СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по дисциплине "География"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд разработан для профессиональных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по дисциплине "География"»


СОГЛАСОВАНА

_______________________________

_______________________________






ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ГЕОГРАФИЯ»





Программа текущей и промежуточной аттестации разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «География»

Разработчик

Зырянова Лариса Владимировна

преподаватель






















  1. Паспорт программы


    1. Результат освоения учебной дисциплины «География»

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижениестудентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик обучению и познанию;

− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

−приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

приводить аргументы и контраргументы;

− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,применению различных методов познания;

− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемуюиз различных источников;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющиестратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельноговыбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− представление о необходимости овладения географическими знаниями сцелью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии

в решении важнейших проблем человечества;

− владение географическим мышлением для определения географическихаспектов природных, социально-экономических и экологических процессов

и проблем;

− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,

протекающих в географическом пространстве;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическимиобъектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявлениязакономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразнойинформации;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровнябезопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических

аспектах экологических проблем.

Уровень овладения умениями и знаниями в семестре оценивается по результатам текущего контроля знаний

Форма промежуточной аттестации по учебной общеобразовательной дисциплине

- дифференцированный зачет









Согласно структуры и содержания учебной дисциплины, предусмотрены следующие формы контролятекущей успеваемости:

- тестирование

- контроль самостоятельной работы обучающихся (в письменной или устной форме):

- выполнение рефератов (докладов)

- подготовка проектов


1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

 оценка компетенций обучающихся, включающая оценку уровня сформированности общих и профессиональных компетенций;

 оценка уровня освоения дисциплины, включающая оценку уровня усвоения знаний и освоения умений.


















Контрольная работа №1.


Тема

Форма контроля

Результат обучения (признаки проявления освоенной компетенции)

Природа и человек в современном мире

Тест

1. Демонстрирует опыт эколого-направленной деятельности

2. Критически мыслит, владеет первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации

3. Осознанно владеет логическими действиями определения понятия, обобщения

4. Имеет представление и демонстрирует знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем, глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса

5. Владеет представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества

Оценочный лист

___ группа

. ФИО

ТЕМА

Природа

и человек в современном мире

















1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















Отметка:

















Критерии оценки:

0 баллов - ставится при отсутствии признака проявления освоенной компетенции.

1 балл - ставится при наличии признака проявления освоенной компетенции.

5 баллов – «5» (отлично)

4 балла – «4» (хорошо)

3-2 балла – «3» (удовлетворительно)

1-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)



Контрольная работа №1 «Природа и человек в современном мире»













За письменные работы (тестовые работы) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Оценка «5» (отлично) - от 100%до 75%

Оценка «4»(хорошо) - от 74% до 50%

Оценка «3»(удовлетворительно) - от 49% до 25%

Оценка «2» (неудовлетворительно) - менее 25%


32-24 балла – «5» (отлично)

23-16 баллов – «4» (хорошо)

15-8 баллов – «3» (удовлетворительно)

7-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)

Контрольная работа №2.


Тема

Форма контроля

Результат обучения (признаки проявления освоенной компетенции)

География мирового хозяйства

Тест

1. Обладает целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития географической науки и общественной практики

2. Имеет представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира

3. Владеет географическим мышлением для определения географических аспектов социально-экономических аспектов и проблем

4. Демонстрирует знания о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве

5. Владеет умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических процессах и явлениях





















Оценочный лист

___ группа

. ФИО

ТЕМА

География

мирового

хозяйства

















1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















Отметка:


















Критерии оценки:

0 баллов - ставится при отсутствии признака проявления освоенной компетенции.

1 балл - ставится при наличии признака проявления освоенной компетенции.


5 баллов – «5» (отлично)

4 балла – «4» (хорошо)

3-2 балла – «3» (удовлетворительно)

1-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)
















Контрольная работа №2 «География мирового хозяйства»










За письменные работы (тестовые работы) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Оценка «5» (отлично) - от 100%до 75%

Оценка «4»(хорошо) - от 74% до 50%

Оценка «3»(удовлетворительно) - от 49% до 25%

Оценка «2» (неудовлетворительно) - менее 25%


40-30 баллов – «5» (отлично)

29-20 баллов – «4» (хорошо)

19-10 баллов – «3» (удовлетворительно)

9-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)
























Контрольная работа №3.


Тема

Форма контроля

Результат обучения (признаки проявления освоенной компетенции)

Регионы и страны мира

Тест

1. Понимает смысл поставленной задачи при решении теста

2. Устанавливает причинно-следственные связи

3. Географически анализирует и интерпретирует разнообразную информацию

4. Применяет географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

5. Использует карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций


Оценочный лист

___ группа

. ФИО

ТЕМА

Регионы и

Страны мира

















1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















Отметка:

















Критерии оценки:

0 баллов - ставится при отсутствии признака проявления освоенной компетенции.

1 балл - ставится при наличии признака проявления освоенной компетенции.

5 баллов – «5» (отлично)

4 балла – «4» (хорошо)

3-2 балла – «3» (удовлетворительно)

1-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)




Контрольная работа №3 «Регионы и страны мира»

















За письменные работы (тестовые работы) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Оценка «5» (отлично) - от 100%до 75%

Оценка «4»(хорошо) - от 74% до 50%

Оценка «3»(удовлетворительно) - от 49% до 25%

Оценка «2» (неудовлетворительно) - менее 25%

30-23 -«5» (отлично)

22-15 - «4»(хорошо)

14-8 - «3»(удовлетворительно)

7-0 -«2» (неудовлетворительно)




Контрольная работа №4.


Тема

Форма контроля

Результат обучения (признаки проявления освоенной компетенции)

Россия в современном мире

Тест

1. Владеет экологическим мышлением, понимает влияние социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды

2. Ориентируется в различных источниках географической информации, критически оценивает и интерпретирует информацию, полученную из различных источников

3. Понимает место и роль географии в системе наук, имеет представление об обширных междисциплинарных связях географии

4. Самостоятельно оценивает и принимает решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

5. Устанавливает аналогии, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев

Оценочный лист

___ группа

. ФИО

ТЕМА

Россия в современном мире

















1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















Отметка:

















Критерии оценки:

0 баллов - ставится при отсутствии признака проявления освоенной компетенции.

1 балл - ставится при наличии признака проявления освоенной компетенции.

5 баллов – «5» (отлично)

4 балла – «4» (хорошо)

3-2 балла – «3» (удовлетворительно)

1-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)

Вариант 1

Задание 1

Подберите, из предложенного списка, верные утверждения для каждого экономического района:


1. Европейский Север

2. Европейский Северо-Запад

3. Центральная Россия

4. Европейский Юг

5. Поволжье

6. Урал


Список утверждений:

  1. Самый большой по площади район

  2. Район состоит из 4 областей и города Федерального значения

  3. Главные отрасли специализации района сельское и рекреационное хозяйство

  4. Главным фактором развития района является крупнейшая река европейской России

  5. На территории района находится крупная база Северного морского флота России

  6. Территория данного экономического района стала «собирательницей российских земель»

  7. Самый маленький по площади экономический район

  8. На 3% территории проживает 30% населения

  9. Один из городов района в 2014 году превратиться в спортивный центр мира

  10. Самый многонациональный район в России

  11. На территории проживают приверженцы трёх мировых религий: православие, буддизм, ислам

  12. Главным фактом развития района являются самые протяжённые горы в России

  13. «Автомобильный цех» России

  14. По территории района проходит граница между Европой и Азией

  15. В данном экономическом районе самая низкая плотность населения

(15 баллов, 1 б. – за каждый правильный ответ)


Задание 2

Приведи соответствие: субъект – центр

1. Республика Коми а. Петрозаводск

2. Ненецкий авт. округ б. Саранск

3. Республика Калмыкия в. Йошкар-Ола

4. Свердловская обл. г. Нарьян-Мар

5. Республика Карелия д. Элиста

6. Республика Мордовия е. Майкоп

7. Республика Татарстан ж. Екатеринбург

8. Республика Марий Эл з. Сыктывкар

9. Республика Адыгея к. Казань

10. Республика Удмуртия л. Ижевск

(10 баллов, 1 б. – за каждый правильный ответ)

Задание 3

Прочитайте внимательно текст. Обратите внимание на выделенные слова текста.

Климат данного района достаточно суровый, с высокой заболоченностью. На северо-востоке протекает река, давшая название крупному топливному бассейну. В районе расположены два крупных морских порта. Первый специализируется на экспорте леса. Второй порт является крупной базой военного флота, базой атомных подводных лодок России. В районе находятся невысокие горы, где А. Ферсман обнаружил огромные запасы ценного сырья для химической промышленности. В одном из субъектов района находится знаменитый водный объект России. В названии центра данного субъекта есть имя известного и очень популярного в народе царя на Руси. Самая благоприятная для развития сельского хозяйства область находится на юге района. На ее территории находится город – родина российского Деда Мороза. На севере экономического района коренные жители занимаются оленеводством.

Ответьте на вопросы по тексту:

  1. Определите название реки, протекающей по экономическому району

  2. Определите название топливного бассейна

  3. Запишите название первого порта

  4. Запишите название второго порта

  5. Запишите название гор

  6. Запишите название сырья, которое обнаружил А. Ферсман в горах

  7. Запишите название водного объекта и субъекта, в котором он расположен

  8. Как называется город, названный в честь русского царя

  9. В каком субъекте района самые благоприятные для развития с/х условия

  10. Запишите название города – родины Деда Мороза

  11. Запишите название коренного народа, занимающегося оленеводством, и субъекта, в котором они проживают

  12. Определите название экономического района, описываемого в тексте

(12 баллов, 1 б. – за каждый правильный ответ)



37-28 баллов – 5 (отлично)

27-19 баллов – 4 (хорошо)

18-9 баллов – 3 (удовлетворительно)

8-0 баллов – 2 (неудовлетворительно)




















Вариант 2

Задание 1

Подберите, из предложенного списка, верные утверждения для каждого экономического района:

1. Европейский Север

2. Европейский Северо-Запад

3. Центральная Россия

4. Европейский Юг

5. Поволжье

6. Урал

Список утверждений:

  1. В районе самый низкий уровень урбанизации

  2. Главные отрасли специализации района черная и цветная металлургия

  3. Главным фактором развития района является крупнейшая река европейской России

  4. На территории района находится крупная база по ремонту и производству атомных подводных лодок

  5. В районе 1 область, 2 края и 7 республик

  6. В районе находится крупнейший мегаполис страны

  7. Самый маленький по площади экономический район

  8. Самый густонаселённый экономический район России

  9. В районе находится крайняя южная точка России

  10. В данном районе находятся древние города Псков и Великий Новгород

  11. В районе находится крайняя западная точка России

  12. Главным фактом развития района являются самые протяжённые горы в России

  13. «Автомобильный цех» России

  14. Район расположен на водоразделе Волги и Оби

  15. В данном экономическом районе самая низкая плотность населения

(15 баллов, 1 б. – за каждый правильный ответ)


Задание 2

Приведи соответствие: субъект – центр

1. Республика Чечня а. Петрозаводск

2. Ленинградская обл. б. Чебоксары

3. Республика Калмыкия в. Йошкар-Ола

4. Республика Дагестан г. Санкт-Петербург

5. Республика Карелия д. Элиста

6. Республика Чувашия е. Майкоп

7. Республика Башкортостан ж. Махачкала

8. Республика Марий Эл з. Грозный

9. Республика Адыгея к. Уфа

10. Республика Удмуртия л. Ижевск

(10 баллов, 1 б. – за каждый правильный ответ)


Задание 3

Прочитайте внимательно текст. Обратите внимание на выделенные слова текста.

Климат данного района разнообразен и меняется от избыточного на севере к скудному увлажнению на юге. Вся хозяйственная жизнь связана с рекой, в бассейне которой находится район. На севере района находится республика, которая славится своими богатыми историческим и культурными традициями. Большинство населения данной республики исповедуют самую молодую из мировых религий. На юге находится республика, население которой исповедует такую же религию, как и один из соседей России в Азии. Район специализируется на производстве очень распространенной в стране продукции. В районе хорошо развита электроэнергетика, здесь находится самая мощная электростанция в России. В одном из субъектов района находится знаменитый заповедник по охране водно-болотных угодий дельты крупной реки. Центр данного субъекта является городом-героем.

Ответьте на вопросы по тексту:

  1. Определите название реки, протекающей по экономическому району

  2. Какая республика находится на севере района

  3. Какую религию исповедуют большинство жителей республики на севере района

  4. Запишите название республики на юге района

  5. Какую религию исповедуют большинство жителей республики на юге района

  6. Запишите отрасль специализации района

  7. Какие типы электростанций преобладают в районе

  8. Запишите тип и название самой мощной электростанции в районе

  9. О каком заповеднике идёт речь в тексте

  10. В дельте, каких рек находится данный заповедник

  11. О каком городе-герое идет речь в тексте

  12. Определите название экономического района, описываемого в тексте

(12 баллов, 1 б. – за каждый правильный ответ)


37-28 баллов – 5 (отлично)

27-19 баллов – 4 (хорошо)

18-9 баллов – 3 (удовлетворительно)

8-0 баллов – 2 (неудовлетворительно)





















IВариант


II Вариант

Задание 1

1. Европейский Север – 1, 5, 15

2. Европейский Северо-Запад – 2, 7

3. Центральная Россия – 6, 8

4. Европейский Юг – 3, 9, 10

5. Поволжье – 4, 11, 13

6. Урал –12, 14

Задание 1

1. Европейский Север – 4, 15

2. Европейский Северо-Запад – 7, 10, 11,

3. Центральная Россия – 6

4. Европейский Юг – 1,5, 8, 9

5. Поволжье – 3, 13

6. Урал – 2, 12, 14


Задание 2

  1. – з

  2. – г

  3. – д

  4. – ж

  5. – а

  6. – б

  7. – к

  8. – в

  9. – е

  10. - л


Задание 2

  1. – з

  2. – г

  3. – д

  4. – ж

  5. – а

  6. – б

  7. – к

  8. – в

  9. – е

  10. - л


Задание 3

  1. Печора

  2. Печорский угольный бассейн

  3. Архангельск

  4. Мурманск

  5. Хибины

  6. Апатиты

  7. Водопад Кивач, республика Карелия

  8. Петрозаводск

  9. Вологодская обл.

  10. Великий Устюг

  11. Ненцы

  12. Европейский Север


Задание 3

  1. Волга

  2. Татарстан

  3. Ислам

  4. Калмыкия

  5. Буддизм

  6. Машиностроение

  7. ГЭС

  8. Балаковская АЭС

  9. Астраханский

  10. Волга и Ахтуба

  11. Волгоград

  12. Поволжье




Контрольная работа №5.


Тема

Форма контроля

Результат обучения (признаки проявления освоенной компетенции)

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Тест

1.Строит рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делает аргументированные выводы

2. Владеет умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий

3. Самостоятельно оценивает уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

4. Владеет географическим мышлением для определения географических аспектов природных и экологических процессов и проблем

5. Владеет умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических процессах и явлениях























Оценочный лист


___ группа


. ФИО


ТЕМА

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

















1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















Отметка:


















Критерии оценки:

0 баллов - ставится при отсутствии признака проявления освоенной компетенции.

1 балл - ставится при наличии признака проявления освоенной компетенции.


5 баллов – «5» (отлично)

4 балла – «4» (хорошо)

3-2 балла – «3» (удовлетворительно)

1-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)











Контрольная работа №5 «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»

Вариант1

1.В чем суть демографической проблемы?

2.Почему было бы упрощением сводить сырьевую проблему к чисто геологическим вопросам наличия и размещения минеральных ресурсов на планете?

3. Какие конкретные шаги и, в каком направлении следует предпринять человечеству немедленно, чтобы повысить шансы на выживание в 21 веке?

Вариант 2

  1. Согласно Ветхому Завету, Мафусаил умер в возрасте 969 лет,Авраам-275 лет. Некоторые авторитетные доктора - герантологи полагают, что продолжительность жизни должна составлять, как минимум,150 лет. Условия -физическая работа, прямой позвоночник, хорошее питание, достаточно мяса, яиц и молока, витаминов, минеральных солей,2-3 литра жидкости ежедневно, норма сна и отдыха. Но существуют и другие факторы -отношение к жизни, желание жить, наследственность. Что вы думаете по этому поводу?

  2. Укажите основные пути снижения расточительности современного человечества

  3. Откуда исходит угроза международного терроризма, за счет чего пополняются его «арсеналы» и как с ним бороться?

Вариант 3

1.О чем может свидетельствовать высокий уровень самоубийств в стране(не только в нашей),что бедность-далеко не единственная причина суицида?

2. Что следует считать критерием развития мирового сообщества?

3.Какой смысл вкладывают в выражении «великое переселение народов нашего времени(конец 20 века и начало 21 века)

Вариант 4

1.Какие проблемы мировому сообществу создает «ложная урбанизация»?

2. Чем объяснить, что среди государств, особенно обеспокоенных участившимися стихийными бедствиями и требующих скорейшего уменьшения выбросов в атмосферу, находятся малые островные государства?

3.Определите наиболее оптимальные, с вашей точки зрения, территории и акватории планеты для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии.

Вариант 5

1.Как повлияла на энергетическую стратегию в мире чернобыльская трагедия?

2. В 1990-х годах американский актер Кевин Костнер снял фильм «Водный мир». Какова подоплека сюжета данного фильма(с учетом того, что граница вечной мерзлоты сдвинулась на 160км,а среднегодовые температуры в Канаде повысились на 1градус)

3. Какая связь существует между проблемой терроризма и проблемой технологических аварий?

Вариант 6

1.Что надо сделать, чтобы установить окончательный мир на Северном Кавказе?

2. Близок ли «закат»атомной эры?

3.В чем суть глобальной сырьевой проблемы? Каковы ее главные составляющие?

Вариант 7

1.Укажите основные пути снижения ресурсной расточительности современного человечества

2.Почему пищу, используемую человеком для поддержания жизнедеятельности, считают в то же время продуктом его общей культуры?

3.Перечислите наиболее острые региональные конфликты, имеющие место в мире, установите причины их возникновения

Вариант 8

1.Почему не все преступления регистрируются и уровень латентной(скрытой)преступности остается высоким?

2. От каких факторов зависит география опасных инфекционных заболеваний(малярия, шистоматоз, речная слепота, СПИД и т.д.)

3.Почему было бы упрощением сводить сырьевую проблему к чисто геологическим вопросам наличия и размещения минеральных ресурсов на планете?

Вариант 9

1. Чем различаются «отходная», «малоотходная» и «безотходная» технологии? Какое отношение к ним имеет комплексная переработка сырья?

2. Для осуществления согласованных решений человечество обязано соблюдать «единый кодекс поведения» и выполнять постановления «единого наднационального органа». Как, по вашему мнению, можно добиться, чтобы такие постановления выполняли все страны?

3.Какую конкретную пользу дает человеку информация о наводнениях на реках, лесных пожарах, разрушении лесного покрова, опустынивании земель, полученная при изучении космоса?

Вариант 10

1.Что, по вашему мнению, мешает сегодня организации межзвездных перелетов?

2.В чем конкретно проявляется специфика освоения и экологии Мирового океана, которая обычно служит аргументом идентифицировании глобальных проблем этой сферы планеты?

3. Проблема преступности и терроризма переплетается с другими проблемами. Какими и почему?

ВАРИАНТ 11

1.Почему проблема освоения минеральных ресурсов Мирового Океана имеет глобальное значение?

2.Какие вы можете привести доводы в пользу трактовки здоровья как синтетической категории, включающей в себя, кроме физиологической, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие?

3. Близок ли «закат» атомной эры?

Вариант 12

1.Чем можно объяснить повышенное распространение инфекционных заболеваний в тропической зоне? Какие элементы природной среды невольно «способствуют» этому?

2.Стоит ли устанавливать пределы роста мировой энергетики?

3.Стихийные природные явления во многих случаях возникают во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом. Укажите конкретные примеры такой связи

Вариант13

1.Если говорить о материальном ущербе от стихийных природных явлений, то больше всего от них страдает сельское хозяйство. Аргументируйте свое утверждение

2.Какие из «инструментов»демографической политики представляются вам наиболее действенными?

3. Что следует считать критерием развития мирового сообщества?

Вариант 14

1.В чем состоят причины проявляющихся в отдельных странах мира депопуляционных процессов? Одинаковы ли корни депопуляционных процессов в некоторых странах Западной Европы и России?

2.Почему в реальной жизни «не срабатывает» формула известного английского экономиста Д.Рикардо: каждая страна производит то, что умеет делать лучше других? Что препятствует установлению такой идеальной картины международного разделения труда?

3.В каких формах проявляется глобальная сырьевая проблема на территории России?

Вариант 15

1.Охарактеризуйте географические особенности отсталости стран Африканского континента

2.Назовите катастрофы, причины которых могут быть объяснены как природной стихией, так и ошибкой человека

3. Для осуществления согласованных решений человечество обязано соблюдать «единый кодекс поведения» и выполнять постановления «единого наднационального органа».Как, по вашему мнению, можно добиться, чтобы такие постановления выполняли все страны?

Вариант 16

1.Какова роль человечества в высыхании Аральского моря?

2.Известно,что многие страны давно достигли продовольственного изобилия. Что в таком случае придает продовольственной проблеме глобальное звучание?

3. Проблема преступности и терроризма переплетается с другими проблемами. Какими и почему?

Вариант 17

1.Почему мировым «полюсом голода» обычно считают Африку южнее Сахары, несмотря на то, что поабсолютной численности голодающих первенство удерживают страны Муссонной Азии?

2.Суть проблемы преступности

3. В 1990-х годах американский актер Кевин Костнер снял фильм «Водный мир».Какова подоплека сюжета данного фильма(с учетом того, что граница вечной мерзлоты сдвинулась на 160км,а среднегодовые температуры в Канаде повысились на 1градус)

Вариант 18

1.Причины голода. Есть ли перспективы его искоренения?

2.Где находятся крупнейшие мегалополисы мира, и каковы их перспективы как форм расселения?

3. Для осуществления согласованных решений человечество обязано соблюдать «единый кодекс поведения» и выполнять постановления «единого наднационального органа». Как, по вашему мнению, можно добиться, чтобы такие постановления выполняли все страны?

Вариант 19

1. От каких факторов зависит география опасных инфекционных заболеваний (малярия, шистоматоз, речная слепота, СПИД и т.д.)

2.Суть проблемы кризиса духовных ценностей

3.Стихийные природные явления во многих случаях возникают во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом. Укажите конкретные примеры такой связи

Вариант 20

1.Как можно систематизировать антропогенные аварии и катастрофы?

2. Согласно Ветхому Завету, Мафусаил умер в возрасте 969 лет, Авраам-275 лет. Некоторые авторитетные доктора - герантологи полагают, что продолжительность жизни должна составлять, как минимум,150 лет. Условия - физическая работа, прямой позвоночник, хорошее питание, достаточно мяса, яиц и молока, витаминов, минеральных солей,2-3 литра жидкости ежедневно, норма сна и отдыха. Но существуют и другие факторы - отношение к жизни, желание жить, наследственность. Что вы думаете по этому поводу?

3.Суть глобальной сырьевой проблемы

Вариант 21

1.Каким образом «вписываются» в глобальную сырьевую проблему лесные ресурсы?

2.Какого рода связь существует между проблемой терроризма и проблемой технологических аварий?

3. Какие конкретные шаги, и в каком направлении следует предпринять человечеству немедленно, чтобы повысить шансы на выживание в 21 веке?

Вариант 22

1.Почему проблема освоения минеральных ресурсов Мирового океана имеет глобальное значение?

2.Приведите примеры этнических кризисов, корни которых очень мало связаны с проявлением этнонационализма

3 Что следует считать критерием развития мирового сообщества?

Вариант 23

1.Что такое «трайбализм»? Почему наиболее опасные его формы проявления имеют место в Африке к югу от Сахары

2.Чем городской образ жизни отличается от сельского?

3.Суть глобальной сырьевой проблемы

Вариант 24

1.Какие конкретные исторические перипетии формирования Российской империи, а затем СССР «заложили»фундамент межэтнической конфликтности?

2. Чем объяснить, что среди государств, особенно обеспокоенных участившимися стихийными бедствиями и требующих скорейшего уменьшения выбросов в атмосферу, находятся малые островные государства?

3.Насколько просчитана и так ли уж неотвратима перспектива обеднения и полного исчерпания месторождений углеводородного сырья?

Вариант 25

1.Дайте оценку межэтническим конфликтам на территории бывшего СССР. В каких случаях ваша собственная позиция не совпадает с официальной точкой зрения? Аргументируйте

2. Какие конкретные шаги, и в каком направлении следует предпринять человечеству немедленно, чтобы повысить шансы на выживание в 21 веке?

3.Согласны ли вы с тем, что вина колониализма в консервации отсталости развивающихся стран преувеличена? В чем состоит двойственная роль колониализма?



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" (отлично) ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" (хорошо) ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" (удовлетворительно) ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее четверти работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 25 % всех заданий.

Примечание.

  • Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 





































Реферат (доклад) и индивидуальный проект.


Результат обучения (признаки проявления освоенной компетенции)

1.Ответственно относится к обучению; готов и способен к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2. Владеет основами саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов и способен к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

3. Владеет коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

4. Ясно, точно, грамотно излагает свои мысли в устной и письменной речи, выстраивает аргументацию, приводит аргументы и контраргументы

5. Обладает креативностью мышления, инициативен и находчив

6. Владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готов и способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

7. Имеет представление и владеет знаниями об основных проблемах взаимодействия природы и общества, глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения




















Оценочный лист


___ группа


. ФИО



Реферат

(доклад),

индивидуальный проект

















1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















6.

















7.

















Отметка:


















Критерии оценки:

0 баллов - ставится при отсутствии признака проявления освоенной компетенции.

1 балл - ставится при наличии признака проявления освоенной компетенции.


7-6 баллов – «5» (отлично)

5-4 балла – «4» (хорошо)

3-2 балла – «3» (удовлетворительно)

1-0 баллов – «2» (неудовлетворительно)








Темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов


• Новейшие изменения политической карты мира.

• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

• Особенности современного воспроизводства мирового населения.

• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

• Языки народов мира.

• Современные международные миграции населения.

• Особенности урбанизации в развивающихся странах.

• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.

• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природногогаза.

• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

• Международный туризм в различных странах и регионах мира.

• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

• Запад и Восток Германии сегодня.

• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов ЗарубежнойАзии.

• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

• Особенности политической карты Африки.

• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

• Географический рисунок хозяйства США.

• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

• Особенности современного экономико-географического положения России.

• Внешняя торговля товарами России.

• Глобальная проблема изменения климата.








Методические рекомендации по подготовке, написанию, защите и оцениванию реферата как вида самостоятельной работы


Реферат –краткое изложение (перед аудиторией или в письменной форме) содержания книги, статьи, рассмотрения различных источников информации и т.д.

Выбор темы реферата.

Предлагается преподавателем или выбирается самостоятельно обучаемым.

Поиск информации.

Если обучающемуся выдана только тема реферата, то поиски информации необходимо осуществлять в учебных и справочных источниках, энциклопедиях по основным (ключевым словам).

Отбор материала.

Следует выбрать наиболее важный материал, который отображает основные теоретические сведения по тематике реферата. Можно использовать обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, графики, рисунки, чертежи и другие иллюстративные материалы.

Отобранный материал следует систематизировать, структурировать, построить в логической последовательности. Для этого необходимо составить план, который включает такие элементы как:

1. Введение.

2. Основная часть (не менее 2 пунктов реферата).

3. Выводы.

4. Приложения (в случае необходимости).

5. Список использованной литературы.

Создание реферата.

Во введении должны быть раскрыты цель и основные задачи данной реферативной работы.

В основной части должны быть последовательно раскрыты задачи реферата. При этом предлагается в первом пункте представить теоретические моменты по теме реферата. Во втором пункте практические моменты по теме реферата (последовательность осуществления действий, форма представления продукта деятельности, графики изменения деятельности).

В заключении необходимо продемонстрировать насколько решены поставленные задачи (во введении реферата).

В приложениях необходимо представить средства, которые позволяют визуализировать теоретические сведения (рисунки, графики, последовательность действий, фотографии).

Пункт реферата список использованной литературы должен содержать информацию об источниках, которые использовались при написании реферата.

Правила оформления и защиты реферата. Реферат должен иметь титульную страницу (см. рис. 1), содержание, изложение основного материала, выводы, приложения (при необходимости), список использованной литературы.

Объем реферата составляет – 7-15 листов печатного текста, согласно следующих параметров: шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5 см; поля – 1,5 см; левое поле – 2 см.

Защита реферата представляет собой краткое, сжатое изложение самых основных положений, интересных и новых фактов, сделанных выводов. Для представления реферата необходимо подготовить сообщение, доклад продолжительностью до 5 минут.

После представления реферата обучающиеся и преподаватель могут задавать вопросы, которые у них возникли.



Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Свердловской области

«Каменск-Уральский техникум металлургии и машиностроения»





РЕФЕРАТ

на тему « … »

по дисциплине «География»





Подготовил ________________

Проверил __________________

Оценка ____________________





_________________201__г.


Рис. 1 – Образец оформления титульного листа реферата


Методические рекомендации по выполнению проектов


Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности учащихся:

  • информационные проекты

  • исследовательские проекты

  • практико-ориентированные проекты

  • ролевой проект

  • творческий проект

На практике все пять перечисленных направлений деятельности, учащихся реализуются в каждом проекте.

Требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

 2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), меж предметный проект;

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

5. Количество участников проекта;

6. Продолжительность проекта.

В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие.  Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация, такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Структура проекта:

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование:

  • коллективное обсуждение;

  • экспертиза;

  • результаты внешней оценки;

  • выводы.

Этапы проектной деятельности:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию, выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию

Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает

2. Организация деятельности

Анализ проблемы.

Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам

Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает

3. Осуществление деятельности

Выполнение проекта

Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях, полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе

Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает

4. Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы


Оценка проекта:

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения учащихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.

Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одногруппниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.


Примерные параметры внешней оценки проекта:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • реальность, практическая направленность и значимость работы;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

  • соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

  • логичность и последовательность изложения;

  • четкость формулировок, обобщений, выводов;

  • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

  • стилистическая и языковая культура изложения;

  • полнота библиографии;

  • наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

  • перспектива доработки (потенциал);

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

  • соответствие оформления проекта стандартным требованиям.





























Оценка качества выполнения самостоятельных работ по географии.


Отметка "5" (отлично)

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.


Отметка "4" (хорошо)

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.


Отметка "3" (удовлетворительно)

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.


Отметка "2" (неудовлетворительно)

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Похожие файлы