СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для формирования естественнонаучной грамотности у учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе»

  Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе      Подготовили учителя начальных классов МБОУ СОШ№ 9  Хохлатова И.Е., Павлюченко Е.В.

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

Подготовили

учителя начальных классов

МБОУ СОШ№ 9

Хохлатова И.Е.,

Павлюченко Е.В.

« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета ». К.Д. Ушинский

« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета ».

К.Д. Ушинский

Сегодняшний школьник живет в открытом миру обществе, постоянно испытывает давление разнообразной информации, которая воздействует на его мышление и эмоциональную сферу и создает потребительское отношение к информации. Ребенок получает большой объем информации. Это создает серьезные проблемы, затрудняющие целостное развитие личности: недостаточный словарный запас, отсутствие собственного выработанного отношения к прочитанному. Увлечение виртуальным общением приводит к тому, что учащиеся психологически не готовы к коммуникации, у них недостаточен навык слушания и понимания слова, в том числе и при чтении текстов. Особую актуальным становится развитие интеллектуально-речевых умений учащихся, которые являются составной частью понятия функционально грамотная личность.

Сегодняшний школьник живет в открытом миру обществе, постоянно испытывает давление разнообразной информации, которая воздействует на его мышление и эмоциональную сферу и создает потребительское отношение к информации. Ребенок получает большой объем информации. Это создает серьезные проблемы, затрудняющие целостное развитие личности: недостаточный словарный запас, отсутствие собственного выработанного отношения к прочитанному. Увлечение виртуальным общением приводит к тому, что учащиеся психологически не готовы к коммуникации, у них недостаточен навык слушания и понимания слова, в том числе и при чтении текстов.

Особую актуальным становится развитие интеллектуально-речевых умений учащихся, которые являются составной частью понятия функционально грамотная личность.

Что такое  функциональная грамотность?  Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам —  «Наши дети не умеют читать»,  «Они не понимают, что прочитали», «Ребенок прочел толстую книгу и ничего не может о ней рассказать».  Получается, что навык чтения и умение читать — вовсе не одно и то же.  Алексей Леонтьев говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией.

Что такое функциональная грамотность? Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам — «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ребенок прочел толстую книгу и ничего не может о ней рассказать». Получается, что навык чтения и умение читать — вовсе не одно и то же. Алексей Леонтьев говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.

Работа с информацией

является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.

Проблемы учебных текстов   Часто неинтересные, непонятные; Неоправданно большие по объему; Мало информации, актуальной для учащихся; Редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Проблемы учебных текстов

  • Часто неинтересные, непонятные;
  • Неоправданно большие по объему;
  • Мало информации, актуальной для учащихся;
  • Редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Содержание заданий для успешного формирования естественнонаучной грамотности   Информация в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. Задания, составленные из разных предметных областей. Задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться. Задания, требующие привлечения дополнительной информации. Комплексные и структурированные задания.

Содержание заданий для успешного формирования естественнонаучной грамотности

  • Информация в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.
  • Задания, составленные из разных предметных областей.
  • Задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.
  • Задания, требующие привлечения дополнительной информации.
  • Комплексные и структурированные задания.
1 класс  Тема «Вопросы о природе.  Способы получения ответов» Рабочая тетрадь Учебник

1 класс Тема «Вопросы о природе. Способы получения ответов»

Рабочая тетрадь

Учебник

 Тема «Вода и её превращения» Рабочая тетрадь Учебник

Тема «Вода и её превращения»

Рабочая тетрадь

Учебник

2 класс  Тема «Жизнь на подоконнике» Учебник Рабочая тетрадь

2 класс Тема «Жизнь на подоконнике»

Учебник

Рабочая тетрадь

1.Изучите листовку. 2.Выпишите плюсы и минусы употребления напитка. 3.Сформулируйте вывод. 1.Изучите состав напитка  «Кока-кола». 2.Выпишите слова: диоксид углерода, ортофосфорная кислота. 3.Найдите в Интернете информацию о данных веществах.

1.Изучите листовку.

2.Выпишите плюсы и минусы

употребления напитка.

3.Сформулируйте вывод.

1.Изучите состав напитка

«Кока-кола».

2.Выпишите слова:

диоксид углерода, ортофосфорная кислота.

3.Найдите в Интернете информацию о данных веществах.

Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:   *формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста; *использование полученной информации в новой ситуации; *сопоставление новой и ранее полученной информации;  *выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов. Окружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»

Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:

*формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;

*использование полученной информации в новой ситуации;

*сопоставление новой и ранее полученной информации; *выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

Окружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»

Рассказать по плакату о свойствах воды.

Рассказать по плакату о свойствах воды.

  Использование кроссвордов,  ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся    лиса

Использование кроссвордов, ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся

лиса

Учебник «Окружающий мир»  УМК «Школа России» опирается на коммуникативные технологии

Учебник «Окружающий мир» УМК «Школа России» опирается на коммуникативные технологии

Цель - научить школьников :    общаться с одноклассниками и взрослыми;  обосновывать собственную точку зрения;  уважать другую точку зрения;  владеть устной диалогической речью  смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения;

Цель - научить школьников :

общаться с одноклассниками и взрослыми;

  • обосновывать собственную точку зрения;
  • уважать другую точку зрения;
  • владеть устной диалогической речью
  • смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения;

Важное значение имеет развитие УУД

Важное значение имеет развитие УУД

Использование  информационно – коммуникационных технологий    на различных этапах урока позволяет:   овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Использование  информационно – коммуникационных технологий   на различных этапах урока позволяет:

  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений

Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений

Внеклассные мероприятия,  направленные на развитие функциональной грамотности   В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Групповая работа как средство формирования функциональной грамотности  Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Групповая работа как средство формирования функциональной грамотности

Цель групповой работы:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

 Положительные моменты  групповой работы эмоциональная поддержка; нет давящего авторитета учителя; основа «умения учиться»; сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»; человеческие и деловые отношения.

Положительные моменты групповой работы

  • эмоциональная поддержка;
  • нет давящего авторитета учителя;
  • основа «умения учиться»;
  • сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»;
  • человеческие и деловые отношения.

   - проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира  - участие в школьных научно-практических конференциях  Проектная деятельность

- проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира - участие в школьных научно-практических

конференциях

Проектная деятельность

      Работа над проектом  «Дорожная азбука» Группы работали по направлениям: «Дорожные знаки» «На улицах города» «Соблюдай правила дорожного движения»

Работа над проектом «Дорожная азбука»

Группы работали по направлениям:

«Дорожные знаки»

«На улицах города»

«Соблюдай правила дорожного движения»

Работа над исследовательским  проектом  «Как образуется ржавчина»   Проблема: на предметах образуется ржавчина.   Цель проекта:  провести исследование процесса образования ржавчины и выяснить методы защиты от ржавчины. Задачи: 1.  Узнать, что такое ржавчина, почему она  возникает.  2.В каких растворах образуется ржавчина.  3.Выяснить методы защиты от ржавчины. Гипотеза: если установим причины образования ржавчины на железе, то сохраним многие домашние вещи, которые тоже могут заржаветь.

Работа над исследовательским проектом «Как образуется ржавчина»

Проблема: на предметах образуется ржавчина.

Цель проекта: провести исследование процесса образования ржавчины и выяснить методы защиты от ржавчины.

Задачи: 1. Узнать, что такое ржавчина, почему она

возникает.

2.В каких растворах образуется ржавчина.

3.Выяснить методы защиты от ржавчины.

Гипотеза: если установим причины образования ржавчины на железе, то сохраним многие домашние вещи, которые тоже могут заржаветь.

Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена  на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
  • Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
  • Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

 «Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать».  Абрахам Джошуа Гешель (1907 — 1972, еврейский философ)

«Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать». Абрахам Джошуа Гешель (1907 — 1972, еврейский философ)

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!