Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умений. В 2018 году Россия занимала 31 место среди стран, участвующих в исследовании.
На современном этапе развития общества интерес к чтению снижается. Этому способствуют информация загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение.
Таким образом, перед школой ставится новая задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося.
Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи. Уроки литературы в школе имеют наибольший потенциал и возможности по формированию читательской грамотности.
Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:
понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
оценка языка, стиля, жанра;
ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
формулирование основных идей и выводов;
общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Эти навыки взаимосвязаны. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами интерпретировать прочитанный текст.
С учетом возрастных особенностей определяют следующие навыки читательской грамотности :
1-4 классы – умение находить и извлекать информацию из текста,
5-6 классы – умение отвечать вопросы по тексту, поставленные в прямой или
косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
7-8 классы – умение составить плана прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом;
9-11 классы – умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел через информацию данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.
Начиная со средней ступени образования, необходимо усложнять работу с текстом, развивать навыки самостоятельного чтения и понимания текста. Чем раньше начать работу по формированию читательской грамотности, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.
Чтение – неоднозначная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками,
основанными на :
- содержании (типах текстов);
- проверяемых видах деятельности;
- ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.
Текст подразумевает под собой печатную или изображенную на дисплее информацию, представленную на естественном языке. В текст могут быть включены визуальные изображения – карты, графики, таблицы, иллюстрации, диаграммы. Текст исключает использование такого визуального изображения как фильмы, теле-изображения, мультипликации, которые требуют иную стратегию восприятия.
В зависимости от использования визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом).
Визуальные изображения могут быть предложены для анализа отдельно, как самостоятельный источник информации.
Примерами сплошных текстов являются :
- описание (художественное и техническое);
- повествование (рассказ, репортаж);
- объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); аргументация (комментарий, обоснование);
- инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми человек чаще всего встречается в реальной действительности. К таким текстам относят таблицы, графики, диаграммы, различные объявления, планы, меню, рекламные постеры, географические карты и пр., требующие осмысления их формы.
На данный момент особенностью проектирования заданий на оценку читательской грамотности является использование нескольких законченных, связных текстов, которые не связаны между собой. Допускаются тексты, взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут быть комбинированными (сплошной и несплошной текст).
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, являются основными, базовыми.
Поиск информации – процесс нахождения фрагмента текста, где эта информация содержится. Часть вопросов предполагает только указание, где может быть найдена необходимая информация. Это относится к тексту в печатной форме, части которого можно непосредственно увидеть. При работе с печатным текстом, читатель может ориентироваться на подзаголовки и определить, в какой части текста содержится нужная информация. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где необходимая информация содержится.
Извлечение информации – это процесс отбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Очень важны читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.
Для толкования текста требуются ряд умственных действий. Например, для формулирования ответа читателю иногда приходится делать выводы из сообщения текста, различать важные детали и детали второстепенные, кратко формулировать основные мысли и положения текста, делать умозаключения о предшествующем событии. Умение связывать отдельные сообщения текста, и умение их истолковывать необходимы для того, чтобы строить общее, целостное понимание текста.
Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название тексту или сочинить походящее по смыслу вступление, восстановить порядок действий в простой инструкции и т.д. характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или иллюстрации.
Действия читателя, связанные с осмыслением и оценкой текста, являются необходимыми для формирования и развития читательской грамотности. Читатель, который умеет осмыслить и оценить прочитанную информацию, может связать смысл текста со своими собственными убеждениями и опытом. Понимание и оценка включают в себя использование знаний, идей и чувств, известных читателю до прочтения текста. Рефлексивные вопросы требуют, чтобы читатель обратился к
своему собственному опыту или знаниям, чтобы сравнить, противопоставить и предположить. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы понять и оценить содержание текста, читатель должен соотнести информацию в тексте с другими источниками нетекстовой информации, например, согласиться или не согласиться с утверждениями, которые содержатся в тексте.
Отличие читательской грамотности от читательской компетентности заключается в том, что читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
Читательская грамотность направлена на работу с любым текстом, а читательская компетентность – на работу с художественным текстом (вот потому-то и необходима литературоведческая база).
Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности:
факторы уровня школы;
факторы уровня учителя;
факторы уровня ученика.
Рассмотрим подробно факторы каждого уровня. Факторы уровня школы предполагают организацию образовательными учреждениями образовательного процесса с целью обеспечить формирование и развитие читательской грамотности. Школа должна :
- строить обучение по гарантированным и жизнеспособным учебным программам, которые обеспечивают работу с информацией;
- ставить перед собой содержательные образовательные цели, которые в свою очередь принесут удовлетворенность участников образовательного процесса в освоении читательской грамотности;
- обеспечить включенность родителей в образовательный процесс обучения чтению и читательской грамотности;
- гарантировать безопасную и упорядоченную среду образовательного процесса, которая положительно влияет на формирование читательской грамотности;
- обеспечивать стремление успеха у участников образовательного процесса, взаимопонимание и согласованность действий учителей, учеников и родителей;
- обеспечить оформление образовательного пространства, в контексте работы с текстом, с информацией. В классе должны использоваться важные элементы, создающие живую учебную атмосферу: выставки детских работ, плакаты, схемы, классные библиотеки, познавательная информация.
Факторы уровня учителя предполагают, что учитель должен планировать работу, которая будет обеспечивать формирование читательской грамотности. Учитель должен :
- применять в своей работе основные стратегии по формированию читательской грамотности;
- использовать программы и пособия, обеспечивающие работу с информацией;
- применять методики и организационные технологии, которые работают на формирование читательской грамотности;
- планировать уроки, направленные на формирование читательской грамотности;
- разрабатывать учебные задания на существующие группы читательских умений;
- выстраивать регулярное, насыщенное обсуждение прочитанного, которое положительно влияет на формирование читательской грамотности учащихся;
- создавать благоприятную рабочую атмосферу на уроке.
Изучение психологических особенностей личности школьника, выявление его интересов и склонностей в области художественной литературы и ее восприятия является важным условием повышения эффективности литературного образования, решения проблемы формирования читательской самостоятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности читательской грамотности у большинства учащихся контрольной группы находится на среднем и высоком уровнях, а у учащихся экспериментальной группы на среднем уровне.
Развитый читатель должен уметь извлекать информацию из текста, на ее основании строить простые суждения, а также строить собственные рассуждения на основании прочитанного, интерпретировать и оценивать информацию, данную в тексте. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы – одна из приоритетных задач современного российского образования.
Формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.
Список использованных источников:
1.Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве
2.Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2011.
3.Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педвузов / М. Ю Бухаркина, Е.С. Полат. – Москва: Изд. Центр
«Академия», 2010. –
4.Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – Москва: Просвещение, 2008
5.Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011.