БДОУ г. Омска «Детский сад № 268 «Елочка» компенсирующего вида»
Консультация для родителей
«Финансовая грамотность для дошкольников»
Воспитатели: О.В. Махнёва
2019 - 2020 уч.г.
К сожалению, все родители замечали, что требовательное детское «Хочу!» у детей 5-6 лет очень быстро превращается в настойчивое «Купи!».
Дети весьма наблюдательны, поэтому они быстро усваивают главную особенность денег: с ними можно стать владельцем многих желанных вещей. Поскольку они ещё не знают, да и не могут знать до определенного возраста об источниках заработка этих бумажек и способах их экономии, вывод один – детей надо этому учить.
«Ребенку до 4-5 лет довольно трудно объяснить, что «это дорогая игрушка» или «такую же можно купить дешевле в другом магазине». Бывает, что дети не просто просят, а требуют купить. Довольно часто в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени, они откупаются дорогими игрушками. А если в данный момент не могут позволить себе купить какой-либо дорогой подарок, то дети добиваются своего слезами и истериками. В таком случае мамы и папы сталкиваются с непростой дилеммой: любовь к ребенку толкает их на удовлетворение его просьб и требований, но слишком большие траты наносят вред бюджету семьи. В результате, отказывая малышу в новой игрушке, многие родители чувствуют свою вину.
Педагоги утверждают: говорить ребенку твердое «Нет!» нужно. Но! При этом необходимо спокойно объяснять причину отказа. А самое главное — никогда не говорите ребенку, что денег нет, если вы тратите их при нем же на ненужные мелочи. Если уж истерика в магазине началась – просто уходите, а уже на улице спокойно объясните малышу, почему вы не можете купить ему именно сейчас то, что он хочет. Поверьте, 5-6 летний ребенок способен смириться с этим фактом, если вы объясните, почему это произошло.
Есть множество форм просвещения детей в области финансовой грамотности. В их числе мультипликационные ленты российского и зарубежного производства, которые помогают ребятам сориентироваться в мире финансов.
К примеру, серия просветительских мультфильмов «Уроки тетушки Совы» дает возможность познакомить ребят с темами: «Потребности и возможности», «Ценные вещи», «Что такое деньги?», «О банке», «Работа и зарплата», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Умение экономить», «Кредиты и депозиты», «Безналичные деньги».
Отличные работы современных мультипликаторов – сериал «Барбоскины» и «Смешарики». Они помогают ребятам понять, что такое экономное и разумное потребление, как помогать старшим, как распределяется семейный бюджет. Используйте богатство советской и российской мультипликации для обучения финансовой грамотности своих детей!
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель Проекта – повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом.
Целевая аудитория Проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода – активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем – экономически активное н
аселение).
Дети не учатся писать и читать ради умения этого делать. Никто не оценивает эти навыки сами по себе, зато у детей есть множество возможностей воспользоваться письменностью, чтобы оставить сообщение или прочитать его. Монтессори-класс каждой ступени на посильном для учеников уровне предлагает большое разнообразие такого рода упражнений, которые либо в упрощённом и алгоритмизированном виде копируют рутинные действия взрослых, либо обыгрывают какую-то часть сложной деятельности, с которой любой взрослый сталкивается. Так же и в обучении детей финансовой грамотности.
Основы финансовой грамотности ребёнка: личные границы и межличностные контакты
В самом раннем возрасте важной основой финансовой грамотности детей становится построение ребёнком определённых личностных качеств. Правила поведения, принятые в классе, направлены на обучение уважительному отношению к пространству и выбранным занятиям каждого ребёнка. В чужих руках материал интереснее, чем на полках, и поначалу дети тратят значительное время на попытки отобрать друг у друга игрушки. Но постепенно они уясняют, что правило работает в обе стороны: «То, что я не вмешиваюсь в работу других детей без разрешения, означает, что и меня никто не потревожит, пока я увлечён чем-то важным для себя, если только я сам не захочу играть вместе».
Хорошо, когда родители поддерживают эту линию. Поверьте, ребёнка гораздо легче убедить в том, что нельзя брать чужие вещи, если у него есть его вещи, которые никому нельзя брать без его разрешения, когда у ребёнка есть возможность про какие-то предметы самому решать, хочет он ими делиться или нет. И в своё удовольствие не делиться. Только приобретя уверенность, что никто не отберёт у него любимую игрушку, ребёнок берёт на себя смелость дать её поиграть другому и испытывает от этого не страх, а радость и удовольствие совместной игры.
В результате малыш получает гораздо больше, чем понимание, что у вещей есть ценность и хозяин. Но в контексте финансовой грамотности, это, несомненно, базовое представление, которое должно быть у современного человека, живущего в обществе разделения труда и товарно-денежных отношений. Ребёнок в общих чертах способен уяснить эту идею к полутора-двум годам и, если жизненный опыт к тому располагает, относиться положительно к такому устройству мира вокруг.
Финансовая грамотность для дошкольников: начинаем считать
Старшие дошкольники занимаются в классе Монтессори со множеством материалов, подготавливающих и развивающих навыки счёта и арифметики. Одни из них предельно абстрактны, как кубики розовой башни или параллелепипеды коричневой лестницы, и помогают понять суть десятичной системы счисления, соотношения линейных размеров и объёма, веса и т. д. Другие могут знакомить детей с числами в реальной жизни: дети измеряют свой рост, размеры предметов, узнают примечательные факты, связанные с числами, и знакомятся с номиналами денежных единиц страны.
Работа с золотым материалом позволяет ощутить на кончиках пальцев, как единицы складываются в десятки, десятки – в сотни, сотни – в тысячи. С помощью золотого материала дети складывают и вычитают в пределах десятков тысяч. Для этого они постоянно преобразовывают единицы более крупного порядка в более мелкие и наоборот, что делает для них очевидными не только сложение и вычитание, но и частный случай этих операций, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, когда размениваем деньги, совершая покупки.
Сам процесс рутинных закупок для ситуации класса не типичен, зато представляет естественную часть жизни семьи, поэтому ребёнка можно и нужно к ней привлекать.
Родители вполне могут советоваться с малышом, позволять ему сделать выбор из приемлемых вариантов. В зависимости от возраста и степени владения арифметикой, вы ставите перед ребёнком задачи посильной сложности.
Поначалу объясняете ему, например, что он может выбрать что-нибудь одно из разрешённых сладостей, потому что нужно потратить запланированное количество денег.
Позже предлагаете купить себе что-то в пределах некоторой суммы – и вместо ноющего от скуки непоседы у вас будет задумчивый помощник, занятый подсчётом, сколько зефира он сможет купить в рамках своего бюджета, и не лучше ли остановиться на яблоках…
Дайте ребёнку самому оплатить свою покупку и разобраться со сдачей. Так вы научите его одному из главных навыков финансовой грамотности – умению обращаться с личными деньгами. В этом случае, правда, лучше его деликатно подстраховать, потому что, к сожалению, не все взрослые адекватно относятся к дошкольникам, которые что-то хотят купить.
Мы с сыном сталкивались с ситуацией, когда продавцы или официанты кафе игнорировали маленького покупателя, не принимая его всерьёз. Будьте готовы подхватить инициативу и обозначить другим взрослым, что вы доверяете ребёнку сделать покупку и нужно выслушать его по этому вопросу.
За пределами Монтессори-класса, но в пределах семейного воспитания, лежит вопрос о карманных деньгах и деньгах в подарок. Каждая семья по-разному решает, как поступать, но с позиций философии Монтессори и в этом вопросе полезно создать ребёнку пространство для посильной самостоятельности. Возможность распорядиться по своему усмотрению небольшой суммой, подаренной ко дню рождения или другому празднику, вдохновляет детей. Пусть это будет сумма, достаточно небольшая для вашего хладнокровия.
Может быть, поначалу она будет потрачена, на ваш взрослый взгляд, бестолково или неразумно. Позвольте человеку получить свой опыт. Если ему не понравится, как он распорядился своими деньгами – пусть так. А может оказаться, что он неожиданно будет счастлив получить что-то, что по-вашему так малоценно, что вы бы в жизни не додумались потратить на это ни копейки. В любом случае это будет бесценный опыт самостоятельности, который окупит потраченные деньги сполна.
Пока у ребёнка нет обстоятельств, в которых он может делать регулярные самостоятельные покупки, то есть, карманных расходов, в постоянно выдаваемых на такие расходы деньгах нет необходимости. Вероятнее, что не у дошкольника, а у школьника появится, к примеру, необходимость перекусывать в буфете между основными и дополнительными занятиями. Даже если вы сопровождаете ребёнка, будет здорово, если он сам сможет покупать свой полдник или даже кормить вас обоих.
Главная Психология воспитания Нужны ли деньги ребенку
«Я хочу сам купить!» – в магазине такую фразу можно услышать из уст ребёнка 2,5-3,5 лет достаточно часто. Ребёнку это нужно, чтобы ощутить себя как мама или как папа.
Нужны ли деньги малышу
– Я сам купил!
– А как ты это сделал?
– Взял с полки, показал тёте, дал деньги.
– А где ты взял?
– Папа дал.
– А где папа взял?
– Из кармана.
Так объясняет малыш появление новой машины после прогулки с папой. В этом возрасте осознания того, что, чтобы купить, сначала нужно заработать деньги, нет. Так стоит ли давать деньги малышу? Я считаю, пока дети не умеют считать, делать этого не стоит. И даже позже, если у вас нет уверенности, что ребёнок понимает, откуда берутся деньги, их у малыша быть не должно.
Ребенок с деньгами
Если мы хотим научить ребёнка совершать необходимые действия, чтобы он мог самостоятельно их выполнять, что мы делаем? Повторяем их постоянно. Когда вы решили пойти в магазин, выполняйте такие действия: составляем список, считаем деньги, складываем сумку. Ребёнок будет видеть и запоминать ваши манипуляции, и вам будет легче ему отказать, когда малыш скажет: «Дай мне денег, я пойду в магазин сам». Ваш ответ: «А ты составил список, посчитал, сколько тебе надо денег? Вот когда научишься писать и считать, тогда дам».
И вот наступает тот долгожданный для ребёнка момент, когда он может считать и писать. Взрослым необходимо показать, что деньги не берутся из ниоткуда, а их надо заработать. Если вы готовы отпустить ребёнка в магазин одного, то можно сделать так: сначала пройдите путь от дома до магазина вместе, совершите необходимые покупки и вернитесь домой, посмотрите, сколько вы затратили времени на поход в магазин. Потом, когда ребёнок занят своим делом, подойти к нему с таким предложением: «У меня для тебя есть работа, надо сходить в магазин и купить…, сдача – это твоя зарплата». Перед ребёнком встанет выбор – продолжить своё дело или пойти в магазин. Мой старший сын, когда я посылала его за покупками, ходил в 2 магазина и объяснял это так: «В одном дешевле одно, а в другом другое, сдача получается больше». Прилагая свои усилия, затрачивая своё время и силы для совершения покупки и получения сдачи (зарплаты), наступает осознание цены денег. Я уверена, что раньше 6-7 лет вы не пошлёте своего ребёнка в магазин. Для родителей сложной задачей является осознание взросления своего малыша. А для ребёнка наличие денег и есть показатель взрослости. Если вы не видите готовности ребёнка к самостоятельному походу за покупками, так зачем тогда малышу деньги?
Материальное поощрение деятельности ребёнка: за и против
Многие родители нередко размышляют над вопросом о возможности и целесообразности введения денежной платы за выполнение домашних поручений или за отличную учёбу в школе. Одни считают, что платить детям нельзя, другие говорят о возможности использования этого приёма. Чтобы разобраться в проблеме, стоит обратиться к уже имеющимся психологическим исследованиям
В одном эксперименте у студентов сначала выяснили, какие лекции им больше всего нравятся. После этого им стали платить за посещение тех лекций, которые они считали наиболее интересными. Студенты продолжали посещать лекции. Казалось бы, оплата посещения занятий не должна никак сказаться ни на посещаемости лекций, ни на отношении студентов к занятиям. Но когда через шесть месяцев студентов снова спросили о том, нравятся ли им лекции, которые они посещают (и которые ещё полгода назад казались им наиболее интересными), большинство ответило, что лекции им не нравятся… Получается, что студенты, которые до этого с удовольствием посещали лекции, перестали считать их интересными после того, как они стали получать плату за посещение лекций. Интересное занятие стало обязанностью, способом заработка. И мотивация студентов снизилась. Кроме того, студенты стали обесценивать занятия, которые ранее им нравились.
Стоит ли давать деньги ребёнку
Конечно, за деньги ребёнок будет мыть посуду и выносить мусор. Возможно, ребёнок даже будет выполнять больше домашних дел, нежели раньше, и будет делать их без напоминаний.
Что же получается? Начиная платить заработную плату за пятёрки или четвёрки, мы рискуем попасть в ситуацию, когда ребёнок постепенно перестанет считать даже интересные предметы таковыми. Следовательно, интерес к учёбе будет снижаться.
А что же произойдёт в том случае, если оплачиваться будут оценки или посещение занятий, которые изначально не очень интересны школьнику или студенту?
В этом случае ситуация может усугубиться ещё больше.
Во-первых, интерес к изучаемому предмету может снизиться ещё больше.
Во-вторых, ученик заведомо будет ожидать, что занятие (урок, лекция) будет скучным. В этом случае ученик с большой вероятностью не заинтересуется темой или каким-то фактом, которым мог бы заинтересоваться в случае отсутствия оплаты.
Примерно в такой же ситуации могут оказаться родители, которые начнут платить детям за выполнение каких-то домашних поручений. Чаще всего взрослые с помощью этого способа приучают ребёнка к труду, считая, что таким образом готовят его к самостоятельной жизни. Конечно, за деньги ребёнок будет мыть посуду и выносить мусор. Возможно, ребёнок даже будет выполнять больше домашних дел, нежели раньше, и будет делать их без напоминаний. Но изменится отношение к домашним делам. Они начнут вызывать раздражение, будут казаться совсем неинтересными. Будет ли в этом случае ребёнок готов к самостоятельной жизни? Скорее, его ждёт разочарование. Ведь никто не будет ему платиться за уборку, а получать негативные эмоции от домашних дел и позитивные от вознаграждения он уже привык. В этом случае останутся только негативные эмоции.
Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание, – это прекращение оплаты. Дело в том, что, начиная платить деньги за оценки или мытьё полов, родители не рассчитывают на то, что они будут делать это годами. Точнее, обычно родители вообще не задумываются о будущем, когда начинают воплощать в жизнь свои идеи об оплате учёбы или работы ребёнка. Почему так происходит? Обычно мысль об оплате приходит в момент отчаяния. Ребёнок плохо учится. Родители перепробовали все известные им средства, которые не принесли желаемых результатов. Остаётся одно достаточно доступное средство – платить деньги за успехи в учёбе. Не всегда этот способ оказывается действенным, но иногда начинает работать. Ребёнок старается получить хорошие отметки (но не знания), чтобы получить деньги. Через какое-то время родителей начинает тяготить то, что они платят ребёнку за оценки, и они перестают это делать. Успеваемость при этом резко падает. Ребёнок, который привык учиться за деньги, уже не готов учиться бесплатно.
Давать ли деньги детям
Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание, – это прекращение оплаты. Дело в том, что, начиная платить деньги за оценки или мытьё полов, родители не рассчитывают на то, что они будут делать это годами.
Что же здесь происходит? Почему ребёнок перестаёт учиться? Дело в том, что родители сформировали у ребёнка внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация – побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. В нашем случае это деньги. Естественно, как только внешнее поощрение пропадает – ребёнок отказывается учиться.
Эти выводы находят свои подтверждения в психологических экспериментах. Известен случай, когда один учёный жил в доме на первом этаже, и его окна выходили во двор, в котором вечерами шумно играли дети. Учёному же очень хотелось тишины. Конечно, просить детей играть потише было бессмысленно. Тогда учёный решил использовать свои знания психологии. Он попросил детей вечерами кричать погромче, объяснив, что ему очень нравятся детские голоса. При этом он предложил платить по рублю, если они будут кричать громко. Несколько дней учёный выполнял своё обещание, а потом сократил плату до 50 копеек. Через несколько дней он извинился перед детьми и сказал, что больше не может им платить. На это дети возмущённо ответили, что «просто так они кричать не собираются», и во дворе стало тихо. Конечно, учёный намеренно сформировал у детей внешнюю мотивацию, а потом всё так же намеренно лишил их вознаграждения, которое уже стало привычным для детей. В ответ они лишили учёного «удовольствия» слушать их голоса.
Конечно, каждый родитель сам решает, оплачивать или нет пятёрки, платить ли ребёнку за то, что он подмёл пол. Главное, знать о возможных последствиях.