СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Финикия" - урок истории Древнего мира в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ

Просмотр содержимого документа
«"Финикия" - урок истории Древнего мира в 5 классе»

История Древнего мира 5 класс

Тема: «Финикия»

Цель урока:

  • учить сравнивать разные типы цивилизаций, делать выводы об их особенностях и путях развития;

  • учить использовать полученные знания для решения познавательных задач и давать нравственно-этическую оценку усваиваемого содержания.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

  • формирование знания о географическом положении, природных условиях и занятиях жителей Финикии, о колониях финикийцев, о финикийском алфавите.

Умения:

  • показывать на карте Финикию, Средиземное море, финикийские колонии;

  • устанавливать связи между природными условиями и занятиями жителей Финикии;

  • объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита;

  • сравнивать финикийское письмо с письмом Древнего Египта и Двуречья.


Метапредметные:

Личностные УУД: давать нравственно-этическую оценку усваиваемого содержания.

Познавательные: осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации из текста учебника и исторической карты, структурирование полученных знаний.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


I. Оргмомент

Приветствие и настрой на работу


II. Тренинг «Расселение»

Древний Египет и Древнее Двуречье

2 ученика выходят с табличками «Древний Египет» и «Древнее Двуречье», остальные учащиеся становятся рядом, в зависимости от того, какому государству соответствует его собственная табличка.

2 учащихся не найдут себе места – это таблички «Финикия» и «алфавит». Их попросить подождать в сторонке.


  • Выйдите вперед те, у кого на табличках обозначены:

  • Реки

  • Города

  • Имена правителей

  • Религия

  • Выдающиеся достижения цивилизаций

  • Письменность

  • Назовите признаки цивилизации (законы и письменность)


На слайде карты Древнего Египта и Двуречья


  • К какому типу цивилизаций относится Древний Египет и Древнее Двуречье? (речные)


Учитель обращает внимание детей на тех, кто не нашел себе места.


  • Почему вы не нашли себе места? (эти слова не относятся к Египту и Двуречью)

  • Что, по-вашему мнению, обозначают эти слова? (государство и письмо)

  • Почему я их включила в тренинг? (мы будем на уроке изучать Финикию и алфавит)


III. Формулировка темы и целей урока.


  • Сформулируйте тему урока. (Финикия)

  • Каковы наши цели? Что мы должны выяснить на уроке?


IV. Изучение новой темы


На слайде карта Финикии.


  • Предположите, к какому типу цивилизаций будет относиться Финикия? (морская)

  • Чем они, на ваш взгляд, будут отличаться? (Египет и Двуречье возникли по берегам рек, а Финикия на берегу моря).

  • Какого моря? (Средиземного)

  • Предположите название цивилизации, к которой относится Финикия. (Средиземноморская).


  1. Природа и занятия жителей Финикии


Задание 1. «Занятия жителей Финикии»

На доске таблички «Ресурс» и «Занятие».

Дети делятся на группы, каждая группа получает табличку с ресурсом и пустую табличку, на которой им нужно записать занятие, связанное с ресурсом и прикрепить полученный результат на доске.


Текст учебника стр. 73-74


Финикия

Ресурс

Занятие

Море

Торговля, мореплавание, рыболовство, добыча морепродуктов (пурпурная краска)

Земля (мало)

Садоводство (оливки и виноград)

Лес

Ремесло (кораблестроение)

Полезные ископаемые (золото и серебро)

Ремесло (ювелиры)

Песок

Ремесло (стекло)


  • Назовите главные занятия, которые позволяли жителям Финикии обеспечивать себя самым необходимым в жизни. (торговля и мореплавание).

  • Сравните занятия жителей Финикии и Древнего Египта (сходство и различия)


Задание 2. «Финикийские колонии»


  • Рассмотрите внимательно карту стр. 75.

  • Обратите внимание на условные обозначения.

  • О чем нам рассказывает карта?

  • Предположите, что такое колония? (колония – это поселение в чужих землях)

  • Зачем финикийцы создавали колонии?

Колония создавалась для удобства торговли.


Задание 3. «Занятия населения и образование»

Если в цивилизациях Древнего Египта и Двуречья жители, в основном, занимались земледелием, то у них не было необходимости в грамоте. Почему? (земледелие не требовало больших знаний, способы обработки земли велись в соответствии с традициями, погоду им предскажет жрец).

Если в цивилизации, к которой относилась Финикия жители, в основном, будут заниматься торговлей и мореплаванием, то у них возникнет потребность в грамоте. Почему? (торговля требовала знаний письма и счета, мореплавание – знания астрономии).


  1. Финикийский алфавит.


Задание 4. «Финикийский алфавит».


Попробуйте прочитать слова, связанные с ресурсами и занятиями жителей: мр, кпц, сткл, кдр, крбл, клн. (море, купец, стекло, кедр, корабль, колония)


  • Легко ли вам было читать? Почему?

  • А легче, чем египетские иероглифы или клинопись? Почему?

  • Эти слова записаны с помощью финикийского алфавита.


Заполнить паспорт. Текст учебника стр. 76.


Элемент мира

Имя признака

Значение признака

Финикийское письмо

графический знак

буква

что обозначает графический знак?

Согласный звук

количество графических знаков

22


  • Чем удобно это письмо? (буквы означали звуки)

  • Чем неудобно? (нет гласных звуков)

  • А это значит, что кто-то впоследствии создаст алфавит с гласными звуками.


  • Таким образом, финикийцы начали создавать высоко развитую, для того времени, цивилизацию. Однако, у каждой цивилизации есть свой путь. Какой путь выберут жители Финикии? Это путь славы или бесславия?


  1. Финикия: путь к славе или бесславию


Задание 5. «Финикия: путь к славе или бесславию»


  • Назовите достижения Финикийцев. (стекло, пурпур, мореплавание, алфавит)

  • Это то, что их могло прославить в веках. Но было и еще кое-что, о чем мы с вами не знаем.

  • Откройте учебник стр. 74-75. Прочитайте текст п.2.

  • О чем же вы узнали?

  • А чем, они заслужили такую славу?


  • Цивилизацию создает народ, который в ней живет и трудится. Каждый народ имеет свои общие, присущие всему народу черты характера. Мы уже определяли с вами черты характера народа, живущего в Древнем Египте. Теперь давайте попробуем сделать то же самое в Финикии.


На доске крепится 2 листа формата А3 и дети пишут на них маркерами.


Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Трудолюбие

Изобретательность

Мужество

Любознательность и т.д.

Жадность

Зависть

Трусость

Жестокость и т.д.


  • Какие черты характера могли бы привести их к славе? (положительные)

  • А какие к бесславию? (отрицательные)

  • А какие перевесят? (отрицательные). Почему?

  • А в Древнем Египте, какие люди жили? (трудолюбивые, дружные и т.д.)

  • А теперь смотрите. Цивилизация Древнего Египта, основанная ... 5 тыс. лет назад существует до сих пор, а государство Финикия в современном мире отсутствует. Что с ним произошло? (оно погибло)

  • Правильно оно погибло. Давайте сформулируем правило.


Если в цивилизации живут ... (какие люди?), то эта цивилизация будет существовать долго.

Если в цивилизации живут ... (какие люди?), то эта цивилизация быстро погибнет.


V. Рефлексия


  • О чем вы узнали сегодня на уроке? (о природе и занятиях финикийцев)

  • А что полезного вы бы взяли для себя лично из этого урока?


Вывод: Таким образом, если цивилизацию строят люди, то от них зависит, как долго она будет существовать. Мы с вами жители современной цивилизации, значит, от кого зависит, как долго будет существовать наша цивилизация?