помощью;

- приводить примеры магнитных явлений, их применения в жизни;

- приводить примеры световых явлений;

- объяснять, что такое колебания и волны, приводить примеры из жизни( с помощью);

- ориентироваться по Солнцу.


Учащиеся должны знать:

- понятие электрические явления, виды электрических явлений( с помощью);

- понятие магнитные явления;

- где применяют магниты;

- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, астрономия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы, смена времён года, смена дня и ночи, часовые пояса, полнолуние, новолуние, лунное затмение, Солнечная система, планета, комета, астероид, метеорит, звёзды ( с помощью);

- смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света, смены времён года, смены дня и ночи;

- смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока ( с помощью);




























Место курса «Физика в быту » в учебном плане образовательного учреждения:

Данный курс рассчитан на : 8 класс 34 часа в год 1 час в неделю

9 класс 34 часа в год 1 час в неделю








































Календарно – тематическое планирование курса “ Физика в быту ” 9 класс 1 час в неделю, 34 часа в год


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Деятельность учащихся

План

Факт

Тепловые машины.


1

02.09


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Испарение и конденсация.

1

09.09


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры.

1

16.09


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Обобщающее занятие.


1

23.09


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Электризация тел. Два вида электрических зарядов.


1

30.09


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Электрический ток. Переменный и постоянный ток.

1

07.10


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Проводники электрического тока. Электрическая цепь.

1

14.10


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Сила тока. Напряжение. Мощность.


1

21.10


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Закон Ома. Электрическое сопротивление.


1

28.10


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Обобщающее занятие.


1

11.11


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Постоянные магниты.


1

18.11


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Электромагниты.


1

25.11


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Магнитной поле Земля.

.

1

02.12


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Механические колебания и механические волны.

1

09.12


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Звук.


1

16.12


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Электромагнитные волны.


1

23.12


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Свет, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

1

13.01


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Обобщающее занятие.


1

20.01


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Практическая работа: “Распространение света ”.

1

27.01


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Природа света.


1

03.02


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Отражение и преломление света.


1

10.02


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Линзы. Глаза и зрение.


1

17.02


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Практическая работа: ”Линзы. Зеркало”.


1

02.03


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Строение атома.


1

16.03


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Радиоактивное излучение.


1

30.03


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Ядерная реакция.


1

06.04


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Обобщающее занятие


1

13.04


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Развитие астрономии.


1

20.04


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Земля и Солнце..


1

27.04


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Суточное и годовое движение планет. Орбиты планет

1

04.05


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Земля и Луна.


1

11.05


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Солнечная система. Солнце и Звёзды.


1

18.05


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Искусственные и естественные спутники. Небесные тела.

1

25.05


Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов

Физические процессы в быту, природе и технике

1



Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов


Итого


34



Слушание учителя, проведение виртуальных экспериментов, использование физических приборов измерительных инструментов





Ресурсное обеспечение программы:


1. В.В.Воронкова, М.Н.Перова, В.В.Экк и др., «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В.Воронковой.

2. «Программы для общеобразовательных учреждений.» Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сборник ,сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010г.

3. А.В. Перышкин «Физика 7 класс», М. Дрофа, 2001г.

4. А.В. Перышкин «Физика 8 класс», М. Дрофа, 2001г.

5. В. В. Жумаев, Б. Б. Горскин «Физика в твоей жизни» 9-10 классы, Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

6. Интерактивная доска, компьютер, обучающие материалы:

- видеофрагменты опытов,

- презентации.

- виртуальные лабораторные и практические работы