СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности восприятия текста у старшеклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе вы найдёте описание особенностей старшеклассников, важные для создания  условий формирования читательской компетенции у них.

Просмотр содержимого документа
«Особенности восприятия текста у старшеклассников.»

Особенности восприятия информации (текста) у старшеклассников

Возрастные особенности старшеклассников (16-18 лет)

Степень сформированности читательской компетенции

появляется чувство взрослости

понимают ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

расширяется система ценностей

понимают связь литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

формируется нравственный стержень

понимают авторскую позицию, выражают свое отношение к ней;

возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость

интерпретируют (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

происходит самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни

формулируют собственное отношение к произведениям русской литературы;

более осознанно относятся к учению и связывают его с жизненными планами

владеют литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 

стремятся углубить знания в определенной области

умеют анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

занимаются самообразованием, систематически работают с дополнительной литературой, посещают лекции, обучаются в дополнительных школах

определяют в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимают их роль в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

устанавливают довольно прочную связь между профессиональными и учебными интересами



уверенно пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают логически, запоминают осмысленно


стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину


любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное


интересуются не только вопросами теории, но и ходом анализа, способами доказательства.


с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию


любят беседовать по этическим, нравственным проблемам


их мышление носит страстный характер.


закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д.


предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь


происходит духовное и физическое развитие


интенсивно формируется мировоззрение


изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни