СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал является обобщением опыта работы.Содержит рекомендации по формированию читательской компетентности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2018»  «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности»  (МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР)   Презентацию подготовила учитель начальных классов Тихова Лидия Константиновна МБОУ Кесовогорская СОШ 02 НОЯБРЯ 2018 ГОДА

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Учитель года – 2018»

«Система работы учителя начальных классов

по формированию читательской компетентности»

(МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР)

Презентацию подготовила

учитель начальных классов

Тихова Лидия Константиновна МБОУ Кесовогорская СОШ

02 НОЯБРЯ 2018 ГОДА

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой».   В.А. Сухомлинский

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». В.А. Сухомлинский

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования , изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность . Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция . (Национальный проект в сфере образования)

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования , изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность . Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция .

(Национальный проект в сфере образования)

Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. (Стандарты второго поколения ФГОС НОО)

Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

(Стандарты второго поколения ФГОС НОО)

 Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Моя цель: воспитание компетентного  читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге, как средстве познания мира и самого себя.

Моя цель: воспитание компетентного

читателя, который имеет

сформированную

духовную потребность

в книге, как средстве познания

мира и самого себя.

В работе по формированию читательской компетенции учащихся я использую ведущие идеи: 1.Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина); 2.Идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова); 3.Речевое развитие младших школьников.Л .Д. Мали. 4.Теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина) 5.Методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); 6.Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина)

В работе по формированию читательской компетенции учащихся я использую ведущие идеи:

1.Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);

2.Идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);

3.Речевое развитие младших школьников.Л .Д. Мали.

4.Теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников

(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина)

5.Методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);

6.Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина)

В своей работе использую опыт и курс Л.Д. Мали «Речевое развитие младших школьников» Поэтому в разминку включаю упражнения   на правильное произнесение звуков, на  отработку  дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом),  темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Хороший эффект в работе над артикуляцией  приносят упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, считалками. Обучение выразительному чтению  включает знакомство с паузой и ударением. Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам. Из системы И.Т.Федоренко использую наиболее эффективные упражнения:  - многократное чтение, чтение в темпе скороговорки,  - выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Их выполняем коллективно. Занимают они на уроке от 5-7 минут. На практике важна не длительность,  а частота использования тренировочных упражнений.

В своей работе использую опыт и курс Л.Д. Мали «Речевое развитие младших школьников»

Поэтому в разминку включаю упражнения

  • на правильное произнесение звуков,
  • на отработку дикции,
  • на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом),
  • темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, считалками.

Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и ударением.

Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам.

Из системы И.Т.Федоренко использую наиболее эффективные упражнения:

- многократное чтение, чтение в темпе скороговорки,

- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Их выполняем коллективно. Занимают они на уроке от 5-7 минут.

На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии : - личностно ориентированные -деятельностно- ориентированные -развивающие  технологии критического мышления -игровые технологии -проблемного обучения -дифференцированного обучения.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии :

- личностно ориентированные

-деятельностно- ориентированные

-развивающие технологии критического мышления

-игровые технологии

-проблемного обучения

-дифференцированного обучения.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. Первый этап : Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)-  определение смысловой,  тематической, эмоциональной направленности текста. Второй этап : работа во время чтения текста: После первичного чтения, выявление   совпадений первоначальных предположений учащихся с  содержанием и эмоциональной  окраской прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст,  комментирование чтение. Третий этап : работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции,  воображение, художественные формы).

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап : Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап : работа во время чтения текста:

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап : работа с текстом после чтения:

коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые  ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. На уроках хорошо работает прием устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст.

На уроках хорошо работает прием устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Не могу не сказать о тесной связи школы и библиотеки Библиотекарь- частый гость в классе. Вместе проводим литературные вечера и праздники. Ведь на селе- это очаг культуры. Мои дети –активные читатели. Согласно планированию провожу библиотечные уроки.

Не могу не сказать о тесной связи школы и библиотеки

Библиотекарь- частый гость в классе. Вместе проводим литературные вечера и праздники. Ведь на селе- это очаг культуры. Мои дети –активные читатели. Согласно планированию провожу библиотечные уроки.

Неотъемлемой частью работы учителя является работа с родителями     Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Вовлекаю родителей в детские проекты, требующие совместного с ребенком поиска информации.

Неотъемлемой частью работы учителя является

работа с родителями

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Вовлекаю родителей в детские проекты, требующие совместного с ребенком поиска информации.

Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

В современных условиях большое значение имеет и обучение чтению «про себя». Ведь именно чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению.

Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -  “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Знание книг и умение выбирать: Использую разные виды читательских дневников – дети знают в конце года будет обязательно поощрение!

Знание книг и умение выбирать:

Использую разные виды читательских дневников –

дети знают в конце года будет обязательно поощрение!

Внеурочная деятельность Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки, прочитанных произведений. Кукольный театр на уроке и во внеурочной деятельности доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

Внеурочная деятельность

Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки, прочитанных произведений. Кукольный театр на уроке и во внеурочной деятельности доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

На олимпиадах и конкурсах мои дети занимают призовые места

На олимпиадах и конкурсах мои дети занимают призовые места

Мониторинг № Ф.И. Способ чтения правильность Темп чтения осознанность выразительность «!» – отлично «+» - хорошо «-» - удовлетворительно «0» - плохо

Мониторинг

Ф.И.

Способ чтения

правильность

Темп чтения

осознанность

выразительность

«!» – отлично

«+» - хорошо

«-» - удовлетворительно

«0» - плохо

Научимся читать – научимся мыслить.  В.А. Сухомлинский Спасибо, за внимание!

Научимся читать – научимся мыслить. В.А. Сухомлинский

Спасибо, за внимание!

Источники информации Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа – 1990г. - №8 – стр.52  Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 1990 г.  Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2004г.  Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 1984г.  Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 1997г.  Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ под ред. В.В. Давыдова – М., 1991г.  Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2005г. - №7, стр.88  Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,1983г. Л.Д.Мали»Речевое развитие младших школьников

Источники информации

  • Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа – 1990г. - №8 – стр.52
  • Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 1990 г.
  • Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2004г.
  • Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 1984г.
  • Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 1997г.
  • Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ под ред. В.В. Давыдова – М., 1991г.
  • Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2005г. - №7, стр.88
  • Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,1983г. Л.Д.Мали»Речевое развитие младших школьников