Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Учитель года – 2018»
«Система работы учителя начальных классов
по формированию читательской компетентности»
(МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР)
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
Тихова Лидия Константиновна МБОУ Кесовогорская СОШ
02 НОЯБРЯ 2018 ГОДА
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». В.А. Сухомлинский
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования , изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность . Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция .
(Национальный проект в сфере образования)
Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
(Стандарты второго поколения ФГОС НОО)
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Моя цель: воспитание компетентного
читателя, который имеет
сформированную
духовную потребность
в книге, как средстве познания
мира и самого себя.
В работе по формированию читательской компетенции учащихся я использую ведущие идеи:
1.Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);
2.Идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);
3.Речевое развитие младших школьников.Л .Д. Мали.
4.Теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников
(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина)
5.Методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);
6.Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина)
В своей работе использую опыт и курс Л.Д. Мали «Речевое развитие младших школьников»
Поэтому в разминку включаю упражнения
- на правильное произнесение звуков,
- на отработку дикции,
- на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом),
- темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).
Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, считалками.
Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и ударением.
Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам.
Из системы И.Т.Федоренко использую наиболее эффективные упражнения:
- многократное чтение, чтение в темпе скороговорки,
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Их выполняем коллективно. Занимают они на уроке от 5-7 минут.
На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии :
- личностно ориентированные
-деятельностно- ориентированные
-развивающие технологии критического мышления
-игровые технологии
-проблемного обучения
-дифференцированного обучения.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап : Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап : работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап : работа с текстом после чтения:
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст.
На уроках хорошо работает прием устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Не могу не сказать о тесной связи школы и библиотеки
Библиотекарь- частый гость в классе. Вместе проводим литературные вечера и праздники. Ведь на селе- это очаг культуры. Мои дети –активные читатели. Согласно планированию провожу библиотечные уроки.
Неотъемлемой частью работы учителя является
работа с родителями
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Вовлекаю родителей в детские проекты, требующие совместного с ребенком поиска информации.
Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
В современных условиях большое значение имеет и обучение чтению «про себя». Ведь именно чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению.
“ Губы”
При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!
Знание книг и умение выбирать:
Использую разные виды читательских дневников –
дети знают в конце года будет обязательно поощрение!
Внеурочная деятельность
Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки, прочитанных произведений. Кукольный театр на уроке и во внеурочной деятельности доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
На олимпиадах и конкурсах мои дети занимают призовые места
Мониторинг
№
Ф.И.
Способ чтения
правильность
Темп чтения
осознанность
выразительность
«!» – отлично
«+» - хорошо
«-» - удовлетворительно
«0» - плохо
Научимся читать – научимся мыслить. В.А. Сухомлинский
Спасибо, за внимание!
Источники информации
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа – 1990г. - №8 – стр.52
- Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 1990 г.
- Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2004г.
- Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 1984г.
- Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 1997г.
- Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ под ред. В.В. Давыдова – М., 1991г.
- Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2005г. - №7, стр.88
- Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,1983г. Л.Д.Мали»Речевое развитие младших школьников