ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра педагогики и психологии
Выступление
Формирование экологической культуры у младших школьников в рамках внеурочной деятельности
ВЫПОЛНИЛА:
Колесова Валентина Васильевна,
МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова»
г. Мончегорска
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Охрименко Татьяна Сергеевна,
ст. преподаватель кафедры ПиП
Мурманск
2018
В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. От экологического невежества людей до преступления – один шаг.
Наиболее распространённая причина негативного отношения к природе у детей – отсутствие знаний о растениях, животных. Здесь сказывается ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города; недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру.
Вот почему одной из приоритетных задач школы является воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы; формирование способности пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде. Это предполагает активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
- развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Я акцентирую внимание на формировании экологической культуры младших школьников в ходе внеурочной деятельности.
В Основной образовательной программе начального общего образования определено место и зафиксированы способы формирования экологической культуры, раздел 2.4. «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
ФГОС ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, среди которых выделяем «основы экологической культуры».
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи разнообразной внеклассной деятельности. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Вот поэтому, в начальной школе МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова» разработан и эффективно реализуется долгосрочный экологический проект «Друзья природы» в рамках внеурочной деятельности. В проекте чётко обозначены цели, задачи с обоснованием актуальности, ожидаемые результаты, сроки, основные этапы и мониторинг реализации проекта.
Более детально остановлюсь на практическом этапе. Приоритетными формами деятельности мы выбрали следующие: экологические акции, познавательно-исследовательские игры, заповедный урок, коллективные и групповые проекты. В качестве примеров остановлюсь на тех, где мои воспитанники принимала активное участие, а я являлась инициатором и организатором.
В ходе городской традиционной экологической акции «Зеленый чистый Мончегорск» обучающие начальной школы активно и результативно участвуют в творческих конкурсах. Однако, анкетирование по итогам свидетельствует о том, что самым ярким и запоминающим событием является посадка деревьев у лицея и прилегающих территориях совместно со старшеклассниками.
Ежегодная экологическая акция «Сохраним леса Заполярья» - методически грамотно продуманные мероприятия: конкурсы рисунков, поделок из подручного материала, стихотворений и миниатюр. Но главное – распространение листовок среди горожан о сохранении ёлочек.
Экологическая акция «Если хочешь изменить мир…», разработанная в школе 1 ступени МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова» совместно с волонтёрами «Кольской ГМК» в рамках проекта, ценна практической направленностью. Практическая составляющая экологической акции - сбор макулатуры и пластика, организованный волонтёрским движением «Комбинат добра» в декабре 2017 года. Результатом стали около 800 кг макулатуры, чуть более 40 кг пластика, экологический праздник «Ёлочка, живи» с награждением всех участников (грамоты и сладкие призы) и победителей, которые получили грамоты и бесплатный сертификат в «Берег Развлечений».
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим в реализации проекта.
Традиционно в сентябре обучающиеся МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова» убирают прибрежную территорию озера Имандра. После уборки прибрежной территории озера Имандра распространяют среди прохожих листовки с призывом беречь и охранять водоёмы края. Прохожие с пониманием и живым интересом принимают обращения и благодарят детей за труд.
Рефлексия – это творческие работы после трудового десанта. В каждом произведении прослеживается неравнодушие, огромная заинтересованность в этой деятельности. Дети писали рассказы-заметки, стихи и синквейны. Оригинальность детского изложения мыслей, чувств и переживаний удивляет и радует.
В 2017/2018 году мои первоклассники впервые приняли участие в этом мероприятии. Накануне акции на базе детской городской экологической акции прошла торжественная церемония «Посвящение в экологи» с просмотром и обсуждением мультфильмов на экологическую тему, созданных членами объединения «Юные друзья природы» при экологической библиотеке.
С целью повышения уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры в начальной школе работает кружок «Мой край». На протяжении многих лет я являюсь его руководителем. Рабочая программа кружка разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы Лицея имени В.Г.Сизова и реализуется через изучение произведений Мурманских авторов и произведений устного народного творчества, с использованием учебно-наглядного пособия под редакцией П.Ю. Уткова и П.В. Фёдорова, Программы под редакцией Оломской Т.И.. В рамках кружковой деятельности провожу мероприятия экологической направленности разных уровней.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год был объявлен Годом экологии в России. Мы активно включились в реализацию Проекта «Всероссийский заповедный урок»: просмотрели и обсудили серию кинофрагментов, провели Заповедный урок, подготовили творческие работы – открытки-поздравления, поздравление Лапландскому заповеднику. Презентация диска «С юбилеем поздравляем…» прошла на занятии кружка «Мой край» по теме «Заповедные острова России», 4 февраля 2017 года в рамках общественной экспертизы «Познание и творчество». Все материалы отправлены в оргкомитет экологического движения. Оценка нашей работы: Диплом за проведение Всероссийского заповедного урока «Заповедные острова. Сохраняя будущее» и благодарность МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова».
Познавательно-исследовательская игра «Уникальное чудо природы» на основе квазе-исследования стала итоговым мероприятием на завершающей стадии краткосрочного проекта «Год скопы в России». В ходе игры 4-классники добывали знания, интерпретируя и преобразовывая информацию, проверяли истинность утверждений опытным путём совместно с 10-классниками – разрушителями легенд. Рефлексия на завершающем этапе мероприятия выявила высокий уровень познавательных интересов и учебной мотивации в ходе всей игры. По рейтингу ответов на вопрос о значимости и важности мероприятия первую строчку занял ответ, непосредственно связанный с экологией: «охрана и защита скопы».
Таким образом, трудовые экологические акции и десанты, проекты, кружковая деятельность способствуют активизации природоохранного движения среди детей, содействуют стимулированию познавательной активности школьников, развитию их творческих способностей и межличностных отношений.
Системная работа на ступени начального общего образования по реализации экологического проекта «Друзья природы» направлена на развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы; способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Список литературы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей имени В.Г. Сизова»
Потапова. Т.В. "О формировании концепции экологического воспитания дошкольников". // Сб. "Развитие непрерывного экологического образования: материалы 1-й Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию". М. МНЭПУ. 2005. Стр. 42-53.
Потапова. Т.В. "Экологическая культура в раннем детстве". // Обруч. N2, 2006,с.8-10.
Формирование экологической культуры младших школьников
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/06/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshikh-shkolnikov
Формирование экологической культуры младших школьников
https://infourok.ru/formirovanie_ekologicheskoy_kultury_mladshih_shkolnikov-128198.htm
Приложение 1
Синквейны:
«Природа
Красивая, необыкновенная
Развивается, поёт, приумножается
Люди, будьте милосерднее!
Жизнь» (Молина Софья, Малозёмова Светлана, Иванова Дарья, Давыдов Данил, учащиеся 4А класса)
«Мусор
Неприятный, бесполезный
Портит, вредит, убивает,
Заражает окружающую среду
Грязь» (Климов Кирилл, Сапогов Евгений, учащиеся 4А класса)
Детские заметки – рассказы и стихи:
«Здравствуй, райский уголок, Лапландский заповедник! Я, стройная Берёзка, хочу тебе поведать одну интересную историю. Живу я на берегу озере Имандра. Однажды солнечным осенним утром я любовалась синей гладью воды, радовалась птичкам, которые перелетали с веточки на веточку. Лёгкий ветерок нежно шевелил мои листочки. И вдруг мой покой звонкий смех и голоса ребят. На прибрежную полосу прибежали ребята. Дети ходили вокруг меня, моих подружек и наводили порядок: собирали фантики, бумажки, бутылки. Работали «с огоньком» и вскоре наша аллейка засияла. Когда ребята уходили, мы долго, в знак благодарности, махали веточками вслед» (Малозёмова Светлана, 4А класс)
«Я – камешек! Живу на берегу озера Имандра. Недавно к нам приходили дети, их было много. Они о чём-то оживлённо разговаривали, смеялись и убирали всё, что нам мешало жить. Все мои камешки-друзья, травка, кусты и деревья были очень рады. Ребята нас не трогали. Они складывали в мешки всё, что мешало нам жить свободно и счастливо. Дети очень старались и всё ненужное нам убрали. Огромное им спасибо!» (Иванова Дарья, 4А класс)
«Вот эта новость! Мы идём убирать прибрежную территорию озера Имандра! Классно! … Чего мы только не находили!?... Очень горько и обидно: весь этот мусор оставили жители нашего города, т.е. мы – мончегорцы… Мы очень рады, что внесли свой небольшой вклад в одно большое дело по охране окружающей среды!» (Данил и Кирилл Давыдовы, 4А класс)
«Мусора было много. Но мы не унывали. Сама природа нам помогала: улыбалось солнышко, чистое небо струило на землю яркий свет, а слабый ветерок постёгивал нас. Мы быстро управились. Берег озера засиял чистотой. Я надеюсь, что мончегорцы будут убирать за собой мусор, сохранять красоту природы» (Паседько Яна, 4Акласс)
«Была прекрасная погода! Солнышко улыбалось и дарило свои лучи земле и людям. В этот день мы, это 4А класс, отправились на трудовой десант. Мусора было уйма! Всё отправлялось в мешки. Работали мы дружно, с энтузиазмом, но было очень обидно за жителей нашего города, которые сумели так засорить прибрежную полосу озера Имандра» (Степанова Екатерина, 4А класс)
«В нашем городе чудесном
Есть озёра – красота!
Очень хочется, чтоб было
Чисто-чисто там всегда.
И поэтому однажды
В тихий солнечный денёк
Мы собрались дружно классом
На прибрежный уголок.
Мы сначала испугались:
Сколько мусора вокруг!
Но совсем не растерялись,
Началась работа вдруг.
Мы смеялись и шутили,
Шла уборка чередом,
А потом вдруг удивились:
Стало чисто всё кругом!
Наша Имандра, как в сказке,
Синевой ласкает глаз
И одаривает лаской
Наш четвёртый дружный класс!» (Кофейникова Софья, 4А класс)
Приложение 2
Я верю, что экологическое движение и заповедная система будут развиваться не только в России. Ведь Ваша деятельность, уважаемые сотрудники, особенно важна и полезна не только для природы, но и для нас, детей, и для будущего Земли! Шибаев Матвей
Нет ничего прекраснее на свете, чем первозданная, нетронутая человеком, природа! Хочу, чтобы люди гордились богатой природой нашей Родины! Пусть в Красной книге будет меньше страниц! Давайте беречь и ценить чистоту природы, и она ответит нам добром! Самсоненко Анна
Места заповедные Софья Кофейникова
Есть в России места заповедные,
Где спокойствием дышат леса,
Где безмолвные зори рассветные,
Где свободно дышать небесам.
Там не слышится города шумного.
Гул машин, грохот строек и гам
Среди мира людского безумного,
Что не слышит Земли голоса.
Есть места, где легко и свободно
Дышит грудь, тишина и покой…
Где мы рядом с живою природой,
Безмятежен простор голубой.
Где цветы и зелёные травы
Тихо шепчут о чём-то, клонясь,
Где средь тихой тенистой дубравы
Бродят звери, ничуть не боясь.
Очень мало тех мест есть на карте,
И, поэтому, я вам скажу:
- Понапрасну природу не тратьте,
Берегите её, я прошу!
Вы живите, прошу, заповедники,
Охраняя кусочки Земли!
Чтоб охотники и браконьеры
Уничтожить её не смогли.
Чтобы жили места заповедные,
Где пахучие травы, цветы
Шепчут сказки друг другу волшебные,
Где свобода и мир красоты!
За Полярным кругом есть
Заповедный уголок.
В мире там живут медведи,
Рыси, белки и олени. Яна Паседько
В заповеднике дремучем
Никогда не будет скучно,
Здесь деревья-великаны и
Цветочные поляны…
Если летом очень жарко,
То прохлада ждёт нас в парке.
Если в доме стало тесно,
Здесь гулять всем интересно.
В праздник парков этих чудных –
Заповедников нелюдных
Всем напомним людям дружно,
Что беречь природу нужно! Ксения Малютина
Уважаемые работники Лапландского заповедника! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем Заповедной системы в России. Хочу, чтобы Ваша бескорыстная работа приносила успехи. Я уверен, что благодаря Вам будет сохранено уникальное разнообразие животных и растений Севера. Данил Давыдов
Заповедник
Миролюбивый, заботливый,
Защищает, размножает, бережёт
Природа процветает под охраной страны
Дом Светлана Малозёмова
Уважаемые сотрудники Лапландского заповедника! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем Заповедной системы в России. Я знаю, что только у Вас, в реках, сохранилась жемчужница европейская – моллюск, занесённый в Красную книгу России. Надеюсь, что, благодаря Вам, этот вид будет развиваться. Верю, что главная задача заповедника – сохранение северной тайги, горных тундр и популяции дикого оленя – будет Вами успешно решена. Давыдов Кирилл
Заповедная система России, с юбилеем!
Истребляли мы животных,
Не щадили мир растений.
Но сто лет тому назад
Мы решили измениться:
Заповедники создали… Дарья Павлова
Заповедник! Пусть жизнь твоя будет долгой и благополучной! Пусть каждое время года украшает тебя по-своему, и никогда не завершится твой волшебный круговорот!
Пусть на просторах великой России всегда шумят леса, поют вольные птицы и бегут реки. Даниил Самсоненко
Заповедник
Разнообразный, уникальный,
Украшает, оберегает, помогает,
Умножает богатство природного мира
Система Тимур Голованов
Уважаемые работники Заповедной системы! С юбилеем! У вас ответственная работа. Вы - хранители природных богатств России. Низкий Вам поклон за уникальный уголок на Кольском полуострове. Много есть красот на свете, а Лапландия одна! Спасибо Вам за труд! София Шиловская