Презентация к родительскому собранию по теме : «Психологические особенности Формирование и развитие читательской компетентности у старшеклассников».
Подготовлено
учителем английского языка
МКОУ ШР «СОШ № 12 » Момот Т. П.
Семинар ПТГ «Формирование и развитие
основ читательской компетенции»
02.11.2016 г.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер
Приоритетная цель образования в современной школе
развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Чтение в старшей школе
- Читательская компетентность-
постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
(Из Национальной программы поддержки и развития чтения).
Система общего обязательного образования должна обеспечить необходимый сегодня уровень читательской компетентности, а дополнительное образование и внеурочная деятельность компенсировать недостатки.
Читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного,
сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности.
Возрастные особенности старшеклассников
"Годы юности - самые трудные
годы".
Иммануил Кант
Возраст от 15 до 18 лет –
период ранней юности.
Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.
Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.
Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития:
- обретение чувства личной тождественности и целостности.;
- завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
- активное профессиональное самоопределение;
- развитие готовности к жизненному самоопределению. Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности.
Универсальные учебные действия смыслового чтения и работы с текстом
как средство осуществления выпускниками своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников должна быть сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Стандарт нового поколения
] :
Этапы работы с текстом и методические приёмы
— предтекстовая деятельность (антиципация, мозговой штурм, рассечение вопроса, соревнование с писателем, прогнозы и впечатления, «батарея» предваряющих вопросов, глоссарий и др.);
— текстовая деятельность (путешествие по главам книги, чтение с остановками, пометками, вопросами и обсуждением; «ромашка вопросов»/«ромашка Блума», дневник двойных записей, карта осмысления событий, работа со словом – создание различных кластеров, «Фишбон» и др.);
— послетекстовая деятельность (паутина обсуждений, пирамида фактов, трансформация текста в таблицу/схему/иллюстрацию, синквейн, дискуссия/дебаты на основе прочитанного, ведение журнала чтения и читательской реакции, рефлексивное письмо, написание эссе и др.)
Стратегии обучения чтению
-Чтение с пониманием основного содержания текста ( ознакомительное чтение )
- Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации ( просмотровое/поисковое чтение )
-Выразительное чтение вслух
технологии и стратегии развития чтения:
- Ø Технология развития критического мышления средствами чтения и
- письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек).
- Ø Технология акмеологического чтения, технология «Луч»
- (В.А.Бородина).
- Ø Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.
- Борисова).
- Ø Методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс,
- О.Громова).
- Ø Стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова).
- Ø Технология скорочтения (М.А. Зиганов).
- Ø Методика структурно-логического анализа текста (Н.И. Козлов).
- Ø Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев).
- Ø Методика развивающего чтения (И.И. Тихомирова).
- Ø Технология формирования информационной культуры личности
- (Н.В. Збаровская, Н.И. Гендина).
- Ø Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.
- Соболева, Г.Г. Граник).
- Ø Стандарты оценки качества чтения PISA (понимание текста).
- Ø Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности
- в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.Ю.
- Орлова)».
ЕГЭ:русский язык, английский язык
- Спасибо за внимание! Успехов в работе!
- Спасибо за внимание! Успехов в работе!
- Спасибо за внимание! Успехов в работе!
- Спасибо за внимание! Успехов в работе!
- Спасибо за внимание! Успехов в работе!
- Спасибо за внимание!
- Успехов в работе!