ФГОС ДО Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» «Музыка»
Музыкальный руководитель
Никитенко К.В .
Цели:
- 1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);
- 2. Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- 3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- 4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- 5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- 6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи:
- Вхождение ребенка в мир музыки;
- Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
- Ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
- Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
- Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Виды музыкальной деятельности.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка
Вариативные формы музыкальной деятельности детей. Возраст 1-3 года
Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.
Игры-эксперименты со звуками и игры путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).
Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т. п.).
Музыкально-игровые приёмы (звукоподражание).
Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
Музыкально двигательные игры-импровизации
. Музыкальные сказки (слушание и исполнительство).
Программа «От рождения до школы»
1-3 лет: слушание, пение, музыкально - ритмические движения.
3-8 лет: слушание, пение, песенное творчество, музыкально – ритмические движения, музыкально – игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах.
Программы и технологии
Стандартом допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, например «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения.
Вариативные формы музыкальной деятельности детей возраст 2-5 ле т
Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра).
Музыкальные игры-фантазирования.
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Усложняющиеся игры-эксперименты и игры путешествия.
Музыкально-дидактические игры.
Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.
Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
Концерты-загадки.
Беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке.
Вариативные формы музыкальной деятельности детей возраст 5-8 лет
Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
Музыкально-дидактическая игра.
Компьютерные музыкальные игры.
Исследовательская (опытная) деятельность.
Проектная деятельность.
Театрализованная деятельность.
Хороводная игра.
Музыкальные игры-импровизации.
Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
Интегративная деятельность (художественная поли деятельность).
Клуб музыкальных интересов.
Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Психолого-педагогическое сопровождение
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребёнку освоить заданные целевые ориентиры
- Источник: Справочник музыкального руководителя 2-2014 г. Автор статьи :В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Спасибо за внимание