СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет  учителям сориентироваться в вопросе подбора материала по теме " Формирование финансовой грамотности в начальной школе" 

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности в начальной школе»

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»



Слайд 2 «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».Бертольд Авербах, немецкий писатель и поэт

Слайд 3 Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.

Необходимость внедрения финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. А это требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Слайд 4

Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена как одна из важнейших.

Слайд 5 Нормативная база

Формирование финансовой грамотности является обязательным начиная с

1класса, это закреплено в ФГОС НОО( Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). В новом ФГОС НОО элементы финансовой грамотности включены в требования к результатам освоения предметов "Математика" и "Окружающий мир" (пп. 7 п. 43.4 и пп. 9 п. 43.5 ФГОС НОО).

Но в учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Воспитывать финансовую грамотность можно через интеграцию в урочную деятельность.

Слайд 6 Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение. Из предложенных учебных материалов этого УМК учитель может составить как сценарий целого урока, так и его фрагмента. На этих уроках учащиеся развивают финансовое мышление, логику, учатся анализировать, делать выводы о тратах и сбережениях, повышая тем самым уровень своей финансовой культуры.

Слайд 7-12

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. Анализ федеральных рабочих программ показал, что только программа по окружающему миру содержит элементы финансовой грамотности как самостоятельные дидактические единицы. Так, в 3 классе в раздел "Человек и общество" включены темы финансовой грамотности "Семейный бюджет" и "Финансовая безопасность". На слайдах представлены разделы и содержание федеральной рабочей программы по учебному предмету "Окружающий мир" в начальной школе и соответствующие им элементы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, а также примеры заданий учебника и электронных ресурсов.

Слайд 13-19

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В федеральной рабочей программе по учебному предмету "Математика" ФОП НОО отмечается, что изучение математики в начальной школе имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики.

Слайд 20- 23 Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел,  решают простые задачи.  Затем знакомятся с денежной единицей –рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках.  Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Решая эти задачи, обучающиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С.

В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.

На слайдах были представлены разделы и содержание федеральной рабочей программы по математике в начальной школе и соответствующие им элементы финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, примеры заданий учебника.

Слайд 24-26

На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также  ребусы, анаграммы, пословицы.

Слайд 27 При изучении тем по финансовой грамотности я отдаю предпочтение активным и интерактивным методам обучения. Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая.

Остановлюсь лишь на некоторых

Слайд 28 Метод«Один — два — вместе».

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.

Слайд 29 Мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Слайд 30 Метод Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, я имею в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Кейс(работа в группе)

СЕМЬЯ

Папа (работает): зарплата 100 тыс. р., написал книгу и получил го­норар 200 тыс. р.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. р., получила премию 40 тыс. р.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. р., выиграла в лотерею 4 тыс. р.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. р., участвовал в проекте и получил 40 тыс. р.

У семьи есть вклад в банке - 800 тыс. р., годовой процент по вкла­дам - 10%.

На текущие покупки тратили 90 тыс. р. в месяц, на коммунальные услуги, транспорт и лечение - 20 тыс. р. в месяц. Купили телевизор за 40 тыс. р. и компьютер за 30 тыс. р. Отдых всех членов семьи обошёлся в 400 тыс. р.

Задание

Заполните таблицу «Доходы».

Заполните таблицу «Расходы».

Составьте годовой бюджет семьи.

Определите среднегодовой доход на каждого члена семьи.

Предложите, как семья может распорядиться своими сбере­жениями.


Слайд 31*По́стер (англ. poster — «афиша, объявление, плакат»): Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей (чаще с изображением актера, музыканта, спортсмена).

В начальной школе постер может быть выполнен на 1/2 или 1/4 листа ватмана. Он должен иметь большой и чёткий заголовок, в котором указана тема работы. Основную часть занимает иллюстративный материал: готовые картинки или рисунки автора. Текст к ним должен быть кратким и написан крупным шрифтом. На постере обязательно должны быть указаны имя автора и список источников (книг, статей и сайтов), материалы которые были изучены при работе над исследованием или проектом. Приведу пример в теме: «Значение денег в нашей жизни»

Нарисуйте или подберите рисунки к следующим ситуациям:

Человек совершает покупки.

Человек едет в отпуск.

Мобильная связь прервана.

Заправка автотранспорта.

Платные услуги в школе.

Зарплатная карта родителей.

Расположите ваши картинки на листе формата А3 и соедините их стрелками таким образом, чтобы проиллюстрировать круговое движе­ние денег.

А также Слайд 32- 35 Дерево решений, Мозговой штурм, Проекты, диаграммы связей.

На современном этапе навыки финансовой грамотности необходимы также при выполнении ВПР и  Комплексных метапредметных работ.

Слайд 36- 40 Одной из удобных форм деятельности является внеурочная деятельность. Которая включает в себя: классные часы, проектную деятельность и другие формы работы. О них расскажут сегодня мои коллеги. Остановлюсь лишь на проекте, с которым мы с моим учеником стали победителями на муниципальной выставке –конференции школьников «Юные исследователи- будущее Севера» в секции «Экономика».

Слайд 41- 42

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:

  1. Электронные приложения к учебникам.

2.Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; 

3. Онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов;

4. Интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и - Сборник математических задач "Основы финансовой грамотности". В трех томах. Т. 1. Для 1 - 4-х классов/составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. - Москва, 2019. - 51 с. - Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности - М.: "Издание книг ком", 2022. - 80 с. - URL: https://fincult.info/upload/iblock/3b3/skazki_igry_fin_gr.pdf

Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.

- Анимированные презентации для школьников https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/.



- Мультипликационные фильмы о финансах//[Сайт]. - URL: https://моифинансы.рф/materials/multiki-o-finansah-5/



- Мультфильм "Смешарики: Азбука финансовой грамотности" - https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/smeshariki/



- Мультсериал "Богатый бобренок" - https://bobrenok.oc3,ru/



- Журнал "Смешарики" - моифинансы.рф/materials/detskij-zhurnal-smeshariki/

- Онлайн-игра "Смешарики в мире финансов" https://моифинансы.рф/materials/onlajn-igra-smeshariki-v-mire-finansov/.



- Интерактивный сборник задач для устного счета - https://etudes.ru/sketches/rachinsky/

Слайд 43

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:

  • понимание природы и функции денег;

  • умение ценить деньги;

  • умение считать деньги;

  • умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

  • умение экономить и сберегать;

  • умение тратить деньги и жить по средствам;

  • умение делиться.

Позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

Финансово грамотный человек это тот, кто ведёт учёт доходам и расходам, имеет сбережения, тратит меньше, чем зарабатывает, умеет выбирать финансовые услуги, владеет актуальной информацией о финансах и знает свои права.

Слайд44

Модель формирования финансово грамотного младшего школьника сопоставима с уходом за растением, где растение это финансовая грамотность, вода- игровая деятельность, а учитель -лейка.

Слайд 45 Спасибо за внимание