СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финикийские мореплаватели

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока фГОС. (Открыиый урока на райлнном семсинаре завучей).

Просмотр содержимого документа
«Финикийские мореплаватели»

Финикийские мореплаватели

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой и источниками.

Тип и вид урока

Комплексное применение знаний, умений и навыков / учебный практикум

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные
результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные
результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность ; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение и природные условия Финикии. Города Финикии: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Пурпурная краска, колония, алфавит

Образовательные ресурсы

Учебник. Рабочие листы. Карты «Древний Восток». Презентация « Финикийские мореплаватели».

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


I1. Мотивационный момент

Словесный. Слово учителя.

Работа с картой,

-Вспомните, пожалуйста , страны Древнего Востока, которые мы изучали ?

Задание: назовите страну, о которой идет речь в документе :

(Рассказ жителя этой страны)

«Моя страна небольшая, но расположение ее удобно.

Сюда выходят торговые пути

из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города-Тир, Библ и Сидон. Можно плыть в Египет, Грецию, Рим».

-Назовите страну.

-Покажите Финикию на карте.



Называют страны.





Находят на карте Средиземное море, названные городов, страны. Показывают на карте страну.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Регулятивные: принимают учебную задачу

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов



111. Актуализация знаний.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Сегодня на территории, где в древности была расположена Финикия находятся государства Ливан и Сирия ( ее западная часть).А вы знаете , что сегодня происходит в Сирии?

Сегодня на этих землях льется кровь, гибнут и страдают люди. А в глубокой древности здесь развивались великие цивилизации, о них мы и продолжим разговор.

Высказываются о борьбе Сирии совместно с Россией с межд. террористами.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов




IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный

Выступление фараона.

- Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

-Какие задачи нам сегодня предстоит решить?

--Слово «Финикия» переводится с египетского как « страна мореплавателей».



-Зная перевод слова, выделите из списка рассматриваемых вопросов главный, ключевой. Именно этот вопрос сегодня и будет проблемой, которую надо разрешить. Как звучит вопрос?



Запишите тему урока и проблему в тетрадь.



Чтобы ответить на эти вопросы и решить проблему, вам необходимо

проанализировать документ в раб. листе №2. И ответить на вопросы.



Ученик, играющий роль фараона читает текст с папируса (раб. лист №1)

Вопросы:

Где находится эта страна?

Чем занимаются ее свободные люди?

Почему финикийцы являлись лучшими мореплавателями Востока?

Куда и зачем плавают?

Чем торгуют? Есть ли у них письменность?

Делают записи в терадях

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

.


Познавательные: формулирование проблемы

осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Работа
с картой

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств

Практический. Рассказ учеников, работа с картой, беседа

1.В какой части Средиземного моря расположена Финикия? (между Средиземным морем и Ливанскими горами)
2. Сравните природно-климатические условия Финикии и Двуречья.

По какому плану будем сравнивать :

климат?

почвы?

наличие крупных рек ?

есть ли выход к морю?
3. Используя карту и текст документа и текст п.15 п. 1 определите, как географические условия страны влияли на занятия людей? (земледелие, скотоводство, торговля ,ремесло. виноделие, виноградарство, разведение оливок, мореплавание)

4. Зная географическое положение страны, определите, какие занятия могли быть главными?

5. Сложилось ли здесь единое государство?




Показывают на карте Финикию, описывают ее местонахождение, природу и климат.


Под руководством учителя характеризуют условия и образ жизни, занятия жителей Финикии

Регулятивные: в сотрудничестве
с учителем, классом находят решение учебной задачи.


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

Работа
с картой,
беседа по вопросам



Изобретения финикийцев: стекло, пурпурная краска.

Сообщения учеников(Гричанная,Синицкая; Овсянниковы)

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию



V1.Физкультминутка

Игра « Кто самый внимательный»?

(Учитель произносит слова, относящиеся к истории Египта, Финикиии Двуречья.. Если это слово относится к Египту, вы должны будете хлопнуть в ладоши над головой, если к Двуречью – хлопнуть в ладоши перед собой. Если слово относится к Финикии, нужно опустить руки. (Слова: иероглиф, клинопись, фараон, маслины, мумия, Вавилон, Библ, Сидон, Нил, Евфрат, пирамида, пурпур, Месопотамия)

Выполнение физических упражнений

Регулятивные: принимают учебную задачу

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов



Финикий-

цы – ремесленники

и морепла-

ватели

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с рабочим листом. Беседа

Финикийские города были центрами торговли и ремесла. Вернитесь к документу в раб. листе №2 и ответьте на вопрос: какие товары и продукты финикийцы продавали . а какие были вынуждены были закупать в других странах?

Продавали: рыбу, оливковое масло, вино, кедровый лес, шедший на постройку кораблей, пурпур, стеклянные изделия.

Закупали: строительный камень, хлеб, рабов.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

Образование

колоний

Фронтальная.

Рассказ учителя. Словесный, практический. Работа с текстом, картой, , беседа


Рассказ о финикийских кораблях:

« Финикийцы создали суда нового типа, которые могли перевозить большие грузы и без особых проблем перемещаться на дальние расстояния. Во многом этому послужило высокое качество материала – ливанского кедра, из которого изготавливались корабли. Финикийские суда были килевыми, а не плоскодонными, что давало возможность значительно увеличить их скорость. Трюм был очень вместительным, поэтому в нем перевозили много разного товара. К носу крепилась большая амфора из обожженной глины для хранения питьевой воды».

Финикийцы были искусными мореплавателями и побывали во всех уголках Средиземноморья- в Европе, Азии, Африке. В 600 г. до н.э. они даже совершили путешествие, обогнув Африку. На этих землях они основывали колонии. На карте (с.92 учебника) колонии обозначены бордовыми точками. Покажите любые 3 колонии, попробуйте составить определение понятия « колония»


-что могло заставить финикийцев покидать Родину и переселяться в новые земли?

Находят на карте финикийские колонии, обозначают их на контурной карте





Колония-поселение, основанное на чужой территории

Поиск торговых путей, войны, перенаселение

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя


Работа с контурной картой, беседа по вопросам

Древнейший

алфавит

Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа

Финикийцы подарили миру еще одно удивительное изобретение. Вы им пользуетесь ежедневно в школе и дома. Это алфавит.

Прочитайте последний пункт параграфа и сравните письменность Египта и Финикии:

– В чем преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта иди Двуречья? В чем недостаток древнейшего алфавита?

- В чем значение финикийского алфавита?



Перечисляют особенности финикийского алфавита, его преимущества перед письменностью Египта и Двуречья

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы


Беседа по вопросам

V11. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная, Словесный, практический. Тест,

Почему финикийцы стали лучшими мореплавателями Востока?

-Вернемся к проблеме , поставлено й вначале урока» Благодаря чему финикийцы считались самыми лучшими мореплавателями Востока»?(проверяем ответы на слайде).

Тест (верно-неверно)

Верны ли суждения?

1. Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря;

2. Одним из основных занятий финикийцев была морская торговля.

3. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино;

4. Финикийцы основывали свои колонии – поселения для:

ведения военных действий с местным населением;

5. Колония – это

поселение, основанное выходцами из какого-либо государства за его пределами

6.Самой известной финикийской колонией был город

Рим

7. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

клинопись;

8. В алфавите финикийцев было ...

33 буквы;



Заполнение схемы на слайде презентации.



Знают значения терминов, используют их при выполнении тестовых заданий. Выполняют задания в контурной карте

Коммуникативные: формулируют собственное мнение , используют в общении правила вежливости



Тест, контурная карта

VI11. Рефлексия учебной деятельности

Беседа

Задания для самооценки:

Оцените свою работу

Оцените работу своих товарищей


Самооценка и взаимооценка

Продолжают фразу:

«На уроке я узнал, что…»

«Я сделал вывод…»

«Мне понравилось…»

«Мне не понравилось…»

Регулятивные: формирование мотивов достижения и социального признания


Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов




Развитие устной речи

X1.Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

Комментирует задание.п.15.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания


Задания
в рабочей тетради



Ресурсный материал к уроку


Рабочий лист №1

Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих Второй.


Рабочий лист №2

Рассказ финикийца:

Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики ногами люди выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера. Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув, заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену...





ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ФИНИКИИ