СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультминутки на уроке ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В преподавании «Изобразительного искусства"  реализуются разнообразные технологии. Особое место в изучении данного курса занимают здоровьесберегающие технологии, среди которых многие учителя особо выделяют физкультминутки. В данной статье я делюсь своими наработками: тематическими физкультминутками и играми. 

Просмотр содержимого документа
«Физкультминутки на уроке ИЗО»

Тематические физкультминутки  

     на уроках ИЗО 

В преподавании «Изобразительного искусства" реализуются разнообразные технологии. Особое место в изучении данного курса занимают здоровьесберегающие технологии, среди которых многие учителя особо выделяют физкультминутки. 

Однако, необходимо отметить, что зачастую учителя используют давно известные, тривиальные физкультминутки, например, "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…" или "Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась…", которые идут вразрез с изучаемой темой урока, а порой, противоречат возрастным особенностям учащихся.  

Будет ли иметь должный эффект проведённая физкультминутка? Очень сомневаюсь. Намного интереснее, если это новая физкультминутка и к тому же соответствует изучаемой теме на уроке. Физкультминутки, органично включенные в ход урока и соответствующие его содержанию, мы называем тематическими.  

Вот приметы тематических физкультминуток: 

Урок в первом классе " Постройки в нашей жизни" 

В нашем городе здания -высокие (руки вверх) 

Есть проспекты, аллеи широкие (руки в стороны) 

Есть мосты над реками -радугой (руки описывают дуги вправо-влево). 

И фонтаны бъют в небо-  радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони). 

В нашем городе реки-глубокие (наклонились, руки вниз) 

Фонари красотою- строгие (руки вверх) 

В скверах- парках деревья -зеленые (руки вверх; движения вправо -влево) 

Мы в свой город с детства -влюбленные! (похлопали в ладоши) 

Урок во втором классе «Цветочная поляна»

На лугу растут цветы. 

На лугу растут цветы 

Небывалой красоты. 

(Потягивания-руки в стороны.) 

К солнцу тянутся цветы. 

С ними потянись и ты. 

(Потягивания- руки вверх.) 

Ветер дует иногда, 

Только это не беда. 

(Дети машут руками, изображая ветер.) 

Наклоняются цветочки, 

Опуская лепесточки. 

(Наклоны) 

А потом опять встают 

И по – прежнему цветут. 

 

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на уроках рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.  

Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.  Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке, как условия успешного обучения.  

Активизацию двигательной активности учащихся на уроке можно эффективно внедрять в образовательный процесс по изучаемому предмету. Возможности курса «Изобразительного искусства»  достаточно разнообразны и позволяют включать физкультминутки в учебно-воспитательный процесс урока. Приведём примеры физкультминуток обучающего характера на уроках «Изобразительного искусства». 

 

Игра "Теплые – холодные цвета" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физкультминутка при изучении темы во втором классе для закрепления знаний о холодных и теплых цветах.  

Правила: Если дети видят карточку с теплым цветом, то они должны подпрыгнуть вверх на двух ногах, а если карточку с холодным цветом, то выполняются приседания. По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять нейтральные цвета: черный и белый  не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.  

«Теплые-холодные цвета».  

Красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, черный и т. д. 

По аналогии можно проводить подобные физкультминутки и на других уроках, требующих классификации «Тихие и звонкие цвета». Или можно повторить жанры или виды искусства в среднем звене. 

Так же в качестве физкультминутки могут быть использованы и игры, которые, в первую очередь, направлены на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимают статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такие игры при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить.

"Испорченный телефон"

Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение.

Примеры фраз и определений: 

Маринист-художник изображающий море. 

Декоративный - украшенный нарядный. 

Натюрморт - неподвижная, " мертвая натура" 
Перспектива-учение  о способах передачи пространства на плоскости. 

(Определения зависят, от темы урока . Здесь предложены определения, которые я использую на уроках в среднем звене.) 

Пример игры снимающей статическое напряжение мышц:

Игра «Скульптура»

Тема: Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) 2 класс

Поиграем в скульптуру? Я буду говорить название скульптуры, а вы показывать, представляя себя изображением в объеме. 

(Учитель обращает внимание детей на удачно выбранные движения) 

  1. Илья Муромец скачет на коне. 

  1. Кощей над златом чахнет. 

  1. Иван- царевич пускает стрелу. 


Игра «Птичий карнавал»

Тема: «Праздник птиц» 1 класс

Ребята выполняют произвольные движения под музыку. Свободные динамические движения, показывающих птиц

  1. Полет

  2. Воробьиная ходьба

  3. Цапля на прогулке

  4. Птичий танец.



Использование тематических физкультминуток на уроках  "Изобразительного искусства", не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физкультминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий.