ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И.Н.УЛЬЯНОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе дополнительного профессионального образования
( профессиональная переподготовка)
направление « Педагогика дополнительного образования »
ТЕМА: Формирование экологической культуры детей младшего
школьного возраста в условиях дополнительного образования
Слушатель: Г.И.Ерукова
Научный руководитель: Е.Л.Петренко
Ульяновск, 2016
Цель нашей работы:
теоретически обосновать и экспериментально
проверить систему форм и методов организации
образовательного процесса, способствующего
формированию экологической культуры детей
младшего школьного возраста на занятиях
по цветоводству в системе дополнительного образования.
Объект исследования –
экологическая культура младших школьников
Предмет исследования –
процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста
в условиях дополнительного образования.
Гипотеза:
систематическая работа с детьми младшего
школьного возраста по экологическому
образованию в рамках детского объединения
«Юный цветовод» способствует формированию экологической культуры учащихся,
повышению уровня знаний, углублению
мотивации и активизации деятельности,
учащихся в природе.
З адачи:
- рассмотреть проблемы формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования в психолого-педагогической литературе;
- уточнить сущность, структуру и раскрыть содержание понятия экологическая культура младших школьников;
- разработать модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях детского объединения «Юный цветовод»;
- апробировать модель формирования экологической культуры младших школьников в учреждении дополнительного образования.
База исследования:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов города Димитровграда»
Объединение «Юный цветовод»
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что
экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов
личности. Она может рассматриваться как главный система образующий фактор,
способствующий формированию экологической культуры детей, образованию у них подлинной
интеллигентности и цивилизованности.
Экологическая культура младших школьников – интегративное качество личности,
включающее: владение представлениями о необходимости выполнять установленные нормы и
проценностные ориентации в социоприродной сфере; ответственность за сохранение
естественного природного окружения.
Его структура представлена когнитивным, мотивационно-ценностным идеятельностным вила
природопользования; мотивированность на компонентами.
Когнитивный компонент включает знания: о природе и явлениях, происходящих в ней;
объектах природной среды; взаимоотношении человека и природы;
об использовании природных богатств, в первую очередь, родного региона,
а также наличие экологических представлений и первоначальных понятий
согласно возрастным особенностям младших школьников.
Мотивационно-ценностный критерий включает потребности к взаимодействию
с природой,
интерес к ее изучению, развитость экологических чувств и интереса к людям,
к природной среде,в которой живут дети, к экологической деятельности в этой среде.
Деятельностный критерий представляет собой проявление экологической культуры
в практической деятельности, сформированность привычек бережного отношения
к природе, стремление к охране окружающей среды.
Учебный план
№ блока
наименование блока
/наименование занятия
всего
1
Учебные занятия
2
Введение.
(количество часов)
теория
3
6
Многообразия растительного мира
практика
Цветы вокруг нас.
2
26
4
экскурсия
22
5
Агротехника комнатных растений
8
Конт
резерв
10
12
14
6
4
Размножение комнатных растений.
роль
7
6
6
28
4
Выращивание рассады для цветников.
30
Работы в цветнике.
4
10
2
24
Итого:
4
18
2 +*
144
2+
22
4
14
+
34
+
86
+
16
4+
8+
Примечание:
«+» контроль проводится в ходе проведения комбинированного занятия
«*» контроль проводится в ходе проведения практического занятия
- Самостоятельная работа по уходу за комнатными растениями
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений
Таким образом
Кружковая работа в системе дополнительного образования является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с детьми младшего школьного возраста значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения по уходу за комнатными растениями, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !