Доклад на тему:
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для глухих детей»
Предметом регулирования ФГОС начального общего образования для глухих обучающихся являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной, адаптированной и индивидуальной образовательных программ начального образования глухих обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке Стандарта были учтены:
●особые образовательные потребности глухих обучающихся;
●диапазон возможностей освоения глухими детьми образовательных Программ начального образования в различных условиях обучения.
Стандарт является основой:
● разработки и реализации всех видов образовательных Программ начального школьного образования для глухих обучающихся - Основной образовательной Программы; Адаптированной образовательной Программы; Специальной индивидуальной образовательной Программы; Программы коррекционной работы;
Для гарантированного получения школьного образования глухими обучающимися разработаны 4 варианта стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребѐнка: Первый вариант (А); Второй вариант (Б); Третий вариант (С); Четвертый вариант (D).
Первый вариант А образовательной программы адресован глухим детям (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Вариант B – это когда глухой обучающийся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе. Второй вариант (B) ФГОС отличается от первого также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Обязательна специальная работа по планомерному введению ребѐнка в широкую социокультурную среду, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов со взрослыми и детьми, включая сверстников, имеющих нормальный слух.
Вариант С адресован глухим обучающимся с дополнительными ограничениями здоровья. К числу таких обучающихся относятся глухие дети с умственной отсталостью, а в отдельных случаях глухие дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы. Кроме того, эти обучающиеся могут иметь и другие дополнительные нарушения в развитии.
Вариант D адаптированной образовательной программы для глухих обучающихся предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями других сфер: двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой, а также текущими психическими заболеваниями и соматическими расстройствами.
Рассмотрим вариант В
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант В)
Цель ООП: реализация требований ФГОС НОО глухих обучающихся.
Задачи ООП:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение формирования речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, развития восприятия неречевых звучаний, включая музыку, как важного условия речевого развития обучающихся, достижения ими планируемых результатов в области предметных, коммуникативных и социальных компетенций;
Срок освоения АООП: срок начального школьного обучения пролонгируется и составляет период 5 лет (первый – пятый классы), или 6 лет (подготовительный, первый – пятый классы).
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных организаций;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, включая специальные (коррекционные) предметы), учитывать возможности и особенности обучающихся.
Оценивать результаты начального образования глухого ребенка, обучающегося в соответствии с вариантом В ФГОС предлагается по его завершении.
Результаты обучения глухих обучающихся носят интегративный характер и включают в себя:
требования к знаниям и умениям на данной ступени образования;
требования к использованию знаний и умений на практике;
требования к активности и самостоятельности их применения.
Результаты оцениваются по освоению глухими обучающимися содержательных линий восьми областей образования, определенных структурой Адаптированной образовательной Программы.
Содержание образования
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования глухих обучающихся включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть образовательной программы для глухих обучающихся составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20% от общего объема адаптированной основной программы.
Обязательная (инвариантная) часть образовательной программы включает обязательные учебные предметы и обязательные специальные (коррекционные) предметы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена Предметными областями: Научно-познавательная деятельность (Проектная деятельность), Спортивно-оздоровительная деятельность, Художественно-эстетическая деятельность и другие.
Весь образовательные процесс (в инвариантной и вариативной части) имеет образовательно-коррекционный характер, строится на основе коммуникативно - деятельностного подхода, реализуется в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при постоянном использовании электроакустической аппаратуры разных типов (проводной или беспроводной коллективного пользования, стационарной индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов и др.).
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается образовательной организацией с учетом общих и особых образовательных потребностей глухих обучающихся и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Примерный учебный план для глухих обучающихся
Учебный план определяет общий объем учебной нагрузки обучающихся, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам (см. таблицу).
В учебный план по мимо обязательных предметов входит внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательно - коррекционного процесса в образовательной организации.
В соответствии с требованиями Стандарта, внеурочная деятельность организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию личности обучающихся.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения глухими обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление. В состав предметной области внеурочной деятельности «Коррекционно – развивающая работа» входят следующие обязательные предметы: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия); развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтальные занятия), социально –бытовая ориентировка (фронтальные занятия).
Реализация адаптированной образовательной программы на уровне начального общего образования (по варианту В) создает основу для освоения глухими обучающимися содержания образования на третьем уровне общего образования и способствует достижению ими цензового уровня основного общего образования.
АООП НОО направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, в том числе формирование у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию в социальное окружение; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Обучающиеся получают начальное общее образование, сопоставимое по содержанию с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные календарные сроки, при создании специальных условий организации образовательного процесса коррекционной направленности, учитывающего как общие, так и особые образовательные потребности данной категории обучающихся, в том числе овладения словесной речью (в устной и письменной формах), что способствует наиболее полноценному образованию, всестороннему развитию, социальной адаптации глухих детей.
Содержание образования реализуется:
- при включении в примерный учебный план учебных предметов, обеспечивающих достижение уровня начального общего образования, формирование у обучающихся целостного восприятия мира в условиях целенаправленного развития словесной речи (в письменной и устной формах), использовании в образовательно–коррекционном процессе в качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи;
-при применении, наряду с психолого–педагогическими технологиями, использующимися в процессе образования слышащих нормально развивающихся детей, адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения глухих обучающихся, особого структурирования содержания общих во всех образовательных организациях учебных предметов при использовании на уровне начального общего образования специальных программ и учебников, создание особых условий получения и закрепления знаний, широкого применения различных сурдотехнических средств, в том числе, постоянного использования различных типов звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов и др.;
-при проведении обязательных занятий предметной области внеурочной деятельности «Коррекционно –развивающая работа», других видов внеурочных занятий, способствующих всестороннему развитию обучающихся, их социальной адаптации.
Программы отдельных учебных предметов
Программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной адаптированной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих детей и программы формирования универсальных учебных действий.
Программа учебного предмета (курса) должна содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального
общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);
- общую характеристику учебного предмета (курса);
-описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;
-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
-личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета (курса);
-содержание учебного предмета (курса);
-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант В) должна:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
ориентировать образовательный процесс на развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики развития глухого ребенка, ни качества его образования.
Локальные затруднения, проявляющиеся у части глухих обучающихся в освоении отдельных предметных линий в пределах одной или даже нескольких областей начального образования, не должны рассматриваться как показатель неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования.
Материалы итоговой аттестации должны отвечать содержанию адаптированной образовательной программы для глухих обучающихся (вариант В), дополнительным ограничениям здоровья.
Примерный учебный план начального общего образования для глухих обучающихся недельный (вариант В) |
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | Всего |
| | 0 | I | II | III | IV | V | |
| Обязательная часть | | | | | | | |
Филология (Язык и речевая практика) | Русский язык и литературное чтение | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 49 |
Предметно–практическое обучение | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | - | 17 |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 6 | 26 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 4 |
| Природоведение |
| - | - | - | 1 | 1 | 2 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | 1 | - | 1 |
Искусство | Изобразительное искусство | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 4 |
Технология | Материальные технология | - | - | - | - | - | 1 | 1 |
Компьютерные технологии | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Итого | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | 126 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 21 | 21 | 23 | 23 | 23 | 23 | 134 |
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую работу) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 60 |
Коррекционно-развивающая работа | Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивид. занятия)* | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Музыкально-ритмические занятия | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | - | 13 |
Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 3 |
Социально – бытовая ориентировка | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 6 |
Другие направления внеурочной деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 20 |