Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №2 имени Героя Советского Союза
Зои Анатольевны Космодемьянской» города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-матема- тического цикла Руководитель МО ______/И.В.Тишковская (Протокол №____ от «___»_______2018 г.) | СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета (протокол № 10 от 30 августа 2018 г.) | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________ Л.А.Авдеева (приказ от 31 августа 2018г. № 156) |
фонд оценочных средств
по учебному предмету
«Русский язык»
Учитель: Тишковская И.В.
Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету «Русский язык»
6 класс
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Наименование оценочного средства |
1 | Морфемика. Словообразование. Орфография | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
2 | Лексикология. Орфография. Культура речи | Словарный диктант Контрольная работа |
3 | Морфология. Орфография. Культура речи | Контрольная работа Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольное сочинение Контрольное сочинение Контрольное изложение Контрольное изложение |
4 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Словарный диктант |
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Ранняя весна
Вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах. Стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав и плоды шиповника казались кофейными зернами.
Ветки слегка шумели от легкого ветра. Они будто ощупывали друг друга, то притрагивались концами, то чуть прикасались серединой сучьев. Верхушки стволов легонько покачивались. Деревья казались живыми даже и безлистые. Все было таинственно-шуршащим и густо-пахнущим. За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное.
(По Г. Троепольскому)
Грамматическое задание
Выполнить синтаксический разбор предложения:
1в Ветки слегка шумели от легкого ветра.
2в Верхушки стволов легонько покачивались.
Выполнить морфемный разбор:
1в Пробежит, припасались, живыми.
2в Смотрит, покачивались, безлистые.
Выписать слова с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
Контрольная работа по теме «Лексикология Орфография, Культура речи»
(задания разного уровня сложности)
2 вариант
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Лексикология - это …
2. Замените определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено специальностью, называются …
Б. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются …
В. Слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по своему лексическому значению, называются …
3. Продолжи мысль:
А. По происхождению лексика делится на …
Б. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
В. Диалектизмами называются …
4. Восстановите определение:
Слова в русском языке могут употребляться в … и в … значении.
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В. спец.
Практическая часть
1. Какую букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?
Пос..деть к старости, пол..скать ребёнка, прим..рять платье, разв..вается флаг, сп..ши задание, посв..тить рассказ.
2. Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Живое слово, тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, крыло самолёта, тёплый приём, свежая новость, куриное крыло, шёпот листьев, свежие овощи.
3. Выбери пары, где верно указаны синонимы:
Добродушный - доблестный, радушный - гостеприимный, обет - клятва, отрицать - утверждать, соперник - конкурент, робкий - скупой, ликовать - торжествовать.
4. Найдите среди следующих пар слов антонимы:
Могучий - глупый, презирать - уважать, отчаяние - упадок, жажда - увлечение, притеснять - угнетать, благородный - подлый, чужбина - родина, друг - приятель.
5. В какой строке все слова являются эмоционально окрашенными?
А. улыбаться, ходить, реветь, домик, зверюшка, небо, осенний;
Б. кукситься, хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица, душенька;
В. страстный, хитрый, каменный, рубить, дать, мальчишка.
6. Найдите пару русскому слову:
Общительный, подарок, азбука, случайный, представление, мнимый, мировоззрение.
Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация, фиктивный, менталитет, спонтанный.
7. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:
А. Тубус телескопа повреждён.
Б. На мшарах много клюквы.
В. Хирург скальпом разрезал кожу.
Г. Стрелы лежали в колчане.
8. Замените фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами предложения, правильно употребив их.
Рукой подать, как снег на голову, набрать в рот воды, ловить на слове.
1 вариант
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Лексикология - это …
2. Замените определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено территорией, называются …
Б. Устойчивые сочетания слов называются …
В. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению и употреблению в речи, называются …
3. Продолжи мысль:
А. По сфере употребления лексика делится на …
Б. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
В. Профессионализмами называются …
4. Восстановите определение:
Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),
называются … . Слова, заменившие старое название предмета на новое, называются … .
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В. спец.
Практическая часть
1. Какую букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?
Пос..деть на скамейке, пол..скать бельё, прим..рять друзей, язык разв..вается, сп..ши в школу, посв..тить фонариком.
2. Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Каменный дом, светлый день, каменное сердце, провалиться на экзамене, хвост павлина, занавешенное окно, светлые мысли, окно в Европу, провалиться под землю, плестись в хвосте колонны.
3. Выбери пары, где верно указаны синонимы:
Реформа - обсуждение, чуткий - стыдливый, скорбь - покой, пламенный - страстный, почёт - уважение, надменный - слабый, жребий - участь.
4. Найдите среди следующих пар слов антонимы:
Хитрый - лукавый, соперник - конкурент, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать, скорбь - покой, вспыльчивый - сдержанный, недруг - враг.
5. В какой строке все слова являются эмоционально окрашенными?
А. продукты, спектакль, книжный, аптека, двигаться; куст;
Б. паркет, печенье, молоко, вредина, мчаться, дубинноголовый;
В. девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание.
6. Найдите пару русскому слову:
Перерыв, языкознание, независимость, покровитель, исключительный, притворство, украшение.
Слова для справок: лингвистика, эксклюзивный, спонсор, антракт, суверенитет, симуляция, декор.
7. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Маляр размешал палитру в ведре.
В. Полотёр вышел из строя.
Г. Солдаты атаковали форд.
8. Замените фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами предложения, правильно употребив их.
Обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны.
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Грамматическое задание
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 в) и 2 (2 в) предложения четвертого абзаца.
Годовая контрольная работа
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выберите правильный ответ, обведите цифру.
А1. В каком слове пропущена буква И?
1) завис…шь 2) мечта..те 3) бре..шься 4) умыва..шься
А2. В каком примере на месте пропуска не нужно писать Ь?
1) идёш.. 2) молодёж.. 3) пахуч.. 4) береч..
А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подгляд..вать 2) приветств..вовать 3) доклад..вать 4) танц..вать
А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
1) к..снётся 3) разг..рается 3) предл..жили 4) к..сается
А5. В каком примере НЕ с существительным пишется слитно?
1) (не) человек, а зверь 3) (не)правда
2) (не) солдат 4) (не)вежливость, а грубость
А6 . В каком примере на месте пропуска пишется Е?
1) алыч..вый 2) камыш..вый 3) ситц..вый 4) холщ..вый
А7. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) карма..ый 2) деревя..ый 3) хозяйстве..ый 4) ветре..ый
А8. В каком слове пишется суффикс –К-?
1) француз..ий 2) солдат..ий 3) грец..ий 4) матрос..ий
А9. В каком примере НЕ с прилагательным пишется слитно?
1) (не)лёгкий, а тяжёлый 3) (не)высокий, а низкий
2) далеко (не)весёлый 4) (не)здоровый
А10. Какое прилагательное пишется слитно?
1) древне (русский) 3) тёмно (зелёный)
2) русско (немецкий) 4) северо (западный)
А11. В каком числительном в середине не пишется Ь?
1) пят..сот 2) шест..десят 3) девят..сот 4) восем..надцать
А12. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
1) с двадцатью девятью машинами
2) около семиста килограммов
к тридцать шестому километру
А13. В каком примере местоимение пишется через дефис?
1) кое (с) кем 2) (не) кто 3) кем (то) 4) кое (у )кого
А14. В каком предложении на месте пропуска пишется буква Е?
1) Мне н..кого винить 3) Я н..кому не верю
2) Я н..кого не виню. 4) Во дворе н..чего не было.
А15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) пр..ползти 2) пр..тронуться 3) пр..вокзальная 4) пр..пятствие
А16. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ч?
1) барабан..ица 2) стеколь..ик 3) камен..ик 4) смаз..ик
А17. Какое слово является заимствованным?
1) делать 2) ксерокс 3) капля 4) кочет
А18. Суффиксальным способом образовано слово:
1) отлёт 2) предзимний 3) ледоход 4) водительский
А19. К разносклоняемым существительным относится слово:
1) время 2) няня 3) шимпанзе 4) плакса
А20. Какое прилагательное стоит в форме простой сравнительной степени?
1) величайший 2) менее громкий 3) самый умный 4) глубже
А21. Собирательным является числительное:
1) трое 2) одна вторая 3) пятьдесят шестой 4) сто восемь
А22. Глагол ХОТЕТЬ является глаголом:
1) I спряжения 2) II спряжения 3) разноспрягаемым 4) 1-го склонения
Прочитайте текст и выполните задания.
Человеческие руки
(1) Всё, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. (2) Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет. (3) Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. (4) Руки человека управляются с пером и молотом. (5) Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. (6) Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. (7) Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.
(8) Посмотри-ка, дружок, на свои руки, подумай. (9) К какому делу ты их приладишь, чтобы помочь народу построить совсем хорошую, счастливую жизнь? (По Л.Кассилю)
А26. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
Человеку не нужно задумываться о будущем.
Руки человека способны сделать очень многое.
Человеку очень трудно ориентироваться в мире изобретений.
В1. Из предложения 6 выпишите личное местоимение.
В2. Укажите номер предложения, в котором есть обращение. Напишите его номер
В3. Из предложения 7 выпишите притяжательное прилагательное.
В4. Из предложений 7-8 выпишите глаголы в повелительном наклонении.
В5. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Словарный диктант
Просьба, покраска, скользкий, пастбище, древесина, ускоряет, строитель, восьмой, рисовать, дела, наполняет, поседеть – посидеть, разредить – разрядить, посветить – посвятить, отворить – отварить, прекратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, правильное предложение, растительный мир, красивый загар, касание плеча,
приоткрыть ворота, прифронтовая полоса, мягкое приземление.
Словарный диктант
Говорить неправду; не правда, а ложь; остановиться в нерешительности; ничему не научился; никто не скажет; откровенный, туманный, утиный, одиннадцатиметровый гол, о чём-то известишь, за несколько часов, ни с кем не разговаривает, нечего бояться, рассматривать заявление, следовать совету.
Изложение текста художественного стиля (контрольное) (по тексту упр.223 с. 115)
Сочинение по картине (контрольное) (по упр. 286 с.147)
Сжатое изложение (контрольное) (по упр. 460 с.75)
Сочинение-рассуждение (контрольное) (по упр.540 с.115)