Министерство образования Красноярского края
Администрация ЗАТО г.Железногорск Красноярский край
МБОУ Школа № 106
Педсовет на тему:
«Формирование и оценивание функциональной грамотности.»
Учитель: Шаньшарова Н.Н.
Железногорск 2025 г.
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги, свое выступление хотела бы начать словами Бертольда Авербаха
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Слайд 2
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Слайд 3
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах
Слайд 4
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.
Слайд 5
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
«Моя семья» (Что нужно семье)
«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)
«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)
«Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)
Слайд 6
«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения) и т.д.
Слайд 7
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, решают простые задачи. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления.
Слайд 8
Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.
Слайд 9
На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами, соедини линиями продолжение пословицы и т. д.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также ребусы, анаграммы, пословицы.
Слайд 10
На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).
Слайд 11
Воспитывать финансовую грамотность можно не только через интеграцию в урочную деятельность, но и классные часы, проектную деятельность а так же внеурочную деятельность:
«Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения)
«Учись учиться» (работа с различной информацией)
«Разговор о правильном питании» (игры)
«Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
Слайд 12
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.
Слайд 13
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:
1. Электронные приложения к учебникам.
2. Интернет – ресурсы:
Слайд 14
Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах.
Слайд 15
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.