МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «КАМЕНСК–УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-производственной работе _______ Т.А. Исакова подпись инициалы, фамилия «20» апреля 2022 г.. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
преподавателя Т.И Балдиной.
инициалы, фамилия
Дисциплина: ОУД.02 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА.
основной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Составлен на основании рабочей программы, утверждённой 19.04.2022 г.
Рассмотрен на заседании цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
20 апреля 2022 г. Протокол №11
Председатель ЦК ________________________/А.Н.Аркушина ____
подпись инициалы, фамилия
г. Каменск-Уральский, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта фондов оценочных средств
Область применения
Объекты оценивания – результаты освения оуд
Формы контроля и оценки результатов освоения оуд
Система оценивания в текущем контроле и промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по ОУД
Спецификация дифференцированного зачета
I Паспорт фонда оценочных средств
1. Область применения
Фонд оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОУД.02 Русский язык и литература. Литература. К основной образовательной программе среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Объем часов на аудиторную нагрузку по ОУД 117 часов.
2. Объекты оценивания – результаты освоения ОУД
ФОС позволяет оценить следующие результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
• личностных:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
-сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
3. Формы контроля и оценки результатов освоения ОУД
В соответствии с учебным планом специальности 09.02.07. Информационные системы и программирование на основе рабочей программы ОУД.02 Русский язык и литература. Литература предусматривается текущий и промежуточный контроль результатов освоения.
3.1 Формы текущего контроля
Текущий контроль результатов освоения ОУД в соответствии с рабочей программой происходит при использовании такой формы контроля, как:
- проверка выполнения контрольных работ студентов.
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля - устный опрос, тестирование по темам отдельных занятий, проверка составленных тестов и кроссвордов по отдельным темам.
Проверка выполнения контрольных работ. Контрольная работа проводится с целью контроля усвоенных умений и знаний и последующего анализа типичных ошибок и затруднений студентов в конце изучения темы или раздела.
Перечень контрольных работ:
Контрольная работа № 1. А.Н. Островский. Литературно-театральная деятельность. «Тёмное царство» — художественное открытие драматурга.
Контрольная работа № 2. И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов» (обзор).
Контрольная работа № 3. Ф.М. Достоевский. Художественный мир писателя. Роман «Преступление и наказание».
Контрольная работа № 4. Л.Н. Толстой. Личность писателя. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
Контрольная работа № 5. С.А Есенин. Краткий очерк жизни и творчества. Тема Родины в лирике Есенина.
Контрольная работа № 6. Великая отечественная война в русской литературе.
Контрольная работа №7. Современная литературная ситуация.
Сводная таблица по применяемым формам и методам текущего контроля и оценки результатов обучения.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: -содержание изученных литературных произведений; -основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; -основные теоретико-литературные понятия; -основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: в форме оценки выполнения контрольных работ и устного опроса, тестирование Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета по дисциплине. |
уметь: -воспроизводить содержание литературного произведения; -анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); -анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; -соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; -определять род и жанр произведения; -сопоставлять литературные произведения; -выявлять авторскую позицию; -выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; -аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; -писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: в форме оценки выполнения контрольных работ и устного опроса, тестирование Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета по дисциплине. |
3.2 Форма промежуточной аттестации.
Форма аттестации – дифференцированный зачет, спецификация которого содержится в данном ФОС.
Краткая характеристика оценочных материалов.
Оценочные материалы представлены в двух частях. Первая часть - тестовые задания, определяющие уровень знаний по основным разделам «Литература 19 века», «Литература 20 века». Вторая часть – практические задания, направленные на определение уровня владения словесным искусством, знание содержания литературных произведений, знание основных теоретико-литературных понятий.
4.Система оценивания в текущем контроле и промежуточной аттестации
При оценивании практической работы студента учитывается следующее:
-качество устного ответа обучающегося;
-качество устного пересказа обучающегося;
-качество выразительного чтения обучающегося;
-качество выполнения контрольной работы.
Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)
Критерии оценивания устного ответа:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Устный пересказ
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если
1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если
I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные
отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если
1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения
последовательности изложения;
3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, u1074 встречается
неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если
1) работа не соответствует теме и заданию;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
Выразительное чтение
правильная постановка логического ударения – 1 балл
соблюдение пауз – 1 балл
правильный выбор темпа – 1 балл
соблюдение нужной интонации – 1 балл
безошибочное чтение – 1 балл
Высокий уровень (отметка «5») - 5 баллов (выполнены правильно все требования); Повышенный уровень (отметка «4») – 3/4 балла (не соблюдены 1-2 требования); Базовый уровень (отметка «3») – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
Низкий уровень (отметка «2») – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Контрольная работа
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части
и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.
Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90%
заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.
II Промежуточная аттестация
1.Спецификация дифференцированного зачета.
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования. Тестовые задания подготовлены в одном варианте, который содержит вопросы, охватывающие весь материал курса «Русский язык и литература. Литература» за весь период обучения в количестве 117 часов.
В результате проведения дифференцированного зачета проверяется уровень знаний и умений по данной дисциплине. К сдаче дифференцированного зачета допускаются обучающиеся, выполнившие и защитившие все работы.
Обучающимся, сдающим дифференцированный зачет необходимо иметь с собой зачетную книжку.
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования.
Во время проведения дифференцированного зачета запрещается:
- использование любых рукописных и печатных материалов;
- разговоры с другими лицами (кроме преподавателя);
- перемещения в аудитории без согласования с преподавателем.
5. Порядок проведения зачета:
- каждому обучающемуся выдается тестовое задание;
- на выполнение задания отводится академический час (один урок);
- после окончания дифференцированного зачета преподаватель объявляет обучающимся сроки объявления результатов (два учебных дня);
- после проверки выполненных обучающимися в ходе дифференцированного зачета заданий, результаты с объяснением причин принятия индивидуальных решений о его результатах, доводятся до сведения обучающихся, оценки выставляются в зачетную книжку.
- по просьбе обучающегося зачетное задание может быть однократно заменено другим. (При этом количество вопросов в задании и критерий успешной сдачи зачета увеличивается на один вопрос по выбору преподавателя);
- по решению преподавателя с обучающимся может быть проведено дополнительное собеседование для принятия окончательного решения о результатах сдачи зачета
- повторная сдача зачета - по согласованию с преподавателем производится - не ранее, чем через два дня после предыдущей сдачи, необходимых для подготовки по сдаваемому предмету.
Дифференцированный зачет по литературе.
Часть 1.
1. Из перечисленных писателей выделите одного, творчество, которого не было изучено:
А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, А.А.Ахматова, Ф.М.Достоевский, М. А. Булгаков, М.Ю Лермонтов, А.А.Блок, И.С.Тургенев, А. Т. Твардовский, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский.
2. Героем какого произведения является Евгений Базаров:
А) «Преступление и наказание»
Б) «Отцы и дети»
В) «Война и мир»
Г) «Гроза»
3. Кто из писателей является автором произведения « Кому на Руси жить хорошо»:
А) А.Н.Островский
Б) М.А.Шолохов
В) И.В.Тургенев
Г) Н.А.Некрасов
4. Кто ввел определение «Серебряный век»? Определить автора, раскрыть значение данного понятия.
А) Н.Бердяев В) А.Блок
Б) Н.Оцуп Г) В.Соловьев
5. Распределите поэтов «серебряного века» по направлениям.
Ахматова, Блок, Цветаева, Маяковский, Северянин, Гумилев, Бальмонт, Белый, Хлебников, Мандельштам, Городецкий.
А) символизм;
Б) акмеизм;
В) футуризм.
6. Определите какому направления литературы «серебряного века» соответствует определение: «Новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом».
А) символизм
Б) футуризм
В) имаженизм
Г) акмеизм
7. Соотнесите писателя с его произведением.
Ахматова, Тургенев, Некрасов, Толстой, Блок, Островский, Достоевский, Горький, Булгаков, Твардовский
«Стихи о Прекрасной Даме», «Василий Теркин», «На дне», «Кому на Руси жить хорошо», «Реквием», «Собачье сердце», «Война и мир», «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети».
8. Ниже даны семь фамилий писателей и восемь периодов жизни. Соотнесите семь фамилий и периодов, восьмой дополните сами:
М. А. Булгаков А)1910-1971
М. Горький Б) 1889-1966
А. А. Ахматова В)1891-1940
А. Т. Твардовский Г) 1868-1936
А.П. Чехов Д) 1821-1881
Ф. М. Достоевский Е)1860- 1904
Л.Н. Толстой Ж)1828-1910
З) 1821-1877
Часть 2.
1. Определите произведение и автора по приведённым ниже отрывкам:
1)Спит герой, храпит – и точка.
Принимает всё, как есть.
Ну, своя – так это ж точно.
Ну, война – так я же здесь.
2) Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
3) Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.
4)Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая.
5) В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
6)Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! )Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!
2. Выделите основные периоды военной прозы 50-70 годов 20 века. Охарактеризуйте каждый период.
3. Охарактеризуйте направления в поэзии «серебряного века» (одно по выбору) Дайте свою оценку.
Для получения оценки по пятибалльной шкале используют шкалу перевода:
91-100% правильных действий - оценка 5 (отлично)
71-90% правильных действий - оценка 4 (хорошо)
61-70% правильных действий - оценка 3 (удовлетворительно)
менее 60% правильных действий - оценка 2 (неудовлетворительно)
При подготовке к дифференцированному зачету рекомендуется использовать:
Основные источники
Печатные издания
Обернихина Г.А. Русский язык и литература. Литература: В 2 ч.: Ч. 1 : учебник - 3-е изд., испр. и доп. – М. : ИЦ «Академия», 2016.
Обернихина Г.А. Русский язык и литература. Литература: В 2 ч.: Ч. 2 : учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИЦ «Академия», 2016.
Дополнительные источники
Печатные издания
В мире литературы. 10 кл. : учебник общеобразоват. учеб. заведений / А. Г. Кутузов, А. К. Кисилев, Е. С. Романичева [и др.] ; под. ред. А. Г. Кутузова. – М. : Дрофа, 2000. – 400 с.
Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для общеобразоват. учеб. заведений / В. В. Агеносов [и др.] ; под. ред. В. В. Агеносова. – 5-е изд. – М. : Дрофа, 2001. – 512 с.Электронные издания
Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2 ч. Ч. 2 : учебник для общеобразоват. учеб. заведений / В. В. Агеносов [и др.] ; под. ред. В. В. Агеносова. – 5-е изд. – М. : Дрофа, 2001. – 512 с.