СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физические способности лекция

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физические способности лекция»

Физические способности Это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.   На уровень развития и проявление способностей оказывают влияния: Средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.д.)  Наследственные факторы (моторные задатки, которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия)

Физические способности

  • Это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

На уровень развития и проявление способностей оказывают влияния:

  • Средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.д.)
  • Наследственные факторы (моторные задатки, которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия)
Физические способности В основе совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Избирательный характер функциональной специализации обусловлен режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень ее выраженности – интенсивностью и объемом физических нагрузок. В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные и координационные, выносливость и гибкость.

Физические способности

  • В основе совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека.
  • Избирательный характер функциональной специализации обусловлен режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень ее выраженности – интенсивностью и объемом физических нагрузок.
  • В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные и координационные, выносливость и гибкость.

Закономерности развития физических способностей

содержание

Движение - ведущий фактор развития способностей

Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности

В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и средовые факторы. При равных условиях решающую роль играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека.

Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения. Режим – точно установленный порядок чередования работы и интервалов отдыха в рамках одного занятия или в системе занятий.

  • 1й режим : каждое последующее упражнение в уроке повторяется через короткие интервалы отдыха, т.е в фазе недовосстановления;
  • 2й режим : каждое последующее упражнение выполняется через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда показателей организма к рабочему уровню;
  • 3й режим : каждое упражнение повторяется через более длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности;

Закономерности развития физических способностей

содержание

Неравномерность и гетерохронность развития способностей

Этапность развития физических способностей

Неравномерность означает, что степень прироста показателей физических способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Гетерохронность проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста отдельных физических способностей.

  • первый этап (повышения уровня развития способностей) в результате применения нагрузки происходят приспособительные изменения в организме, которые вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный рост способностей;
  • второй этап (достижения максимальных показателей) по мере развития приспособительных изменений, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие и меньшие функциональные сдвиги. Повышается экономичность и согласованность в деятельности различных систем;
  • третий этап (снижение показателей развития способностей) нагрузка перестает вызывать приспособительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей.
 Закономерности развития физических способностей содержание Перенос физических способностей Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Перенос может быть положительным и отрицательным, разнородным и однородным, взаимным и односторонним, прямой и опосредованный. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей От того насколько человек владеет тем или иным двигательным действием, в решающей мере зависит успешная реализация соответствующих физических способностей. Обратимость показателей развития способностей Функциональные и структурные изменения, достигаемые в результате систематических занятий физическими упражнениями, обратимы, они могут претерпевать обратное развитие.

Закономерности развития физических способностей

содержание

Перенос физических способностей

Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Перенос может быть положительным и отрицательным, разнородным и однородным, взаимным и односторонним, прямой и опосредованный.

Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей

От того насколько человек владеет тем или иным двигательным действием, в решающей мере зависит успешная реализация соответствующих физических способностей.

Обратимость показателей развития способностей

Функциональные и структурные изменения, достигаемые в результате систематических занятий физическими упражнениями, обратимы, они могут претерпевать обратное развитие.

Принципы развития физический способностей

Принципы развития физический способностей

Принцип регулярности педагогических воздействий Предполагает Необходимость постоянных занятий физическими упражнениями. В основе принципа лежат закономерности, характеризующие влияние повторного воздействия на организм, чередование работы и отдыха; В результате многократного выполнения двигательного действия в организме человека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют соответствующий эффект; Срочный эффект – изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту завершения занятия. Трансформированный эффект – изменения в организме, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия и до начала очередного. Кумулятивный – вызывает глубокие адаптационные перестройки в организме, позволяет добиваться перевода органов и структур на качественно новый функциональный уровень  Эффект от занятий физическими упражнениями

Принцип регулярности педагогических воздействий

Предполагает

  • Необходимость постоянных занятий физическими упражнениями. В основе принципа лежат закономерности, характеризующие влияние повторного воздействия на организм, чередование работы и отдыха;
  • В результате многократного выполнения двигательного действия в организме человека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют соответствующий эффект;
  • Срочный эффект – изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту завершения занятия. Трансформированный эффект – изменения в организме, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия и до начала очередного. Кумулятивный – вызывает глубокие адаптационные перестройки в организме, позволяет добиваться перевода органов и структур на качественно новый функциональный уровень

Эффект от занятий физическими упражнениями

 Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий   Базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Необходимо сочетать в процессе совершенствования физических способностей постепенность и предельность нагрузок; Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в отдельном, так и в целом ряде занятий, постепенность в их увеличении облегчает приспособление организма человека, содействует углублению и закреплению вызванных ими адаптационных перестроек; Предельной нагрузку считают такую, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы организма, но не выходит за границы его адаптационных возможностей; Формы повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная, скачкообразная;

Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий

  • Базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Необходимо сочетать в процессе совершенствования физических способностей постепенность и предельность нагрузок;
  • Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в отдельном, так и в целом ряде занятий, постепенность в их увеличении облегчает приспособление организма человека, содействует углублению и закреплению вызванных ими адаптационных перестроек;
  • Предельной нагрузку считают такую, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы организма, но не выходит за границы его адаптационных возможностей;
  • Формы повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная, скачкообразная;
Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера Требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий; Важное значение имеет учет закономерностей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха; Могут использоваться нагрузки избирательного и комплексного характера. Первые оказывают влияние на развитие отдельных способностей: скоростных или силовых, а вторые обеспечивают последовательное совершенствование разных способностей. Однонаправленные нагрузки оказывают на организм человека глубокое, но локальное воздействие. Комплексная нагрузка оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие;

Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера

  • Требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий;
  • Важное значение имеет учет закономерностей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха;
  • Могут использоваться нагрузки избирательного и комплексного характера. Первые оказывают влияние на развитие отдельных способностей: скоростных или силовых, а вторые обеспечивают последовательное совершенствование разных способностей. Однонаправленные нагрузки оказывают на организм человека глубокое, но локальное воздействие. Комплексная нагрузка оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие;
 Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий В основе формирования и совершенствования способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека; Под влиянием нагрузки происходят биохимические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, которые вызывают развивающий эффект; При развитии физических способностей необходимо правильно определить направленность и величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность, создать условия для оптимального чередования нагрузок силового, скоростного, координационного характера с отдыхом как в рамках одного занятия, так и в системе занятий, предусмотреть соответствующие формы повышения нагрузок на протяжении времени и порядок их варьирования

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий

  • В основе формирования и совершенствования способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека;
  • Под влиянием нагрузки происходят биохимические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, которые вызывают развивающий эффект;
  • При развитии физических способностей необходимо правильно определить направленность и величину физической нагрузки, ее объем и интенсивность, создать условия для оптимального чередования нагрузок силового, скоростного, координационного характера с отдыхом как в рамках одного занятия, так и в системе занятий, предусмотреть соответствующие формы повышения нагрузок на протяжении времени и порядок их варьирования
Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий Осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся;  С учетом возрастных изменений обеспечить в ходе многолетних занятий своевременное и избирательное воздействие на соответствующие психофизиологические функции и свойства;  Зная критические периоды в формировании той или иной способности, возможно направленно и эффективно влиять на уровень их развития и более полно использовать потенциальные возможности организма

Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий

  • Осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся;
  • С учетом возрастных изменений обеспечить в ходе многолетних занятий своевременное и избирательное воздействие на соответствующие психофизиологические функции и свойства;
  • Зная критические периоды в формировании той или иной способности, возможно направленно и эффективно влиять на уровень их развития и более полно использовать потенциальные возможности организма
 Принцип опережающих воздействий  в развитии физических способностей Используемые педагогические воздействия (средства, методы и формы) должны соответствовать степени развития способностей у индивида;  Чтобы развивать физические способности, внешние воздействия должны опережать внутреннее развитие конкретной способности;  Застой в развитии способностей, как правило, результат шаблонной методики, нарушения принципа опережающего воздействия, отставания использования методических приемов от развития способностей ;

Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей

  • Используемые педагогические воздействия (средства, методы и формы) должны соответствовать степени развития способностей у индивида;
  • Чтобы развивать физические способности, внешние воздействия должны опережать внутреннее развитие конкретной способности;
  • Застой в развитии способностей, как правило, результат шаблонной методики, нарушения принципа опережающего воздействия, отставания использования методических приемов от развития способностей ;
Принцип соразмерности в развитии способностей

Принцип соразмерности в развитии способностей

Принцип сопряженного воздействия Основывается на органическом взаимодействии процессов развития физических способностей и формирования двигательных навыков;  Тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения;  Достигается эффект, путем подбора специальных упражнений, направленных на одновременное развитие силы, выносливости и других способностей и на совершенствование отдельных элементов двигательного навыка или навыка в целом

Принцип сопряженного воздействия

  • Основывается на органическом взаимодействии процессов развития физических способностей и формирования двигательных навыков;
  • Тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения;
  • Достигается эффект, путем подбора специальных упражнений, направленных на одновременное развитие силы, выносливости и других способностей и на совершенствование отдельных элементов двигательного навыка или навыка в целом
Силовые способности и методика их развития Мышечная сила Проявление силы зависит:   Это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений От состава мышечных волокон («быстрые» и «медленные»); Эластичных свойств, вязкости, анатомического строения, структуры мышечных волокон и их химического состава; Величины физиологического поперечника мышц; Регуляции мышечных напряжении со стороны ЦНС; Частоты эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейронов; Степени синхронизации сокращения отдельных дв. ед.; Порядка и количества включенных в работу дв. ед.; Эффективности энергообеспечения мышечной работы; Скорости и мощности анаэробного ресинтеза АТФ, уровня содержания креатинфосфата, активности внутримышечных ферментов; От возраста, пола занимающихся, общего режима жизни;

Силовые способности и методика их развития

Мышечная сила

Проявление силы зависит:

Это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений

  • От состава мышечных волокон («быстрые» и «медленные»);
  • Эластичных свойств, вязкости, анатомического строения, структуры мышечных волокон и их химического состава;
  • Величины физиологического поперечника мышц;
  • Регуляции мышечных напряжении со стороны ЦНС;
  • Частоты эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейронов;
  • Степени синхронизации сокращения отдельных дв. ед.;
  • Порядка и количества включенных в работу дв. ед.;
  • Эффективности энергообеспечения мышечной работы;
  • Скорости и мощности анаэробного ресинтеза АТФ, уровня содержания креатинфосфата, активности внутримышечных ферментов;
  • От возраста, пола занимающихся, общего режима жизни;
Виды силовых способностей

Виды силовых способностей

Режимы работы мышц При уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке); При ее удлинении (уступающий, т.е полиометрический , например приседание со штангой); Без изменения длины (удерживающий, т.е изометрический , например удержание на вытянутых руках гантелей); При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е ауксотонический, например, на кольцах опускание в упор руки в стороны и удержание в положении «крест» )  Первые два режима характерны для динамической, третий для статической, четвертый для статодинамической работы мышц

Режимы работы мышц

  • При уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);
  • При ее удлинении (уступающий, т.е полиометрический , например приседание со штангой);
  • Без изменения длины (удерживающий, т.е изометрический , например удержание на вытянутых руках гантелей);
  • При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е ауксотонический, например, на кольцах опускание в упор руки в стороны и удержание в положении «крест» )

Первые два режима характерны для динамической, третий для статической, четвертый для статодинамической работы мышц

 Средства развития силовых способностей

Средства развития силовых способностей

Методы развития силовых способностей

Методы развития силовых способностей

Метод максимальных усилий Основан на использовании упражнений с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов; При преодолении предельных и сверхмаксимальных отягощений (вес 100% от максимального) количество повторений 1-3 раза, 2-3 подхода, отдых между повторами 3-4 мин, между подходами 2- 5 мин.; При выполнении упражнений с околопредельными отягощениями (90-95 от максимального) количество повторений 5-6 раз, подходов 2-5, отдых повторами 4-6 мин, между подходами 2-5 мин.; Темп движений произвольный, скорость от малой до максимальной; Метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы; Рост силы происходит за счет совершенствования межмышечной координации и повышения мощности механизмов ресинтеза АТФ;

Метод максимальных усилий

  • Основан на использовании упражнений с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов;
  • При преодолении предельных и сверхмаксимальных отягощений (вес 100% от максимального) количество повторений 1-3 раза, 2-3 подхода, отдых между повторами 3-4 мин, между подходами 2- 5 мин.;
  • При выполнении упражнений с околопредельными отягощениями (90-95 от максимального) количество повторений 5-6 раз, подходов 2-5, отдых повторами 4-6 мин, между подходами 2-5 мин.;
  • Темп движений произвольный, скорость от малой до максимальной;
  • Метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы;
  • Рост силы происходит за счет совершенствования межмышечной координации и повышения мощности механизмов ресинтеза АТФ;
Повторных непредельных усилий Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа» Упражнение выполняется без пауз отдыха, вес отягощения 40-80% от максимального, в одном подходе от 4 до 15-20 и более повторений, выполняется 2-6 серий, в серии 2-4 подхода. Отдых между подходами 2-8 мин, между сериями 3-5 мин. Скорость движений невысокая; Эффект достигается к концу каждой серии повторений упражнений; Происходит синхронизация двигательных единиц, увеличивается частота эффекторной импульсации, активизируются обменно-трофические процессы в мышечной и других системах организма, происходит гипертрофия мышц с увеличением физиологического поперечника; Позволяет лучше контролировать технику движений, избегать травм, уменьшить натуживание, единственно возможный в силовой подготовке начинающих;

Повторных непредельных усилий

  • Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа»
  • Упражнение выполняется без пауз отдыха, вес отягощения 40-80% от максимального, в одном подходе от 4 до 15-20 и более повторений, выполняется 2-6 серий, в серии 2-4 подхода. Отдых между подходами 2-8 мин, между сериями 3-5 мин. Скорость движений невысокая;
  • Эффект достигается к концу каждой серии повторений упражнений;
  • Происходит синхронизация двигательных единиц, увеличивается частота эффекторной импульсации, активизируются обменно-трофические процессы в мышечной и других системах организма, происходит гипертрофия мышц с увеличением физиологического поперечника;
  • Позволяет лучше контролировать технику движений, избегать травм, уменьшить натуживание, единственно возможный в силовой подготовке начинающих;
Метод изометрических усилий Выполнение кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Продолжительность выполнения упражнения 5-10 с, величина усилия 40-50%, комплекс из 5-10 упражнений, каждое упражнение выполняется 3-5 раз, отдых 30-60 с, отдых перед очередным упражнением 1-3 мин.; Паузы отдыха заполняются упражнениями на дыхание, расслабление, растяжение; При выполнении изометрических упражнений важное значение имеет выбор позы и величины суставных углов; Целесообразно выполнение изометрических упражнений в позах, соответствующих моменту проявления максимальных усилий в спортивном упражнении

Метод изометрических усилий

  • Выполнение кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Продолжительность выполнения упражнения 5-10 с, величина усилия 40-50%, комплекс из 5-10 упражнений, каждое упражнение выполняется 3-5 раз, отдых 30-60 с, отдых перед очередным упражнением 1-3 мин.;
  • Паузы отдыха заполняются упражнениями на дыхание, расслабление, растяжение;
  • При выполнении изометрических упражнений важное значение имеет выбор позы и величины суставных углов;
  • Целесообразно выполнение изометрических упражнений в позах, соответствующих моменту проявления максимальных усилий в спортивном упражнении
Метод изокенетических усилий При применении метода задается не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения; Упражнения выполняются на специальных тренажерах, которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные усилия, дает возможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всего движения; Упражнения изокинетического характера исключают возможность получения мышечносуставных травм, так как тренажер приспасабливается к возможностям индивида во всем диапазоне движения; Позволяет достигать большей силы при меньшем числе повторений упражнения, поскольку каждое повторение загружает мышцу по всей траектории; В процессе всего выполнения упражнения человек видит свой результат и может соревноваться сам с собой;

Метод изокенетических усилий

  • При применении метода задается не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения;
  • Упражнения выполняются на специальных тренажерах, которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные усилия, дает возможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всего движения;
  • Упражнения изокинетического характера исключают возможность получения мышечносуставных травм, так как тренажер приспасабливается к возможностям индивида во всем диапазоне движения;
  • Позволяет достигать большей силы при меньшем числе повторений упражнения, поскольку каждое повторение загружает мышцу по всей траектории;
  • В процессе всего выполнения упражнения человек видит свой результат и может соревноваться сам с собой;
Метод динамических усилий

Метод динамических усилий

«Ударный метод»

«Ударный метод»

Скоростные способности и методика их развития Скоростные способности  – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени

Скоростные способности и методика их развития

Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени

Скоростные способности Подвижности нервных процессов, скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно; Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости; Эффективности внутримышечной и межмышечной координации; Совершенства техники движений; Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости; Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза;    Уровень развития и проявления скоростных способностей зависят:

Скоростные способности

  • Подвижности нервных процессов, скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
  • Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости;
  • Эффективности внутримышечной и межмышечной координации;
  • Совершенства техники движений;
  • Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости;
  • Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза;

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависят:

Развитие быстроты двигательной реакции

Простая – ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал

Сложная – чаще всего встречаются в играх и единоборствах

  • Различают 3 фазы :
  • Выделяют : реакции на движущийся объект и реакции выбора;

Сенсорную (от момента появления сигнал до первых признаков мышечной активности);

Премоторную (от появления электрической активности мышц до начала движения);

Моторную (от начала движения до его завершения)

  • Реакция на движущийся объект складывается из 4 элементов :
  • Сенсорная и премоторная фазы латентный компонент реакции, а моторная двигательный
  • Соотношение латентного и моторного компонентов зависит от характера реакции, вида спорта, квалификации, утомления и пр.
  • Время восприятия звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени восприятия зрительного раздражителя
  • Человек должен увидеть объект;
  • Оценить направление и скорость его движения;
  • Выбрать план действий;
  • Начать его осуществление;
  • Реакция выбора – связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки
Развитие простой двигательной реакции Используются упражнения, направленные на выполнение определенного движения на заранее обусловленные сигналы; Упражнения выполняются в облегченных условиях, условиях максимально приближенных максимально приближенных к соревновательным, а так же в вариативных ситуациях; Наиболее распространенный метод развития реакции является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал; Для детей школьного возраста необходимо использовать игровой метод, он предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров; Сенсорный метод – основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени;

Развитие простой двигательной реакции

  • Используются упражнения, направленные на выполнение определенного движения на заранее обусловленные сигналы;
  • Упражнения выполняются в облегченных условиях, условиях максимально приближенных максимально приближенных к соревновательным, а так же в вариативных ситуациях;
  • Наиболее распространенный метод развития реакции является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал;
  • Для детей школьного возраста необходимо использовать игровой метод, он предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров;
  • Сенсорный метод – основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени;
Развитие сложных двигательных реакций Для развития реакции на движущийся объект используются упражнения, в которых постепенно увеличивается скорость движения объекта, изменяется размер движущегося объекта, сокращается дистанция между объектом и занимающимися;  Для развития реакции выбора следует постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения, развивать способность предугадывать действия партнера или противника. Реагировать не столько на человека, сколько на малозаметные подготовительные действия, движения и внешний вид; Время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий, умений и технических приемов, выработанных в длительной тренировке;

Развитие сложных двигательных реакций

  • Для развития реакции на движущийся объект используются упражнения, в которых постепенно увеличивается скорость движения объекта, изменяется размер движущегося объекта, сокращается дистанция между объектом и занимающимися;
  • Для развития реакции выбора следует постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения, развивать способность предугадывать действия партнера или противника. Реагировать не столько на человека, сколько на малозаметные подготовительные действия, движения и внешний вид;
  • Время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий, умений и технических приемов, выработанных в длительной тренировке;
Развитие быстроты одиночного движения

Развитие быстроты одиночного движения

Развитие комплексных форм проявления скоростных способностей Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием двигательной деятельности; Для повышения уровня развития скоростных способностей выделяют два методических подхода: Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление; Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта; В качестве средств для развития комплексных форм используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью; Ведущим методом развития является повторный метод, основное стремление при этом превысить максимальную скорость; Движения осуществляются с максимальной скоростью, скорость не должна падать к концу выполнения задания; Игровой и соревновательный метод создают дополнительный стимул для проявления скоростных возможностей за счет интереса, мотивации, эмоционального подъема;

Развитие комплексных форм проявления скоростных способностей

  • Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием двигательной деятельности;
  • Для повышения уровня развития скоростных способностей выделяют два методических подхода:
  • Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление;
  • Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта;
  • В качестве средств для развития комплексных форм используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью;
  • Ведущим методом развития является повторный метод, основное стремление при этом превысить максимальную скорость;
  • Движения осуществляются с максимальной скоростью, скорость не должна падать к концу выполнения задания;
  • Игровой и соревновательный метод создают дополнительный стимул для проявления скоростных возможностей за счет интереса, мотивации, эмоционального подъема;
Координационные способности и методика их развития Координационные способности - Определяются  это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции Врожденные и наследственные анатомо-физиологическими особенностями организма; Свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов; Строение коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей других отделов ЦНС; Уровень развития отдельных анализаторов Особенности строения нервно-мышечного аппарата; Свойства продуктивности психических процессов; Особенности саморегуляции;

Координационные способности и методика их развития

Координационные способности -

Определяются

это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции

  • Врожденные и наследственные анатомо-физиологическими особенностями организма;
  • Свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов;
  • Строение коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей других отделов ЦНС;
  • Уровень развития отдельных анализаторов
  • Особенности строения нервно-мышечного аппарата;
  • Свойства продуктивности психических процессов;
  • Особенности саморегуляции;
Компоненты координационных способностей

Компоненты координационных способностей

Методика развития координационных спосбностей

Методика развития координационных спосбностей

Совершенствование способности сохранять равновесие Это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой.

Совершенствование способности сохранять равновесие

Это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие.

Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой.

Совершенствование ритмических способностей Упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, ногами, головой и туловищем под счет;  Упражнения в движении: ходьба с хлопками, ходьба и бег с изменением темпа и в постоянном темпе  Танцевальные упражнения  Импровизированные упражнения – двигательная импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец Средства развития ритмичности Ритмичность, как сенсомоторная способность человека характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных моментов движений в пространстве и времени; Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются двумя способами : Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или иным сигналам, следующие друг за другом в определенной последовательности и через определенные интервалы времени; Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов

Совершенствование ритмических способностей

  • Упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, ногами, головой и туловищем под счет;
  • Упражнения в движении: ходьба с хлопками, ходьба и бег с изменением темпа и в постоянном темпе
  • Танцевальные упражнения
  • Импровизированные упражнения – двигательная импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец

Средства развития ритмичности

Ритмичность, как сенсомоторная способность человека характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных моментов движений в пространстве и времени;

Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются двумя способами :

  • Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или иным сигналам, следующие друг за другом в определенной последовательности и через определенные интервалы времени;
  • Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов

Совершенствование способности к произвольному расслаблению мышц

  • Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц;
  • При плохой способности произвольно управлять расслаблением различных мышечных групп ухудшается кровоснабжение мышц и возрастают энерготраты, снижается скорость движения и величина развиваемых усилий, ухудшается техника движений;
  • Выделяют две формы расслабления мышц:
  • Первая форма – характеризует общую способность человека к расслаблению и выражается в умении не напрягать мышечные группы не участвующие в работе;
  • Вторая форма – характеризует скорость расслабления мышц сразу же после их рабочего напряжения;
  • Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяются специальные упражнения, включающие различный формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп;
  • Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от напряженного состояния мышц к расслабленному;
  • Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять мышцы с одновременным напряжением других;
  • Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдыха в каждом цикле движений;
Выносливость и методика ее развития   Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда факторов: Наличия энергетических ресурсов в организме человека; Уровня функциональных возможностей различных систем организма; Быстроты активизации систем организма; Устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастание кислородного долга, повышение уровня молочной кислоты); Экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма; Подготовленности ОДА; Совершенства технико-тактического мастерства; Личностно-психологических особенностей Это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности

Выносливость и методика ее развития

Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда факторов:

  • Наличия энергетических ресурсов в организме человека;
  • Уровня функциональных возможностей различных систем организма;
  • Быстроты активизации систем организма;
  • Устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма (нарастание кислородного долга, повышение уровня молочной кислоты);
  • Экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма;
  • Подготовленности ОДА;
  • Совершенства технико-тактического мастерства;
  • Личностно-психологических особенностей

Это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности

Развитие выносливости Формы проявления выносливости Виды выносливости Выносливость к работе циклического, ациклического, смешенного характера; Выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, умеренной, большой); Статическая или динамическая; Локальная, региональная, глобальная Аэробная или анаэробная Скоростная, силовая, координационная; Общая и специальная; Дистанционная, игровая, многоборная и др. Общая выносливость – способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса»тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические; Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности

Развитие выносливости

Формы проявления выносливости

Виды выносливости

  • Выносливость к работе циклического, ациклического, смешенного характера;
  • Выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, умеренной, большой);
  • Статическая или динамическая;
  • Локальная, региональная, глобальная
  • Аэробная или анаэробная
  • Скоростная, силовая, координационная;
  • Общая и специальная;
  • Дистанционная, игровая, многоборная и др.
  • Общая выносливость – способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса»тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические;
  • Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности
Развитие выносливости В зависимости от специфичности работы специальная общая В зависимости от преимущественного проявления других способностей силовая координационная скоростная В зависимости от мощности работы Выносливость к работе умеренной мощности Выносливость к работе большой мощности Выносливость к работе субмаксимальной мощности Выносливость к работе максимальной мощности

Развитие выносливости

В зависимости от специфичности работы

специальная

общая

В зависимости от преимущественного проявления других способностей

силовая

координационная

скоростная

В зависимости от мощности работы

Выносливость к работе умеренной мощности

Выносливость к работе большой мощности

Выносливость к работе субмаксимальной мощности

Выносливость к работе максимальной мощности

Развитие скоростной выносливости Способность поддерживать максимальную скорость длительное время; Выносливость проявляется только в том случае, когда имеются явления утомления. Организм на подобные явления отвечает повышением уровня развития выносливости; В зависимости от характера энергетического обеспечения мышечной деятельности выделяют три вида скоростей передвижения: Субкритическая скорость: расход энергии невелик, и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности), развивается аэробные механизмы; Критическая: при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях максимальных величин, развивается аэробно-анаэробные механизмы; 3. Надкритическая скорость: кислородный запрос превышает аэробные возможности человека и выполнение упражнения происходит в условиях кислородного долга, развиваются анаэробные возможности

Развитие скоростной выносливости

  • Способность поддерживать максимальную скорость длительное время;
  • Выносливость проявляется только в том случае, когда имеются явления утомления. Организм на подобные явления отвечает повышением уровня развития выносливости;
  • В зависимости от характера энергетического обеспечения мышечной деятельности выделяют три вида скоростей передвижения:
  • Субкритическая скорость: расход энергии невелик, и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности), развивается аэробные механизмы;
  • Критическая: при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях максимальных величин, развивается аэробно-анаэробные механизмы;

3. Надкритическая скорость: кислородный запрос превышает аэробные возможности человека и выполнение упражнения происходит в условиях кислородного долга, развиваются анаэробные возможности

Развитие скоростной выносливости в работе максимальной мощности Скоростная выносливость в зоне максимальной мощности характерна для упражнений продолжительностью от 9 до 20 с; Основным средством развития выносливости в этой зоне является преодоление отрезков, равных или больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близкой к ней скоростью; Следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастанием утомления, если скорость начинает падать в первые секунды, то это говорит о недостаточной выносливости в стартовом разгоне, если скорость падает с середины дистанции, то речь идет о недостаточной скоростной дистанционной выносливости; В процессе занятий используется главным образом повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90-95% от максимальной и продолжительностью 10-20 с. Число повторений упражнения в каждой серии 3-4 раза, количество серий 2-3, для спортсменов 4-6.

Развитие скоростной выносливости в работе максимальной мощности

  • Скоростная выносливость в зоне максимальной мощности характерна для упражнений продолжительностью от 9 до 20 с;
  • Основным средством развития выносливости в этой зоне является преодоление отрезков, равных или больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близкой к ней скоростью;
  • Следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастанием утомления, если скорость начинает падать в первые секунды, то это говорит о недостаточной выносливости в стартовом разгоне, если скорость падает с середины дистанции, то речь идет о недостаточной скоростной дистанционной выносливости;
  • В процессе занятий используется главным образом повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90-95% от максимальной и продолжительностью 10-20 с. Число повторений упражнения в каждой серии 3-4 раза, количество серий 2-3, для спортсменов 4-6.

Развитие скоростной выносливости в работе субмаксимальной мощности

  • Проявляется преимущественно в упражнениях максимальной продолжительности не менее 50 с и не более 4-5 мин;
  • Основным средством развития скоростной выносливости в этой зоне является преодоление тренировочных отрезков разной длины со скоростью, превышающей соревновательную;
  • При планировании нагрузки следует принимать во внимание не только скорость выполнения упражнения, но и удельный вес работы различной интенсивности в общем объеме нагрузки или в общем балансе времени;
  • При работе субмаксимальной мощности предельной продолжительностью 40-45 с упражнения выполняются с очень большой интенсивонстью, энергообеспечение происходит за счет анаэробного распада гликогена;
  • При развитии скоростной выносливости на дистанциях 45с-4,5 мин, энергообеспечение во многом зависит от анаэробного распада гликогена и аэробного окисления гликогена;
  • Основной метод повторный, длительность одного повторения от 1 до 5 мин, скорость передвижения 80-85% от максимальной. Количество повторений упражнения в одной серии 4-6 раз, 2-4 серии. Интервалы отдыха между повторениями 4-8 мин, между сериями 10-15 мин;
Развитие скоростной выносливости в работе большой мощности Проявляется в упражнениях, длительность которых может достигать примерно 2-10 мин и более; Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью близкой к критической или равной ей, такая работа вызывает максимальное потребление кислорода; Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный метод; Переменный метод чаще всего используют по принципу «фартлека» Повторный метод, длительность одного повторения колеблется от 5 до 10 мин, отрезки близкие к соревновательным, проходят на скорости 85-90% от соревновательной, количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз, 2-3 серии, отдых между сериями от 3 до 10 мин; По мере подготовленности спортсменов для развития выносливости применяется интервальный метод;

Развитие скоростной выносливости в работе большой мощности

  • Проявляется в упражнениях, длительность которых может достигать примерно 2-10 мин и более;
  • Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью близкой к критической или равной ей, такая работа вызывает максимальное потребление кислорода;
  • Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный метод;
  • Переменный метод чаще всего используют по принципу «фартлека»
  • Повторный метод, длительность одного повторения колеблется от 5 до 10 мин, отрезки близкие к соревновательным, проходят на скорости 85-90% от соревновательной, количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз, 2-3 серии, отдых между сериями от 3 до 10 мин;
  • По мере подготовленности спортсменов для развития выносливости применяется интервальный метод;

Развитие скоростной выносливости в работе умеренной мощности

  • Характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность составляет от 9 до 10 мин и до 1-1,5 ч и более;
  • В основе скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях лежит емкость аэробного механизма энергопродукции, т.е., запасы гликогена в мышцах и печени, жирных кислот;
  • Основными средствами развития скоростной выносливости является бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и др. циклические виды;
  • Основными методами развития выносливости в данной зоне являются повторный, равномерный , переменный и интервальный методы;
  • Равномерный метод, упражнения выполняются с относительно постоянной скоростью 75-80%, в течение 20 мин и более, создаются оптимальные условия для развития ССС и ДС;
  • Переменный метод, оптимальная скорость передвижения 60-80% от критической;
  • Повторный преодолеваются более короткие отрезки, по-сравнению с соревновательными, скорость превышает соревновательную на 6-10%, отдых 15-20 мин;
  • Интервальный метод, прохождение коротких отрезков, с короткими паузами отдыха, с большим числом повторений;
Развитие силовой выносливости Формы проявления силовой выносливости       В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют: динамическую силовую выносливость; статическую силовую выносливость;  В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе различают: локальную силовую выносливость, когда в работе участвуют менее 1/3 общего объема мышц тела; региональную силовую выносливость, когда в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы; Глобальную силовую выносливость, когда в работе задействовано свыше 2/3 мышц тела   Это способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия, - это одна из наиболее значимых физических способностей; От уровня ее развития во многом зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности;

Развитие силовой выносливости

Формы проявления силовой выносливости

В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют:

  • динамическую силовую выносливость;
  • статическую силовую выносливость;

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе различают:

  • локальную силовую выносливость, когда в работе участвуют менее 1/3 общего объема мышц тела;
  • региональную силовую выносливость, когда в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы;
  • Глобальную силовую выносливость, когда в работе задействовано свыше 2/3 мышц тела

Это способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия, - это одна из наиболее значимых физических способностей;

От уровня ее развития во многом зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности;

Динамическая силовая выносливость

Динамическая силовая выносливость

Статическая силовая выносливость Типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных, околопредельных и умеренных напряжений, необходимых для сохранения определенной позы; Выносливость к статическому усилию во многом зависит от силы напряжения мышц; Для развития статической силовой выносливости применяются различные изометрические упражнения, выполнение которых должно ограничиваться стадией компенсированного утомления, т.е. статическими нагрузками 82-86% от максимальной; В комплексы изометрических упражнений входят обычно не более 6-9 упражнений. Длительность статического напряжения мышц должна продолжаться 12-20 с.; Главную роль в развитии статической выносливости играет повторный метод; Выполнение многих изометрических упражнений связано с большим натуживанием всего организма, поэтому в возрасте 7-14 лет применять их надо осторожно, в малых объемах;

Статическая силовая выносливость

  • Типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных, околопредельных и умеренных напряжений, необходимых для сохранения определенной позы;
  • Выносливость к статическому усилию во многом зависит от силы напряжения мышц;
  • Для развития статической силовой выносливости применяются различные изометрические упражнения, выполнение которых должно ограничиваться стадией компенсированного утомления, т.е. статическими нагрузками 82-86% от максимальной;
  • В комплексы изометрических упражнений входят обычно не более 6-9 упражнений. Длительность статического напряжения мышц должна продолжаться 12-20 с.;
  • Главную роль в развитии статической выносливости играет повторный метод;
  • Выполнение многих изометрических упражнений связано с большим натуживанием всего организма, поэтому в возрасте 7-14 лет применять их надо осторожно, в малых объемах;
Гибкость и методика ее развития Гибкость – комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга; Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения;

Гибкость и методика ее развития

Гибкость – комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга;

Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения;

Виды гибкости

Виды гибкости

Средства развития гибкости Динамически активные упражнения : разнообразный наклоны, повороты, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями и без них; Динамически пассивные упражнения : упражнения с «самозахватом», с помощью воздействия партнера, с преодолением внешнего сопротивления, с использованием дополнительной опоры, или массы собственного тела; Статически активные упражнения : предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом состоянии мышцы находятся до 5-10 с.; Статически пассивные упражнения : удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил – партнера, снарядов, веса собственного тела; Комбинированные упражнения : растягивание обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. Махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед-вверх на околопредельной высоте;

Средства развития гибкости

  • Динамически активные упражнения : разнообразный наклоны, повороты, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями и без них;
  • Динамически пассивные упражнения : упражнения с «самозахватом», с помощью воздействия партнера, с преодолением внешнего сопротивления, с использованием дополнительной опоры, или массы собственного тела;
  • Статически активные упражнения : предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом состоянии мышцы находятся до 5-10 с.;
  • Статически пассивные упражнения : удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил – партнера, снарядов, веса собственного тела;
  • Комбинированные упражнения : растягивание обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. Махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед-вверх на околопредельной высоте;
Методы развития гибкости Основным методом развития гибкости является повторный метод. Предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности; Повторный метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения; Комбинированные способы развития гибкости: одним из них является метод предварительного пассивного растяжения мышц с последующим их активным статическим напряжением, уменьшением напряжения (расслаблением) и последующим растягиванием; При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40-45% - активные динамические, 20% статические, 35-40% пассивные;

Методы развития гибкости

  • Основным методом развития гибкости является повторный метод. Предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности;
  • Повторный метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения;
  • Комбинированные способы развития гибкости: одним из них является метод предварительного пассивного растяжения мышц с последующим их активным статическим напряжением, уменьшением напряжения (расслаблением) и последующим растягиванием;
  • При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40-45% - активные динамические, 20% статические, 35-40% пассивные;