СОБСТВЕННО СТИЛИСТИЧЕСКИЕ Нарушение благозвучия речи; речевая недостаточность или избыточность; злоупотребление речевыми штампами, “универсальными” словами, отглагольными существительными; употребление слов без учета их стилистических особенностей и экспрессивной окраски; неоправданная образность речи; использование неуместных в данном контексте неологизмов, устаревших слов, слов иноязычного происхождения.
К числу наиболее распространенных стилистических ошибок относятся следующие: нарушение благозвучия речи, речевая недостаточность или, напротив, избыточность, злоупотребление речевыми штампами, канцеляризмами, стилевой разнобой, неоправданная образность речи и т.д. Классификация стилистических ошибок приведена в таблице 1.
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: "Нынешнее летом я был в степном Заволжье".
Нарушение управления.
Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): "Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол".
Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: "Он был похож на смертельно усталым человеком".
Пропуск предлога: "Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле".
Употребление лишнего предлога "Жажда к славе".
Пропуск зависимого компонента словосочетания: "Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать".
Ошибки в строении и значении предложения:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись".
Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд".
Синтаксическая двузначность: "Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".
Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
- Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца".
- Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей".
Сказуемое:
- Ошибки в конструировании сказуемого: "Все были счастливые".
- Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли сноп лучей солнца".
- Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз".
Определение:
- Неправильное использование несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из садика".
- Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: "Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг".
- Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
Использование деепричастного оборота в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: "Нынешнее летом я был в степном Заволжье".
Нарушение управления.
Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): "Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол".
Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: "Он был похож на смертельно усталым человеком".
Пропуск предлога: "Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле".
Употребление лишнего предлога "Жажда к славе".
Пропуск зависимого компонента словосочетания: "Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать".
Ошибки в строении и значении предложения:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись".
Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд".
Синтаксическая двузначность: "Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".
Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
- Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца".
- Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей".
Сказуемое:
- Ошибки в конструировании сказуемого: "Все были счастливые".
- Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли сноп лучей солнца".
- Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз".
Определение:
- Неправильное использование несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из садика".
- Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: "Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг".
- Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
Использование деепричастного оборота в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".
1. Вперед думай, потом отвечай.
2. Он декларировал громогласно о своих планах.
3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.
4. Я кушаю фрукты каждый день.
5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большое значение.
13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практический человек.
15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.
16. Благодаря наводнению люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
24. Увидев револьвер, у него захватило дух.
25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.
Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обеих коленях были царапины.
Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2. Что можно комментировать о таком ударе?
3. Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.
4. На конференции состоялся обмен мнений.
5. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
6. Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.
7. Эта песня доставила для меня большое удовольствие.
8. Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.
9. Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно.
10. Большая сила воли присуща для этого героя.
11. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.
12. Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.
13. Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя.
14. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
15. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.
16. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
17. Такие встречи помогают наладить обмен передового опыта.
18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знаниях школьника.
19. Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дорога мне в поэте.
20. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание.
21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
22. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.
23. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.
24. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
25. Много молодежи пришли на вечер танцев.
26. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану.
27. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.
28. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.
29. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2. Как можно прокомментировать такой удар?
3. Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.
4. На конференции состоялся обмен мнениями.
5. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.
6. Нам остается позавидовать тому, что у вас есть такой музей.
7. Эта песня доставила мне большое удовольствие.
8. Большая группа ученых была удостоена правительственных наград.
9. Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно.
10. Большая сила воли присуща этому герою.
11. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.
12. Герои этого рассказа предпочитают смерть покорности и рабству.
13. Награда подтверждает значение литературного творчества писателя.
14. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
15. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.
16. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.
17. Такие встречи помогают наладить обмен передовым опытом.
18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знания школьника.
19. Вот эти смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дороги мне в поэте.
20. Копившаяся много лет ненависть к крепостникам вылилась в подлинно народное восстание.
21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.
22. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество опасных врагов.
23. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.
24. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
25. Много молодежи пришло на вечер танцев.
26. Группа запорожцев хотела написать письмо турецкому султану.
27. Благодаря стараниям родителей сын получил прекрасное образование.
28. Приведенные примеры говорят о возможности широкого использования этого изобретения.
29. В своих заметках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек от истины.
12345
Типы лексических ошибок
Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слов
Упражнения к теме «Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова»
Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению
Упражнения к теме «Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению»
Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов
Упражнения к теме «Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов»
Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
Упражнения к теме «Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов»
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
Упражнения к теме «Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов»
Ответы к упражнениям (доступ платный) Дополнительный материал по теме «Лексические нормы» можно найти в следующих пособиях:
М.П. Усачева, А.В. Милюк, С.Г. Казарина «Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку» (упражнения);
Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски правильно» (научно-популярное изложение теории русского языка о нормах речи).
- 1 - 2 - 3 - На следующую страницу
- 1 - 2 - 3 - На следующую страницу
Text.ru. Сервис анализирует статью, ищет совпадения с тысячами подобных в Интернете, тестирует текст на плагиат, сверяет написанное с ранее выложенными в Сеть публикациями. Если уровень уникальности текста низкий, то Text.ru укажет, что нужно исправить, заменить, перефразировать.
Advego.ru. Ресурс оценивает насыщенность текста ключевыми словами-запросами. По ним пользователь ищет в Сети нужную тему. Проверка выявляет «тошноту» — переизбыток тех самых ключевых фраз. Например, многократный повтор слова «кофе», фразы «купить машину» и т. п.
Glvrd.ru. «Главред» — детище Максима Ильяхова, гуру инфостиля в копирайтинге. Сервис указывает на «воду» в тексте: пустые фразы, неопределенности, обобщения. Он незаменим для тех, кто хочет писать простым и понятным языком.
Orfogrammka.ru. Ее задача — правка орфографии, правил пунктуации, склонений. Пунктуацию (точки, запятые и пр.) тоже проверяет.
Tipograf.ru. Наводит в тексте стилистический «порядок»: фильтрует лишние пробелы, меняет дефисы на тире, правит кавычки. Делает его опрятность, помогает выдержать написанное в едином стиле.