Слайд №1
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.
Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Проект реализуется при взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , Центральным Банком Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
Слайд №2
Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.
(Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель и мыслитель)
Финансовая грамотность – это минимальный набор экономических и правовых знаний, а также умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Эти знания и умения нужны каждому гражданину в обычной жизни, а не только профессиональным финансистам.
Можно сказать, что финансово грамотный человек:
1) трезво оценивает свои возможности, сопоставляет с ними свои потребительские желания;
2) рассматривает варианты решений и делает выбор на основании сбора и анализа финансовой информации;
3) смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, живет не только сегодняшним днем, но и думает о будущем, ставит перед собой цели.
Финансовая компетентность – это необходимый показатель личного знания и опыта современного человека. Знание финансовых продуктов и услуг дает возможность принимать на себя ответственность за личные деньги или бюджет всей семьи.
Слайд № 3
Распространение компетенций в сфере финансовой грамотности охватывает все уровни образования.
На уровне развития каждого ребенка можно выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
1.дать первичные финансовые и экономические представления;
2. обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
3.способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
4. стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
5. положить начало формированию финансово-экономического мышления;
6. способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
7. сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность.
Слайд №4
Образовательные модели формирования Ф.Г.
1.Через предмет «экономика».
2.Через раздел « экономика» учебных предметов «Обществознание» и «Технология».
3.Через внеурочную деятельность на всех ступенях школьного образования.
4. Через решение практико-ориентированных задач по всем предметам учебного плана, начиная с начального общего образования.
Слайд №5
Наши достижения по организации внеурочной деятельности.
1.В 2 этапа (осенью и весной) учащиеся 8-9 классов принимают участие в онлайн-уроках финансовой грамотности от Центрального банка Р.Ф. Самые востребованные темы из них-это
« С деньгами на ты или зачем быть финансово грамотным»;
« Личный финансовый план – путь к достижению цели»;
« Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами»;
«Все о будущей пенсии: для учебы и жизни»
«Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут»
«Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй»
2.Были организованы 2 встречи с представителями Сбербанка России на темы:
« Как избежать финансового мошенничества» и
«Как сэкономить на покупках в супермаркетах».
3. Приняли участие в деловой игре « Корпорация Максимум», организованной институтом экономики и финансов СГУ, где среди участников единственной школьной командой была наша.
4. Прошли обучение в « Академии финансовой грамотности развития молодежного инновационного предпринимательства для школьников Республики Коми» на базе СГУ и предложили к защите свой бизнес-план.
5. Приняли участие в I республиканском семейном фестивале финансовой грамотности, интерактивно- интеллектуальной игре «Мозгобойня».
6. В квиз – игре «ЭкономиЯ»(на базе филиала №4 детской библиотеки)
7. А в рамках Всероссийской недели сбережений весной 2019г. прошли классные часы во всех параллелях.
В 1-2 классах был предложен интерактивный мультфильм «Богатый бобренок».
В 3-4 классах - игра «Тайна потерянной копилки».
В среднем и старшем звене тематические видео – уроки:
5-7 классы. «Учись считать деньги по-взрослому».
8-9 классы. « Вкладывай в свое будущее - получай знания о личных финансах».
10-11 классы. « Услуги финансовых организаций используй грамотно».
Слайд № 6
Финансовая грамотность позволяет с иных позиций присмотреться и к материалу по всем учебным предметам, сориентировать ребят на его практическую значимость.
Литература
Первым шагом на пути к финансовой грамотности является воспитание привычки выделять в своей повседневной жизни события и решения экономического свойства и оценивать их возможные последствия. Художественная литература служит отличным материалом для формирования и отработки этого навыка.
Научившись замечать и анализировать финансово-экономическое поведение литературных героев, возможные последствия их поступков и финансовых решений, человек будет и в обычной жизни обращать внимание на подобные взаимосвязи. Литературные персонажи реализуют те или иные типовые модели финансового поведения, описывают или воплощают в жизнь свои финансовые стратегии и даже просто совершают отдельные поступки, которые можно трактовать как успешные или ошибочные с точки зрения базовых принципов, установок и понятий финансовой грамотности. Поиск ответов на вопросы «Зачем Чичиков скупал мертвые души?», «Под какой процент старуха давала Раскольникову деньги?», позволит понять причины поступков литературных героев. А воспоминания о проанализированном опыте, возможно, предостережет от неверных решений.
История
Анализируя на уроках истории финансовые отношения и финансовое поведение в истории России и мира, историю денег, банков, финансовых реформ, крупнейшие финансовые аферы и некоторые экономические кризисы учителя тоже вносят свой вклад в формирование финансовой грамотности учащихся.
ИЗО
Даже изучая виды и жанры изобразительного искусства, можно рассмотреть тему денег в живописи, например, картина « Меняла с женой» Квентина Массейса.
Глава семьи, меняла, занят своим обычным делом: он сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, отвлеклась от душеспасительного чтения и на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа.
Естественно, что самыми близкими к финансовой грамотности, помимо экономики, предметами являются математика и информатика.
Математика.
В основе финансовой грамотности помимо понимания экономической сути всегда лежит элементарное умение рассчитать, сопоставить, выбрать наибольшее или наименьшее. Именно такие навыки школьники обретают на уроках математики, начиная с 1-го класса. Дальше программа только усложняется, а практическая польза как- будто бы удаляется. Происходит усиление теоретической подготовки, а применение математических навыков отходит нередко на второй план.
Можно заменить абстрактные задачи на построение графиков и подсчёт прогрессий практическими — про кредиты, расходы, доходы и накопления.
С одной стороны, они помогают раскрыть вопросы финансовой грамотности, а с другой — меняют отношение ребёнка к изучаемому предмету, дают ему понять, что полученные знания потом обязательно пригодятся в жизни.
Можно посмотреть на преподавание математики с позиций практической, житейской пользы и предложить задачи, решение которых поможет в принятии финансовых решений, перед которыми оказывается сегодня практически каждый. В основе условий задач лежат сюжеты из повседневной жизни (расходы, выбор товаров по времени и цене, доходы, налоги, балансировка личного бюджета, инвестиции, сбережения, использование кредита, страхование).
Ученики 9Б во главе со Светланой Павловной пытаются осилить подобные задачи, привлекая даже житейский опыт своих родителей.
Совершенно по-новому можно взглянуть и на практическую роль теории вероятностей и статистики. При оценке финансовых рисков, страховании, разборе игр на деньги (лотерея, тотализатор) — без этих знаний не обойтись.
Информатика.
Финансово грамотное решение вырабатывается не только путем аккуратных математических расчетов, но и с использованием специальных инструментов! Понимание возможностей компьютера и наличие навыка использования этих возможностей делает эту работу более быстрой и эффективной. Компьютер обеспечивает нас удобными инструментами расчетов, обработки информации, моделирования и планирования. Знания, получаемые на уроках математики и информатики, могут сыграть огромную роль в финансовом благополучии.
Вот как, например, может выглядеть одна из учебных задач по информатике: «Мария изучает программирование и мечтает приобрести учебник Марка Лутца по языку Питон. Книга довольно дорогая, поэтому деньги на её покупку придётся копить. Девушка будет откладывать часть средств, которые ей еженедельно выдают родители на карманные расходы.
Помогите Марии составить формулу, вычисляющую количество недель, за которое она сможет накопить деньги на покупку. Формула должна учитывать сумму, которую требуется накопить, стартовые накопления, которые есть у Марии, доход в неделю и обязательные еженедельные расходы — на обеды в столовой и проезд на общественном транспорте». В такой постановке ребята овладевают навыком написания алгоритмов и вместе с тем усваивают важность финансового планирования — учатся ставить накопительную цель, учитывать свои доходы и расходы.
Физика.
Знания физических законов могли бы гражданам страны помочь в контроле выставляемых счетов по оплате за тепло.
Так, например, на этапе знакомства с такими статьями планирования семейного бюджета как жилищно-коммунальное хозяйство и услуги важные качества и навыки, выражающиеся в наблюдении в раннем возрасте за работой приборов учета потребления электроэнергии и воды могут эффективно трансформироваться в такие умения как проведение анализа показателей электроприборов, среднегодовой расчет потребляемой электроэнергии, ведение статистики счетчиков, проведение анализа общедомового расхода электроэнергии и т. д. А умение пользоваться простейшим программным обеспечением (создание таблиц, оперирование простейшими физическими формулами и т. п.) опять же позволит грамотно подходить к решению любой задачи, связанной с совершенствованием уровня финансовой грамотности.
География.
Все темы экономической географии прямо или косвенно связаны с вопросами финансовой грамотности.
Вот пример конкретной задачи в 9 классе при изучении темы «Миграции населения».
По данным статистики, в регионе за 3 последних года численность трудовых иммигрантов из бывших республик Советского Союза составила 5% от численности трудоспособного населения, эмигрантов (из числа местного населения) – 6%.
В структуре иммигрантов преобладающее число составляют неквалифицированные кадры, в структуре эмигрантов – наоборот.
Часть иммигрантов попала в регион незаконно. По мнению руководителя Национального антитеррористического комитета генерала армии Александра Васильевича Бортникова, незаконная миграция в РФ «приобрела признаки организованной и тщательно законспирированной преступной деятельности».
Иммигранты активно привлекаются в сферу строительства и торговли региона.
Вопросы:
Как повлияет рассмотренная ситуация на ВРП?
Какие финансовые риски могут угрожать региону?
Слайд №7
Библиотека полезных ресурсов
Финансовая грамотность
№ | Наименование | Описание |
1 | Проект Дружи с финансами | Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан |
2 | Московский образовательный телевизионный канал | Архив выпусков по финансовой грамотности |
3 | Демонстрационный тест «Основы экономических знаний» | Тестирование московского центра качества образования |
4 | Финансовая культура | Сайт с видеолекциями и статьями по финансовой грамотности |
5 | Образовательные проекты ПАКК | Сайт образовательных проектов по финансовой грамотности |
6 | Олимпиада.ру | Перечень олимпиад для школьников, включающий олимпиады по экономике |
7 | Хочу Могу Знаю | Большая подборка материалов по финансовой грамотности для детей и взрослых |
Программы для ведения финансов: |
8 | Домашняя бухгалтерия Family версия 12 | Система домашней бухгалтерии для персональных компьютеров |
9 | Домашняя бухгалтерия | Система домашней бухгалтерии |
10 | Money Lover учет расходов | Мобильное приложение для учета личных финансов |
11 | Дзен-мани | Мобильное приложение по управлению категориями и счетами и созданию отчетов |
12 | Monefy | Мобильное приложение для учета личных финансов |
13 | Debit & Credit – Учет финансов | Инструмент для ведения бюджета на iPhone |
14 | Money Pro | Мобильное приложение для учета личных финансов |
15 | Wallet – Финансы и Бюджет | Инструмент для учета личных финансов для Android |
16 | CoinKeeper: учет расходов | Мобильное приложение по учету расходов |
17 | Toshl Finance Budget & Expense | Яркое мобильное приложение для планирования бюджета |
10