Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе
Подготовили
учителя начальных классов
МБОУ СОШ№ 9
Хохлатова И.Е.,
Павлюченко Е.В.
« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета ».
К.Д. Ушинский
Сегодняшний школьник живет в открытом миру обществе, постоянно испытывает давление разнообразной информации, которая воздействует на его мышление и эмоциональную сферу и создает потребительское отношение к информации. Ребенок получает большой объем информации. Это создает серьезные проблемы, затрудняющие целостное развитие личности: недостаточный словарный запас, отсутствие собственного выработанного отношения к прочитанному. Увлечение виртуальным общением приводит к тому, что учащиеся психологически не готовы к коммуникации, у них недостаточен навык слушания и понимания слова, в том числе и при чтении текстов.
Особую актуальным становится развитие интеллектуально-речевых умений учащихся, которые являются составной частью понятия функционально грамотная личность.
Что такое функциональная грамотность? Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам — «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ребенок прочел толстую книгу и ничего не может о ней рассказать». Получается, что навык чтения и умение читать — вовсе не одно и то же. Алексей Леонтьев говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией.
Работа с информацией
является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.
Проблемы учебных текстов
- Часто неинтересные, непонятные;
- Неоправданно большие по объему;
- Мало информации, актуальной для учащихся;
- Редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Содержание заданий для успешного формирования естественнонаучной грамотности
- Информация в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.
- Задания, составленные из разных предметных областей.
- Задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.
- Задания, требующие привлечения дополнительной информации.
- Комплексные и структурированные задания.
1 класс Тема «Вопросы о природе. Способы получения ответов»
Рабочая тетрадь
Учебник
Тема «Вода и её превращения»
Рабочая тетрадь
Учебник
2 класс Тема «Жизнь на подоконнике»
Учебник
Рабочая тетрадь
1.Изучите листовку.
2.Выпишите плюсы и минусы
употребления напитка.
3.Сформулируйте вывод.
1.Изучите состав напитка
«Кока-кола».
2.Выпишите слова:
диоксид углерода, ортофосфорная кислота.
3.Найдите в Интернете информацию о данных веществах.
Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:
*формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;
*использование полученной информации в новой ситуации;
*сопоставление новой и ранее полученной информации; *выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.
Окружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»
Рассказать по плакату о свойствах воды.
Использование кроссвордов, ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся
лиса
Учебник «Окружающий мир» УМК «Школа России» опирается на коммуникативные технологии
Цель - научить школьников :
общаться с одноклассниками и взрослыми;
- обосновывать собственную точку зрения;
- уважать другую точку зрения;
- владеть устной диалогической речью
- смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения;
Важное значение имеет развитие УУД
Использование информационно – коммуникационных технологий на различных этапах урока позволяет:
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Подготовка дополнительного материала к урокам в форме сообщений
Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности
В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Групповая работа как средство формирования функциональной грамотности
Цель групповой работы:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Положительные моменты групповой работы
- эмоциональная поддержка;
- нет давящего авторитета учителя;
- основа «умения учиться»;
- сочетание на уроке «обучения» и «воспитания»;
- человеческие и деловые отношения.
- проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира - участие в школьных научно-практических
конференциях
Проектная деятельность
Работа над проектом «Дорожная азбука»
Группы работали по направлениям:
«Дорожные знаки»
«На улицах города»
«Соблюдай правила дорожного движения»
Работа над исследовательским проектом «Как образуется ржавчина»
Проблема: на предметах образуется ржавчина.
Цель проекта: провести исследование процесса образования ржавчины и выяснить методы защиты от ржавчины.
Задачи: 1. Узнать, что такое ржавчина, почему она
возникает.
2.В каких растворах образуется ржавчина.
3.Выяснить методы защиты от ржавчины.
Гипотеза: если установим причины образования ржавчины на железе, то сохраним многие домашние вещи, которые тоже могут заржаветь.
- Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
- Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
«Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать». Абрахам Джошуа Гешель (1907 — 1972, еврейский философ)