ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Нормативные документы
Закон Российской Федерации от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Концепци я развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2005 года от 29.10.2002 г. № 1507;
- Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29.12.2001 г. №916;
- Письмо Минобразования России от 14.05 1999 г. № 717/11-12 «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях;
- Письмо Минобразования России от 26.03.2002 г. № 30-51-197/20 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
- Письмо Минобразования России от 27.11.1995 г. «О занятиях по физической культуре в зимний период»;
- Областн ой закон от 12.11.1997№ 64-ОЗ «О физической культуре и спорте в Свердловской области в части обеспечения «гарантии реализации права граждан на занятие физической культурой и спортом в целях всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений»;
Закон Свердловской области от 16.07.1998 № 26 - ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
- Приказ Министерств а образования, здравоохранения РФ, госкомитета РФ по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
- Предметно-информационная составляющая образованности иметь соответствующие возрасту основные представления о культуре психофизического и социального здоровья, путях его сохранения и развития;
- знать простейшие способы определения своего психического и физического состояния;
- иметь основные представления о строении организма, функциях органов;
- знать основные санитарно-гигиенические нормы и правила, позволяющие сохранить и укрепить здоровье в типичных и нетипичных жизненных ситуациях;
- иметь представления о возможных угрозах здоровью и адекватном поведении в опасных для жизни ситуациях;
- иметь представление о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями и друзьями, укрепляющих их психофизическое здоровье ;
- иметь представление об основных способах саморегулирования своего физического и психического состояния;
- знать характерные для Урала виды спорта и возможности занятия ими по месту жительства.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
уметь определять уровень своей физической подготовленности и повышать его с помощью самостоятельных систематических занятий физической культурой и спортом;
уметь выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с разными людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
уметь соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность;
участвовать в народных и спортивных играх, характерных для Урала;
Требования ценностно-ориентационной составляющей образованности
Отношение к себе:
- чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;
- способность к оценке собственных изменений на основе развития чувства долга, совести, навыков самопознания;
- интерес к познанию природных и приобретенных склонностей к успешному освоению требований учебного труда;
- уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте объема социального опыта.
- ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Отношение к другим:
- открытие чувства «Мы», проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих; оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайш и м окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил; умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»; умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми; интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности
- открытие чувства «Мы», проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;
- оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайш и м окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил;
- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»;
- умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;
- интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности
- Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы и является мощным средством укрепления здоровья и правильного физического развития детей и подростков.
- Особо важны физические упражнения и закаливание для детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья и относимых в связи с этим к подготовительной, и , особенно к специальной медицинской группам.
- Для обеспечения оздоровительного воздействия физических упражнений исключительно важно проводить их в соответствии с возрастными особенностями организма.
Основные задачи физического воспитания в специальной медицинской группе:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений вызванных заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья, здоровому образу жизни;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;
К специальной медицинской группе относятся учащиеся имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенных к групповым занятиям в условиях образовательного учреждения . Целесообразно подразделение занимающихся на подгруппы "А" и "Б"
Подгруппа "А"- дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями. В этой подгруппе нагрузки постепенно возрастают по интенсивности и объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма . Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте сердечных сокращений 120-130 в минуту (в основной части урока) в начале четверти и довести интенсивность до 140-150 ударов в минуту , которая считается оптимальной для кардиореспираторной системы и дает хороший тренирующий эффект.
Подгруппа "Б"- обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми явлениями), дети, имеющие тяжелые органические изменения органов и
систем сердечно-сосудистой , мочевыделительной, печени, высокую степень нарушения коррекции зрения с изменениями глазного дна .
Для этой подгруппы- двигательные режимы проводятся при частоте сердечных сокращений 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года ,т. к. именно в условиях такого режима достигается нормальная работа сердечно-сосудистой , дыхательной , нервной системы , опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения , не предъявляя ослабленному организму повышенных требований.
Основная задача подготовительного периода :
- постепенная адаптация организма занимающихся к физическим нагрузкам ,в основе которой лежит умеренное воздействие с помощью физических упражнений на все системы и органы ,
- овладение навыком правильного дыхания
- воспитание правильной осанки
привитие и закрепление гигиенических навыков (мытье рук , уход за телом, правильный режим дня , питание и др.)
Значительное место отводится общеразвивающим упражнениям , которые подбираются с учетам уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма . Степень физической нагрузки регулируется за счет темпа выполнения упражнений , амплитуды движения , использование гимнастических снарядов.
Основная форма физического воспитания :
- урок физической культуры .
Дополнительные формы и средства физического воспитания:
- утренняя гигиеническая гимнастика ;
- физкультурные мероприятия, проводимые в режиме учебного дня-физкультминутка и паузы, подвижные игры на переменах;
- доступные виды развлечений –прогулка на лыжах, катание на коньках, плавание и др.
- Вводная част ь занимает от 30 до 50 % времени урока (15-17мин.) и состоит из общеразвивающих упражнений (15-18мин.),которые проводятся в медленном и среднем темпе, охватывают основные группы мышц. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.
- Основная часть урока предусматривает изучение нового, повторения и закрепления пройденного материала, решая задачу воспитания у учащихся основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных навыков и умений. Упражнения с напряжением чередуются с упражнениями на дыхание и расслабление.
Продолжительность 15-17 мин.
- Заключительная часть 5-6 мин. выполняет задачу –привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение , восстановить дыхание и частоту сердечных сокращений.
Врачебный контроль за физическим воспитанием детей с отклонениями в состоянии здоровья включает:
-систематическое проведение динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием ;
-врачебно-педагогические наблюдения за местами условиями и методикой проведения занятий по физкультуре ;
-профилактику травматизма во время занятий физкультурой и спортом.
Врачебные наблюдения , проводятся в процессе занятий физической культурой, направлены на изучение правильности построения урока соответственно здоровья занимающихся, их физическому развитию , тренированности , индивидуального учета реакции и функциональной приспособляемости организма .
- Реакция на физическую нагрузку в процессе урока должна проявится умеренными сдвигами показателей – частота сердечных сокращений , артериального давления , частоты дыхания .
- Наиболее информативным методом является подсчет частоты сердечных сокращений непосредственно перед началом урока и в конце каждой части (вводной, основной и заключительной ) или после выполнения комплекса упражнений по 10-секундным отрезкам (и умножается на 6 )
- Полученная физиологическая кривая (графическое изображение изменения частоты сердечных сокращений на протяжении урока ) в определенной мере отражает реакцию организма , вызванную упражнениями и проследить ее в динамике.
Основные задачи врачебно- педагогических наблюдений
- - ознакомление с организацией занятий и методикой их проведения
- - изучение воздействия физических нагрузок на организм школьника в процессе учебной и внеклассной деятельности ;
- -дозирование объема и интенсивности нагрузок ;
- -контроль за соблюдением гигиенических требований к одежде занимающихся, микроклимату помещения, спортивному оборудованию и снарядам.
- Все занятия в специальной медицинской группе (СМГ) ведутся в сопровождении непрерывного медицинского мониторинга.
- При комплектовании специальны х медицинских групп школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения,, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
- Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние пройденное обучающимся.
- Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
- Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола) Засчитывается количество выполненных упражнений.
- Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
- Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
- Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
- Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения -
- в сентябре, декабре и апреле.
Некоторые особенности в организации аттестации учащихся занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе (СМГ ).
Следует иметь в виду то, что дети 2 и 3 групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравнится со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивности физических нагрузок обучающихся в СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.
- Каждый из обучающихся СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
- В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют ( через 1,5-2 месяца) заметить положительную динамику в развитии физических возможностей и общем оздоровлении.
- В силу выше названных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить . их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
- Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
- Актуальность данной программы состоит в том , что такой системный подход к занятиям физической культурой в специальных медицинских группах ранее в программах не представлялся.
- Эффективность данной программы будет определятся через непрерывный медицинский и психологический мониторинги с оформлением электронного “паспорта здоровья”.
Программа апробирована в условиях базовой площадки Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области и Института развития регионального образования.
Примерная сетка часов по физическому воспитанию для занимающихся в специальной медицинской группе
10-11 кл.
7-9 кл.
5-6 кл.
Название вида
3-4 кл.
1-2 кл.
18
18
18
18
Гимнастика с элементами акробатики
18
16
18
18
18
16
Легкая атлетика
16
16
16
16
16
Лыжи
16
16
16
Спортивные игры
18
18
3 класс - 26 часов за счет легкой атлетики, игр и гимнастики (плавание проводится по показаниям)
Плавание
68
68
68
Итого:
68
68
Спасибо за внимание!
Успехов !