СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах" 2021 уч год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой проект на городских педчтениях МО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах" 2021 уч год»

МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах   Учитель начальных классов первой квалификационной категории: Ринчинова Ася Михайловна г. Гусиноозерск, 2021 г.

МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах

Учитель начальных классов первой квалификационной категории: Ринчинова Ася Михайловна

г. Гусиноозерск, 2021 г.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.  Э.Тоффлер

Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не

научился при этом учиться.

Э.Тоффлер

Основы читательской грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.  Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Основы читательской грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Цель:

-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

 Задачи: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; - извлекать из текстов интересную и полезную информацию и самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; - развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературного чтения.

Задачи:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию и самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературного чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).

На всех этих этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:   1. Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.  

На всех этих этапах предлагаю и использовать следующие приёмы работы:

  1. Приём «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

 

2.  Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

2.  Приём «Работа с вопросником»

применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

4 .  Приём «Написание творческих работ»  хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.   3. Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

4 Приём «Написание творческих работ»  хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

  3. Приём «Мозговой штурм»

позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

5. Прием «Проталинки» Впишите слова из текста в предложенный отрывок, абзац или предложение.  Н.П. Вагнер . Берёза Перечитайте первый абзац. Как автор описывает поляну и деревья? Впишите пропущенные слова. Подчеркните описание деревьев.   Она росла на небольшой поляне, _____________ , _____________ берёза, с _____________ стволом, с ________________ , _________________ листочками. А кругом неё шумели ___________ дубы, цвели _________ __________ и сладко___________________________________________ липы, зеленели ______________________________________________________________ пихты, круглились _____________________________________________________ сосны и постоянно _______________ как будто от страха всеми __________ серо-зелёными______________________ , траурные осины. Одним словом, кругом берёзы была _____________________; хотя и _______________ , но ____________________________ .

5. Прием «Проталинки»

Впишите слова из текста в предложенный отрывок, абзац или предложение.

Н.П. Вагнер . Берёза

Перечитайте первый абзац. Как автор описывает поляну и деревья? Впишите пропущенные слова.

Подчеркните описание деревьев.

 

Она росла на небольшой поляне, _____________ , _____________ берёза, с _____________ стволом, с ________________ , _________________ листочками. А кругом неё шумели ___________ дубы, цвели _________ __________ и сладко___________________________________________ липы, зеленели ______________________________________________________________ пихты, круглились _____________________________________________________ сосны и постоянно _______________ как будто от страха всеми __________ серо-зелёными______________________ , траурные осины. Одним словом, кругом берёзы была _____________________; хотя и _______________ , но ____________________________ .

6. Прием «Точное слово» Найдите в тексте слова для характеристики героя, описания пейзажа, а также слова, выражающие отношение автора. Найдите описание поединка бури и берёзы. Чем закончился этот поединок? Допишите предложение. Застонала, затрещала береза и, _________________________________________________________ _______________________________________________________

6. Прием «Точное слово»

Найдите в тексте слова для характеристики героя, описания пейзажа, а также слова, выражающие отношение автора.

Найдите описание поединка бури и берёзы. Чем закончился этот поединок? Допишите предложение.

Застонала, затрещала береза и, _________________________________________________________

_______________________________________________________

7. Прием «Соответствие» Укажите соответствие частей пословицы, имени героя названию произведения, отрывка – произведению, иллюстрации – тексту. Какие слова кому принадлежат? Соедините . «Я не могу гнуться! Не могу!» «То ли дело жить в темноте». вихрь берёза «Если бы не было солнца, то не было бы и нас с тобой». «Я лежу спокойно и не боюсь ничего!» ящерицы крот «Я не виноват, что мчусь, всё рву и ломаю». «Нет, когда оно печёт, то не знаешь, куда деваться от жары». мох улитка «Я давно живу на свете, бывал под дождём и под солнцем…» камень

7. Прием «Соответствие»

Укажите соответствие частей пословицы, имени героя названию произведения, отрывка – произведению, иллюстрации – тексту.

Какие слова кому принадлежат? Соедините .

«Я не могу гнуться! Не могу!»

«То ли дело жить в темноте».

вихрь

берёза

«Если бы не было солнца, то не было бы и нас с тобой».

«Я лежу спокойно и не боюсь ничего!»

ящерицы

крот

«Я не виноват, что мчусь, всё рву и ломаю».

«Нет, когда оно печёт, то не знаешь, куда деваться от жары».

мох

улитка

«Я давно живу на свете, бывал под дождём и под солнцем…»

камень

8. Прием «Сравнение» Сравните героев, тексты, иллюстрации, произведения. Вспомните сказку Х.-К. Андерсена «Ель». Сравните её со сказкой Н.П. Вагнера «Берёза». Дополните таблицу. Фамилия автора Заголовок Андерсен   Жанр Тема       Главная О природе     мысль         Всё на свете не имеет ни конца, ни начала

8. Прием «Сравнение»

Сравните героев, тексты, иллюстрации, произведения.

Вспомните сказку Х.-К. Андерсена «Ель». Сравните её со сказкой Н.П. Вагнера «Берёза». Дополните таблицу.

Фамилия

автора

Заголовок

Андерсен

 

Жанр

Тема

 

 

 

Главная

О природе

 

 

мысль

 

 

 

 

Всё на свете не имеет ни конца, ни начала

9. Прием «Поиск» Найдите в тексте имена героев, пословицы, эпитеты, олицетворения, сравнения; подберите синонимы; решите кроссворд. Прочитайте предложения. Какое из них выражает главную мысль? Подчеркните. - Всё на свете, - сказал мох, - не имеет ни конца, ни начала… - Это правда, это правда! – закричали все. – Да умрёт всё слабое, что не может пользоваться жизнью и не имеет на неё права! - Ах! – прошептала полумёртвая берёза. – Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти, и я тоже. Или такой вариант «поиска»:   Почему сказочники так заканчивают истории? Отметьте ответ  . Потому что всё на свете не имеет конца. Потому что надо радоваться жизни. Потому что огонь и тепло – это продолжение жизни.

9. Прием «Поиск»

Найдите в тексте имена героев, пословицы, эпитеты, олицетворения, сравнения; подберите синонимы; решите кроссворд.

Прочитайте предложения. Какое из них выражает главную мысль? Подчеркните.

- Всё на свете, - сказал мох, - не имеет ни конца, ни начала…

- Это правда, это правда! – закричали все. – Да умрёт всё слабое, что не может пользоваться жизнью и не имеет на неё права!

- Ах! – прошептала полумёртвая берёза. – Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти, и я тоже.

Или такой вариант «поиска»:

  Почему сказочники так заканчивают истории? Отметьте ответ  .

  • Потому что всё на свете не имеет конца.
  • Потому что надо радоваться жизни.
  • Потому что огонь и тепло – это продолжение жизни.
10. Прием «Схема. Таблица. Модель. План» Найдите информацию, дополните, обобщите, сделайте вывод. 11. Прием «Проба пера» Сочините загадку, скороговорку, сказку, рассказ, историю, нарисуйте иллюстрацию, напишите отзыв.  12. Прием «Эрудит» Определите значения слов и выражений, проверьте свой литературный кругозор. В рамках работы по формированию читательской грамотности, эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

10. Прием «Схема. Таблица. Модель. План»

Найдите информацию, дополните, обобщите, сделайте вывод.

11. Прием «Проба пера»

Сочините загадку, скороговорку, сказку, рассказ, историю, нарисуйте иллюстрацию, напишите отзыв.

12. Прием «Эрудит»

Определите значения слов и выражений, проверьте свой литературный кругозор.

В рамках работы по формированию читательской грамотности, эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

14.«Древо мудрости» :  сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.   Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

14.«Древо мудрости» сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой: 1) личностные результаты – Сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения; 2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности; 3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты –

Сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;

2) метапредметные результаты –

умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты -

уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:   При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». ( И.Г. Песталоцци).  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».

( И.Г. Песталоцци).