Формирование экологических знаний через русский народный фольклор
Кузина Раиса Ивановна, воспитатель
Актуальность
Младшее дошкольное детство – важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон.
Умел дитя родить, умей и научить. Детишек воспитать - не курочек пересчитать. Русские пословицы
Особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игра слов…
ЦЕЛЬ
Создать условия для формирования основ экологического воспитания младших дошкольников средствами народной педагогики
ЗАДАЧИ:
1. Приобщить детей к малым фольклорным формам через разнообразные формы и приемы работы.
2. Создать условия для развития речи младших дошкольников через активизацию и расширение словаря о природном и животном мире, многократного повторения, заучивания потешек, пальчиковых игр, стишков, пестушек и т.д.
3. Развивать чувство ритма, такта, умение повторить.
4. Вызвать положительное эмоциональное впечатление от специально созданных игровых ситуаций.
Эффективность экологического воспитания определяется
- Пониманием проблемы экологического воспитания.
- Владение методикой.
- Использование личностно – ориентированных методов.
Разнообразные формы использования фольклора
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Консультация для воспитателей:
- «Роль потешки о животных и растениях в жизни детей»
- «Фольклор – важная ступень о познании ребенком мира»
- «Календарные праздники» («Люблю березку русскую», «Весенняя ярмарка»)
- «Весенний праздник Масленица»
Экологический проект о птицах
Консультации: - «Солнышко, появись, красное, покажись» - «Влияние русского фольклора на развитие речи» - Занятие «мой ласковый и нежный зверь». «В гостях у Мурки» - Совместная деятельность: «Серенькая кошечка», «Любят наши детушки бывать у бабы, дедушки»
ПОЁМ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Благодарю за внимание!
Список используемой литературы: