Возрастные особенности старшеклассников (16-18 лет) | Степень сформированности читательской компетенции |
появляется чувство взрослости | понимают ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; |
расширяется система ценностей | понимают связь литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; |
формируется нравственный стержень | понимают авторскую позицию, выражают свое отношение к ней; |
возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость | интерпретируют (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; |
происходит самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни | формулируют собственное отношение к произведениям русской литературы;
|
более осознанно относятся к учению и связывают его с жизненными планами | владеют литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; |
стремятся углубить знания в определенной области | умеют анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; |
занимаются самообразованием, систематически работают с дополнительной литературой, посещают лекции, обучаются в дополнительных школах | определяют в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимают их роль в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); |
устанавливают довольно прочную связь между профессиональными и учебными интересами |
|
уверенно пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают логически, запоминают осмысленно | |
стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину | |
любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное | |
интересуются не только вопросами теории, но и ходом анализа, способами доказательства. | |
с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию | |
любят беседовать по этическим, нравственным проблемам | |
их мышление носит страстный характер. | |
закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. | |
предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь | |
происходит духовное и физическое развитие | |
интенсивно формируется мировоззрение | |
изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни | |